Лада Дождь

Золотой запас

Разговор с поэтом.


Мы встретились с Ладой-дождь (или с Элладой-дождь, как она попросила себя называть) у нее дома в конце августа 2011 года. Она сразу же сказала, что вообще-то не слишком любит давать интервью, но в данном случае отказаться не могла. По ее словам, это второе интервью в ее жизни (предыдущее она давала в 2000 году газете «Тольяттинское обозрение»), и если что-то пойдет не так, она не виновата. Но все получилось на редкость удачно.  Вот это интервью.

Сумин Сергей.

  
- Лада, первый вопрос – знаешь ли ты, что такое поэзия? Почему, несмотря ни на что, она продолжает существовать в нынешнем рациональном и продажном мире?

- Что такое поэзия знают все, кто не Маугли, поэтому на этот вопрос я отвечать не буду. Но для меня поэзия не только литературная субстанция. Я  воспринимаю ее также как некую магическую  и врачевательную  науку, а также как один из наимощнейших способов для самопознания и самореализации. Как ты знаешь, «Илиада» Гомера была чисто литературным произведением - для непосвященных, а для масонов - ценнейшей зашифрованной энциклопедией. Занятие поэзией возбуждает связь между левым и правым полушарием и наравне с классической музыкой может активизировать очень большое  количество клеток головного мозга – что весьма продлевает нашу жизнь. Вот поэтому и слушать, и читать, и сочинять  хорошую поэзию весьма полезно, особенно в нашем  левополушарном мире. Вкус к поэзии еще вернется, когда люди задумаются об экологии мозга - ретро  влечения к поэзии ждет нас в недалеком будущем (через 3-5 лет). Поэзия никогда не была продажной, поэтому она все еще существует и поверь мне, ей ничего не угрожает, ибо в отличие от  нас  она бессмертна.

- Одной из составляющих твоей поэзии является активное присутствие античной тематики. Как бы ты сама прокомментировала постоянство присутствия античных реалий?
- Античность - это цивилизация,  во многом  превышающая нашу по развитию человеческих отношений, самосознания, развития способностей левого полушария  и т.д. К сожалению, наши сведения об античности весьма скудны, многие знания утеряны глобально и безвозвратно. Нам остается только догадываться  о том, что там было на самом деле. Когда я подключаюсь к античности или смотрю на звезды -  мне хочется жить вечно.

- Насколько я могу вспомнить, манера твоей работы в конце 90-х была крайне напряженной  - ты писала по несколько сотен стихотворений в год. Ты сама выбрала подобный ритм письма или это он тебя выбрал? Смогла бы ты писать сейчас также?

- Без проблем.  Я могу писать столько стихов в день, сколько себе позволю. Я  снизила темп написания своих стихов, чтобы иметь возможность прокормить свое чадо (стихами ребенка не накормишь, особенно в Тольятти). Но после того как мой сын стал совершеннолетним, я могу позволить себе прежний ритм. Тем более что месяц назад под моими окнами поставили трансформаторную подстанцию, которая не только вредна для моего чувствительного здоровья, но и своим жужжанием значительно сокращает мой сон. А это значит, что больше времени остается и для написания стихов, и для всего прочего, что творится ночью.

- Как влияет на письмо конкретное место проживания поэта? Что это за пространство такое – Тольятти? Комфортно ли тебе здесь?

- Место проживание имеет большое значение.  Моему разуму в Тольятти всегда есть чем заняться (и человеческий фактор,  и  логика событий  интересны и своеобразны), но моему сердцу здесь – прохладно (хочется чего-то теплого и  романтического, а не только культа  машины- тезки).

- Не попробуешь ли ты объяснить, как рождаются у тебя те или иные образы? Можно ли вообще что-то рационально объяснить в таком деле как творчество?

- Я  вызываю их, и они приходят. Сначала я слышу  их как музыку, потом звуки превращаются в образы  и  обрастают смысловой конструкцией, а после к ним примагничиваются слова. Но есть и другой вариант - я медитирую на конфигурацию слов, и образы не заставляют  
себя ждать, остается только подобрать музыку. А если проще – тайна сия велика есть.

- Как твое увлечение астрологией совмещается с поэзией? Не мешает ли одно другому?

