А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Спонсоры |
![]() Центр |
Юрий АндроповОб авторе: Поэт, дипломат. В МИДе в 1953-1957 гг. Зав. 4-м Европейским отделом МИД СССР... |
Полина АндруковичОб авторе: Окончила ВГИК как художник анимационного фильма. Участвовала в коллективных... |
Михаил АнищенкоОб авторе: Поэт, прозаик. Работал фрезеровщиком, слесарем, сантехником, сторожем... |
РегионыЦентрРоссияБарнаулБелгородВладивостокВладикавказВладимирВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() Илья ДацкевичПро стихи Олега ГригорьеваI Говоря о поэзии Григорьева трудно употреблять слово «герой». Скорее подходит понятие «персонаж». Все действующие лица в поэзии Григорьева персонажи. Даже те, что ненадолго ставятся автором на место лирического героя и (отчасти) выполняют его функцию. Такие персонажи всё равно остаются персонажами, не будучи способны отразить в себе ни личность автора, ни чью-либо личность вообще. Это чаще всего какие-то советские дурачки, люди полностью социально обезличенные и дезорганизованные. Они совершают странные и зачастую жестокие по отношению к себе или к другим поступки; они же спокойно подобные поступки воспринимают: «Сосед купну пнул сапогом Нарушил её конструкцию. Привезли из больницы потом Идёт реконструкция». Обезличенная речь. Перед нами условное третье лицо некого рассказчика, который сам (что важно) в тексте никак не представлен. Его, по сути, нет – не видно ничего, что как-нибудь охарактеризовало личное отношение к повествуемому событию, не видно ни малейшего проявления его личности. Фигура рассказчика безлична по отношению ко всему, что может происходить. Обезличенность создаётся ещё на синтаксическом уровне – язык повествования чрезвычайно беден. Подобное ощущение усиливается при использовании Григорьевым банальной и тавтологической рифмы «конструкцию/ реконструкция». Такая бедность языка является условием невозможным для появления реальной эмоциональной речи. Все эмоции переживает читатель, в тексте же есть только прямое пересказывание события – простейший сюжет с минимальным количеством зрительных образов. Даже в тех случаях, где в стихотворениях Григорьева появляется «Я», оно не обозначает собой лирического субъекта. Вся функция этого «Я» сводится к возможности говорить и буквально пересказывать им увиденное: «Я спросил электрика Петрова «Для чего ты намотал на шею провод?» Ничего Петров ни отвечает Только тихо ножками качает». Здесь говорит безликий персонаж, тот, кто в логике подтекста стихотворения является случайным свидетелем самоубийства. На первый взгляд его повествование иронично, но на самом деле эту иронию создаёт сам Григорьев, выстраивая картину происшествия не полностью. Он запутывает нас в неком сюжетном ребусе, понять который можно только прочтя последнюю строку. Но прочитав её, мы одновременно понимаем, что перед нами никакой не герой, а обыкновенный, типичный для поэзии Григорьева персонаж. Он сам такой же Петров, и также когда-нибудь повесится от скуки. II Среди многочисленных персонажей Григорьева встречаются и те, чувства которых можно по ошибке отождествить с самим поэтом. Это, как правило, герои одной реплики. О них трудно что-то сказать. У них есть только одна общая повторяющаяся черта – постоянное ощущение скуки. Им скучно жить в СССР, в стране, где в жизни рядового человека ничего не происходит, в стране, где отсутствие любых событий возводится в абсолют как самое настоящее и высшее благо: «C измятой встали мы постели от складок полосы на теле». Это уже далеко не жизнь. Это какое-то медленное и мучительное умирание: «Пошел я к озеру утопленницу смотреть с такой бы вот утопленницей вместе помереть» Лирические (назовём их так) персонажи Григорьева иногда соприкасается с его индивидуальной авторской мыслью, и в каждом подобном случае, каждый такой персонаж становится близок типу классического лирического героя. Однако ни один из них ни сколько не соприкасается с живым «Я» самого Григорьева. Все они лишь реализует его мысль в действии: «Участковый стал в двери стучать, я за ним в глазок следил, даже в оба с таким же успехом он мог стучать в крышку моего гроба» Жизнь и смерть в СССР, по мнению автора, неразличимы, а оппозиция Добро/Зло стёрта. Обыденное здесь кажется враждебным. Под всём внешнем благополучием скрывается внутренняя агрессивность. Жизнь как ежедневная война: «Стою за сардельками в очереди Всё выглядит внешне спокойно Слышны пулемётные очереди Угрозы, проклятья и стоны». Спокойно жить в такой стране может либо тот, кто уже внутренне умер, либо тот, кто умеет таковым притвориться. Так в ней живут все культурные интеллигентные люди. Они даже кажутся более «мёртвыми», чем те, кто по-настоящему «умер»: «Я мялку вынимаю И начинаю мять. Кого не понимаю - Не надо понимать. А то если подумаешь, И что-нибудь поймешь. Не только мялку вытащишь, А схватишься за нож». Метки: мысль субъективная К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеДорогие друзья и коллеги, приглашаем вас принять участие в опросе на тему «лучший журнал портала за февраль 2015 года». Итоги опроса будут подведены 7 апреля 2015 года? Голосуйте сами и приглашайте своих друзей.ЖурналыМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕРИБАСОВСКАЯ – РИШЕЛЬЕВСКАЯДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬГРАФИТБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Тело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРААРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТАЛЬТЕРНАЦИЯ |