Игорь Настенко

Женщины в созвездии. О книге Андрея Краевского «Созвездие женщин»

(Андрей Краевский, Созвездие женщин. Сборник исторических очерков. –


М., Издательский дом «Русская панорама», 2019, – 384 с., с. илл.) 


 


Книг о женщинах выходило и выходит много. Просматривая литературу за последние годы, можно увидеть даже рождение нового жанра – сборника очерков о «женщинах-звёздах» – во все времена подробности биографий знаменитых женщин привлекали любопытство широкой публики. Перечисление только книг по теме, присутствующих в данное время на книжном рынке, заняло бы не одну страницу. Бесспорным лидером среди авторов является писательский дуэт Виталия Вульфа (ныне уже покойного) и Серафимы Чеботарь, которым принадлежит 20 (!) сборников по теме с разными названиями (но с пересекающимися персонажами-героинями). Судя по тиражам и по наименованиям работающих на этой ниве издательств («Эксмо», «Яуза», «Бомбора», «Вече», «Феникс» и пр. и пр.), тема вполне урожайная.


Рецензировать всё это многообразие нет ни возможности, ни желания. Отметим только, что каждая книга – это выражение души и менталитета писателя – и в подборке персонажей, и в оценке их поступков. Краевский – писатель и историк, много лет преподававший историю.


Подбор героинь сборника «Созвездие женщин» не случаен, они пришли со страниц его исторических романов и повестей. Девятнадцать очерков, расположенных в хронологической последовательности, охватывающей 3500 лет, так или иначе связаны между собой не только историями о женщинах, но и о большом количестве исторических лиц, их современников, отсылками и аллюзиями. Египет фараонов и имперский Рим, нашествие варваров и монголо-татар, геополитические амбиции Наполеона и уничтожение монархии в России, победы отечественной авиации и новые технологи в кинематографе – героини очерков Краевского в каждой исторической эпохе, в каждой сфере деятельности оставили свой неизгладимый и весьма значимый след, оставаясь при этом Женщинами!


Писательницы и революционерки, царицы и инженеры, актрисы и авантюристки, святые и «женщины богемы» – всех их объединяет одно: они жили и действовали во время переходных исторических периодов, когда обычным людям жилось по-старому «невмоготу», а жить по-новому многим было страшно. Эти женщины окружены мужчинами, не всегда их понимающими, предающими, выброшенными ими из жизни, но всегда ощущающими значение этих женщин в своей судьбе. Важно, что жизнеописания не оторваны от исторического контекста, а обогащены характерными особенностями тех эпох, в которых героини очерков светились яркими звёздами. И, конечно, автор не обошёл стороной вопросов любви и верности, чувства патриотизма и неуёмного стремления к деятельности, свойственных большинству его героинь. Нефертити и Жозефина Богарне, святые княгини – равноапостольная Ольга и Анна Кашинская, Герой Советского Союза и Герой Социалистического труда, военная лётчица Валентина Гризодубова, и создательница новых технологий в кинематографе Лени Рифеншталь; дважды королева, герцогиня Алиенора Аквитанская и «любительница любовных треугольников» Инесса Арманд, валькирия революции Лариса Рейснер и вдова Александра Македонского Роксана, – их жизнеописания на страницах сборника не оставят равнодушными читателей.