- Они обожают друг друга. Главное - не заигрываться и не отрываться от земли. Если написание поэзии – процесс зашифровки знаний человеческих для будущего,  то астрология - процесс расшифровки  знаний вселенной для настоящего.  При помощи поэзии легче изменить  будущее более глобально (если конечно твои стихи после смерти кто-нибудь прочтет). При помощи астрологии легче изменить жизнь здесь и сейчас - но это менее глобально и более болезненно.   Пушкин тоже занимался астрологией, даже сам выбрал дату своей свадьбы. «Чего хорошего Вы хотите от женщины, которая родилась в день Бородинского сражения?» – говорил он  о своей жене. Между прочим, я тоже родилась в день Бородинского сражения - 8 сентября, так что пушистых стихов от меня не ждите.

- Насколько я помню, ты всегда писала циклами-книгами – от 10 до 30 стихотворений. Как сложилась эта система? Что это для тебя?

- Я писала так много, что мне лень было придумывать стихам названия, легче было их  пронумеровать.

- Были ли у тебя в жизни литературные учителя? Кого бы ты назвала как любимого своего поэта?

-  Лермонтов. Когда я была ребенком, мне мама читала на ночь
«Мцыри» - жестокая мама, могла бы и «Дюймовочку» почитать.
В юности мое сердце покорили: Мандельштам, Бродский, Соснора.

- Последний вопрос, Эллада. Ошо как-то сказал: «Когда поэт пишет стихотворение, то это Бог пишет». Что ты можешь по этому поводу сказать?

- Абсолютно с ним согласна, именно так все и происходит (в каждом из нас частица Бога).
ЗОЛОТОЙ ЗАПАС
Лада-дождь

*****
Я в пустых примечаньях прочту продолженье миров,
И пойму, что звезда лишь чужой лимфатический узел
Высох марганец крови и вымя священных коров
Пролило Млечный Путь, где всплывают пузатые Музы
Междометья природы прекраснее всех языков,
И как странно теперь от себя самого не зависеть
И я греюсь как сфинкс на плацу электронных песков
Забывая пароль всех своих обесточенных миссий.
1999г.




*****

Здравствуй, вовремя пришедший
Мы до винтиков похожи
В доме двое сумасшедших
Блок и зеркало в прихожей
Мы не скрестим руки-шпаги
И вино давно прокисло
Скифы строк на дне бумаги
Жгут костры масонской мысли
Жизнь – бессмертия починка,
Вянет шницель на посуде
Личность – совести личинка
Скоро бабочкою будет.
  2000г.

*****
Не встретились… Остались незнакомы.
Обмен имен нарушен на земле
Обетованной выпущенной кровью
Чужой любви и залежами стен.
Не поиграли в прятки ни с судьбою
Ни с провиденьем в казематах дней
Насущных, непотребных. Бог с тобою.
Со мной – не вижу кто, – другим видней.
Влюбились понаслышке. По Платону.
Как два материка переплелись
Две памяти. И змеями Горгоны
Лучи звезды погасшей пронеслись.
       2000г.


******

Пометки в клетках мозга… Здесь – не здесь,
Актив людей, пассив их назначений
На службу богу. Нары  новостей
Куда ты, тень, идешь со мною в ногу?
Палящий свет включенного окна
Луна наискосок от небоскреба…
Я эту плоть испробовал до дна
И путь от памперсов до крышки гроба
Один на всех, но исповедь на вкус
У каждого своя, но что в ней толку?
Наш интеллект лишь черепа прикус
В руке у Гамлета. Долой протез на полку
Под видом книг, написанных собой
Не к стати, и по времени – не к чести
Пометки в клетках неба – солнца сбой.
Сыграем в гения? Сегодня козырь – крести.

2000г.



*****
Надо верить в тайные слова
Не боясь их холода и хруста
Чтоб когда приблизится трава
Подтянуться с точностью мангуста
Надо ждать не прошлого в засос –
Знака с направлением на млечность
Чтобы снега нежный альбинос
Обнимал раздавленные плечи
Надо слыть не именем в графе
Ублажать не тело, а сознанье
Стать рукой Венеры, например,
Чтоб постичь дилемму прикасанья.
2000г.

