А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Евгений Морозов

Анонс на будущее. Рецензия на сборник «Казанский объектив - 2015»

Информация от портала со сборником можно ознакомиться по ссылке 

 

Если исходить из той мысли, что объектив формирует изображение объекта наблюдения, то название сборника "Казанский объектив 2015", наверное, вполне оправдано. По его прочтении мы получаем свежий слепок с рельефа казанского поэтического мира. Причём, с поэтов самых разнокалиберных и с разными же направлениями в поэзии – от классических ритмов до несговорчивых верлибров. Хотя ради спокойствия любителей традиционного метра всё же следует сказать, что львиная доля стихов в сборнике – стихи, написанные в обычной манере, но от этого, конечно, не теряющие своего лирического очарования. Чувствуется, что, несмотря на концепцию последнего или почти последнего стихотворения за год, всё творчество прошло через горнило чуткого вдумчивого составительства и тем самым добавило сборнику подспудной лирической силы и смысловой густоты. И здесь нельзя не отдать должное самому составителю, сумевшему объединить под одной обложкой поэтов различных весовых и возрастных категорий, но тем не менее выглядящих в книге вполне естественно и уравновешенно.

Другой вопрос, что сборник этот не совсем каноничен, ибо, условно говоря, состоит из двух разделов: в первом – стихи, а во втором – комментарии екатеринбургского поэта и критика Сергея Ивкина. Комментарии приплюсованы к каждому стихотворению и носят характер импровизационный, отражающий непосредственные аллюзии и эмоции, возникающие сразу же после прочтения какого-либо автора. Сама неутомимость и эрудиция Сергея Ивкина, сумевшего к каждому случаю подобрать подходящий по тематике или идейности отрывок из поэтической и песенной классики, заслуживает, на мой взгляд, особого внимания. Его подобные вспышкам воспоминаний впечатления от стихов ценны тем, что не анатомируют мясо строк, а показывают живую трепещущую работу мысли, не разъединяют, а воссоздают. Это, в первую очередь, впечатления не въедливого литературоведа, а поэта, который постарался найти подступы к каждому автору в книге.

Оценивая сам сборник в целом, хочется заметить, что вошедшие в него стихи образуют общее впечатление глубоководных по смыслу, хотя и кратких по продолжительности (что делать, если форма обязывает) откровений авторов. Только-только читатель вгрызается в одного поэта, как лирический разговор его уже оборван, и ему на смену приходит второй, третий и так далее... Может быть, поэтому создаётся ощущение, что приведённое творчество – это некий лаконичный задел или анонс на будущее. Образно говоря, ещё не сами авторы полностью, но уже та их часть, которая служит непременным залогом их окончательного объёма.

Хотя в общем-то, если рассудить куда проще и душевнее, книга эта выделяется уже тем, что в ней есть немало замечательных стихов, которые не оставят равнодушным любого читателя. Среди калейдоскопа стремительно сменяющих друг друга имён и впечатлений, думаю, каждый найдёт что-то сугубо своё и близкое по духу. Эта фотографическая вспышка и этот мгновенный взгляд на казанскую поэзию отражают, наверное, самое ценное – стремление вычленить из времени и обособить поэтическую данность, остановить поток безвозвратно ускользающих дней и посмотреть на собственные следы со стороны. И уже после одного этого не только каждый автор, но и каждый читатель сможет почувствовать свою причастность к прошедшему и уверенно сказать про себя, что и он попал в поэтический объектив.