*****
Я живу своей смертью все чаще, как будто уже…
Как младенец цветок на ладонях вздыхает под утро
Но губам приказать прошептать на прощанье «Мон шер»
Все равно что со дна приподнять потонувшее судно.
Буду я машинально рукой поправлять свой манжет
И в глаза посмотрю для того чтобы только согреться.
Ты живешь моей жизнью все чаще, но поздно уже
Вырезать из зеркал мое глупое, скользкое сердце.
2000г.

*****
Нас время подождет, за виски друг заплатит
Я в полночь запрягу ободранных собак
Канада не Эдем, но в ней простора хватит –
Я с женщиной ветров не заключаю брак.
Шершавая луна, снегов рукопожатье,
Как трубку всех миров спросонья не кури,
Мне волки впереди священники и братья
А ты, что предала, дорогу не дари.
Нас время подождет, а смерть не переплатит,
За прошлое мое фальшивого рубля.
И нежится звезда, как стерва на кровати,
Как водится – для всех, но все же – для меня.
                                                            2001г.
                                                                                                                    
                                                   *****
Четверг-чертог недели. Дня кулисы
Полны проколом чисел и идей
И горизонт как отчим биссектрисы
Чуть устарел в нашествии теней.
Листвы рывок с остывших перекладин
Деревьев. Перхоть снега на земле…
Любить не значит ночью кожу гладить
Взаимность – факт безрукости Венер
Влеченье тел как импульс первобытный
Осознан и сознаньем устранен
Бульвар бурлит теченьем. Дайте Битнер!
Все обошлось – я значит ни при чем.
Зачем косить под Воланда иль Будду?
Где яблоко Познанья – там змея.
И если я как все уже не буду,
То, значит, скоро будут все как я.
2000г.



*****
Жизнь поэта как танец богов. Сердце – маленький бубен.
Заводная судьба поперхнется – еще заведем.
Не с меня ли ты делал набросочки демона, Врубель?
Каждый миг – Рубикон и его мы не все перейдем.
Мой катарсис-оазис прозрения. Память – Бермуды.
Но в анализе слов я болезни одни нахожу
И хожу по земле изучая людей амплитуды
И с небес получаю лишь то что для прочих прошу.

Генералы любви – в целлофане уставшие розы
Гладиатором фраз выхожу на арены твои
Не озвученный Разум, отбросив как меч папиросу
На себя вызывая надежд проливные бои.

2000г.


                                 *****
Мой милый друг, в Тольятти скукотища
Монмартр пуст, у Нотр-Дама нищие
Под видом обеспеченных людей.
Жду от тебя любовных новостей.
Мой милый враг, в Нью-Йорке все как прежде
И сердце благодарно лишь надежде
Не встретиться с назначенной судьбой
Живите с тем, с кем спите, дорогой.
Мой милый Некто, будущий Никто.
В Шанхае дождь, китайцы отсырели
Я слышала, Вы живы, неужели?
Куда писать? – Живому от живой.

2000г.



******
Отпусти свои грехи, дай свободу им и хлеба
Орган, пишущий стихи расположен в центре неба.
Грейтесь ветры у костра, месяц вырезан из бивня,
Гениальное всегда так светло и примитивно.
Прима радостей души, чувства черствая подачка.
Жизнь со вкусом дотащи, сердца временная тачка.
Ставка градусов в вине, ночь – патрон в закрытом тире.
Тот, кто вспомнит обо мне - станет мною в этом мире.
2001г.



*****
Когда проснется и откроет глаз
Алмазный свой дракон в холодном сердце
Все боги вспомнят, может быть, о нас
И мы сойдем с гондолы у Венеции.

Тогда взойдет погасшая звезда
В моих стихах, набросанных вслепую
Разрушенные встанут города
Когда я их в пространстве нарисую

Тогда не мы, а кто-то вроде нас
Найдет друг друга и забудет снова
Но из груди моей дракона глаз
Увидит все и ничего мирского

Где хлопнет дверью небо в вышине
Дожди омоют осени глазницы
Растопит страсть - жемчужину в вине
Мы будем вместе, ну и что, что птицы…

2002г.

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера