АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Роман Гершзон

Долина Иосафата

Долина Иосафата – Кедронская долина, отделяющая Иерусалим от Масличной горы, место погребения иудейского царя Иосафата. По поверию древних иудеев, место Страшного, суда, который должен совершиться при конце мира.


                  И. Бунин «Стихотворения и рассказы 1907-1909 гг.»


 


Иудейский царь Иосафат (Иошафат), сын царя Асы, царствовал в Иерусалиме двадцать пять лет (876 – 851 гг. до н.э.) и в основном продолжал начатую отцом политику укрепления Иерусалимского Храма, Иерусалима и царского двора.


 Иосафат – один из самых известных царей Иудеи. Его именем названа знаменитая долина в центральной части Кедронского ущелья в Иерусалиме, упоминаемая в Библии.  


Место воскресения из мертвых указано в Библии достаточно точно – это долина Иосафата в Иерусалиме. «Я соберу все народы и сведу их в долину Иосафата, и буду судиться там с ними за народ Мой и за удел Мой – Израиль, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, что они разделили» (Иоэль 4:1-2).


 Именно поэтому многочисленные древние, а также менее древние захоронения и расположены в Кедронской долине  и долине Иосафата – в ожидании воскресения и Суда.


И вот как большой русский писатель Иван Бунин описывал долину Иосафата, которую он увидел во время своего путешествия по Святой Земле в начале прошлого века.


 


За иссохшим руслом Кедрона дорога поднимается – мимо Погребальной пещеры Богоматери, Гефсимайского сада и гробниц Авесалома и Иосафата, по каменистым склонам Элеона, среди несметных плит еврейского некрополя, стоящих как раскрытые книги, испещренные крупными письменами.


Есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для человеческого сердца воспоминаний?


Гроб Мариам! У стен сада, столь любимого сыном, в ложе кремнистой долины, под сводами древнего полуподземного храма, во тьме которого блещут огни, оклады и самоцветы, почила она, простая женщина из Назарета, венчанная высшею славой – земной и небесной. 


А русло Кедрона? Это дол Иосафата, место грядущего Страшного суда, великая житница Смерти. Нет правоверного иудея и мусульманина, который не полагал бы несказанной радостью быть погребенным в этой юдоли и не верил бы, что и всех лишенных этой радости созовет в нее Господь в день суда своего. Он ведь сказал устами Иоиля: «Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафатову». Солнце уже клонится к западу, за Иерусалим. От его восточной стены пала тень. Но ослепительно-золотисты скаты Элеона, дорога, извилисто прорезанная по ним, плиты и гробницы. Золотиста лазурь над Кедроном и горой, золотисто-песочного цвета ястреба, реющие над нами, трепещущие своими острыми, в черных ободках крыльями: любят они эти скаты, любят сушь пустыни, в которую медленно вступаем мы, огибая среди запыленных олив Элеон».


                                               Иван Бунин. «Рассказы о Палестине», 1909


 


Согласно еврейским преданиям, долина Иосафата является не только местом грядущего Страшного Суда, но и тем местом, где по дороге в Иерусалим когда-нибудь пройдет помазанник Господа Машиях (Мессия), будущий вечный великий правитель всех народов Земли.


 Христиане веруют, что Мессия-Христос уже являлся в Иерусалиме людям около двух тысяч лет тому назад. У христиан ожидается второе пришествие Иисуса, которое вновь пройдет в районе Иосафатовой долины.


Маршрут Машияха-Мессии в Иерусалиме известен по библейским текстам.


Помазанник, поставленный Всевышним на вечные времена, должен будет спуститься на белом ослике с Масличной горы. Затем он на ослике проедет через Кедронскую долину (долину Иосафата) в Иерусалим, въедет через Золотые ворота, они же Ворота Милосердия, на Храмовую гору, и там провозгласит создание царства Божия на Земле.


У подножия Масличной горы в Иерусалиме, в районе Гефсиманского сада, регулярно дежурит белый ослик, так что с  доставкой Машияха с Масличной горы на Храмовую проблем  быть не должно.


 Проблема по будущему маршруту Машияха была создана мусульманами в районе Золотых ворот Старого города Иерусалима в XVI веке, когда перед воротами было основано кладбище, а сами ворота замурованы.


 Считается, что в священной книге мусульман упоминаются Золотые ворота, они же ворота Милосердия.


«В тот день, когда скажут лицемеры и лицемерки тем, которые уверовали: “Подождите, чтобы нам заимствовать вашего света”,  им скажут: “Вернитесь обратно и ищите вашего света!”


И воздвигнута между ними стена, у которой ворота: внутренность ее – милосердие, а наружность со стороны ее – наказание» (Коран 57:13).


У евреев существует понятие, что Машиях, как потомок первосвященников коэнов Иерусалимского Храма, не может заходить на кладбище. Поэтому пройти по указанному в Библии маршруту через современное мусульманское кладбище недалеко от долины Иосафата Машиях просто не сможет. Может быть, создав возле Золотых ворот кладбище и замуровав сами ворота, сыны ислама решили предохраниться от нежелательного для них визита на Храмовую гору и теперь, как представляется, уверены в надежности принятых мер?


Но некоторые евреи считают, что Машиях через кладбище не пройдет, а пролетит по воздуху или же преодолеет этот район каким-либо другим путем, ведь для него не может быть никаких препятствий, и само мусульманское кладбище, как и запертые Золотые ворота, не послужит ему преградой.


 Христиане веруют, что в нужный день Золотые ворота откроются сами собой и Мессия в очередной раз въедет на Храмовую гору, где он уже бывал, творил свои чудеса, проповедовал в Иерусалимском Храме и изгонял оттуда менял и торговцев. Таким образом и состоится давно ожидаемое христианами второе пришествие Мессии Иисуса.


 Ну, а мусульмане считают нынешнюю стабильность Золотых ворот символом стабильности всего мусульманского мира. Поэтому они установили в наши дни в районе ворот камеры наблюдения, с помощью которых правоверные мусульмане могут в интернете видеть ситуацию в районе Золотых ворот и быть уверенными, что ворота стоят непоколебимо и стабильности исламского мира ничего не угрожает.


И вот какими увидел Золотые ворота и долину Иосафата писатель Марк Твен.


Совсем рядом, в стене храма – Золотые ворота, они являли собою прекрасный образец скульптуры в те древние времена, когда храм еще строился, и остались им поныне. Отсюда в старину иудейский первосвящен­ник выпускал козла отпущения, и тот убегал в пусты­ню, унося на себе груз всех грехов народа иудейского, скопившихся за год. Если б его вздумали выпустить теперь, он убежал бы не дальше Гефсиманского сада: эти несчастные арабы непременно слопали  бы его вместе со всеми грехами. Им-то все нипочем: коз­лятина, приправленная грехом, для них недурная пи­ща.


Мусульмане неусыпно и с тревогой следят за Золотыми воротами, ибо в одном почтенном предании говорится, что когда падут эти ворота – падет ислам, а с ним и Оттоманская Порта. Я ничуть не огорчился, заметив, что старые ворота несколько расшатались.


                                                                                                            «Простаки за границей» (1869).


А сейчас вспомним окрестности долины Иосафата, упоминавшиеся в рассказе Ивана Бунина.


 


«У стен сада, столь любимого сыном».


Гефсиманский сад


 


В Гефсиманском саду проводил Иисус последние часы своей свободной земной жизни. Название «Гефсимания» происходит от ивритского слова «Гат шменим» – давильня масла. Во времена Христа здесь росли густые сады олив, здесь же производилось и очищалось оливковое масло (елей). Отсюда и еще одно название Масличной горы – Елеонская (у Бунина – Элеонская, Элеон).


Здесь молился Христос, предчувствуя свою близкую кончину, здесь просил Всевышнего помиловать его: «Отче Мой! Если возможно, да минет Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфей 29:39).


Здесь же, в Гефсиманском саду, Христос был предан Иудой – одним из своих учеников. «Предающий Его дал им знак, сказав: кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подошел к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его… Тогда подошли и возложили руки на Иисуса и взяли Его» (Матфей 26: 48-50).


В 1924 году в Гефсиманском саду на фундаменте церкви византийского периода было построено одно из самых нарядных и величественных сооружений в районе Масличной горы – Базилика Мук Христовых, по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Строительство базилики финансировали двенадцать государств, поэтому у нее есть и другое название – Церковь Всех Наций. Двенадцать церковных куполов украшены гербами государств, пожертвовавших деньги на возведение храма. Это Англия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Испания, Италия, Канада, Мексика, США, Франция и Чили.


Позади  здания сохранились остатки храма VI века, в самом здании уцелели фрагменты мозаичного пола византийского периода. До наших дней на территории церковного комплекса сохранилась  часть сада библейских времен.


Сегодня осталась лишь малая часть некогда огромного Гефсиманского сада. Возраст некоторых деревьев, как считается традиционно, достигает 2000 лет, то есть, возможно, это те  деревья, которых касался своей рукой Иисус.


До сих пор тут плодоносят восемь олив, посаженных в очень давние времена. Верующие люди считают, что, возможно, эти деревья дошли до нас с библейских времен, со времен Иисуса.


В христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества.  С 1681 года Гефсимания находился под контролем ордена францисканцев.


Мозаика портика фасада церкви выполнена Джулио Баргеллини. Прямо под портиком евангелисты Иоанн, Марк, Матфей и Лука возвышаются на капителях четырех  колонн у входа в Храм с открытыми книгами Евангелий, демонстрируя основу, столпы христианства, и как бы возвещая миру о происшедшем.


Иисус изображен на мозаике в центре композиции между Богом-Отцом и человечеством. Род человеческий представлен на мозаике двумя группами людей справа и слева от Спасителя. Группа  слева демонстрирует  благодарность и смирение. Здесь юноша держит в руках книгу с латинской надписью «Ignoratio» –«Невежество». Мать из правой группы подносит Спасителю своего ребенка.


Внутри современного храма можно видеть остатки мозаичного пола древней византийской церкви. Перед  алтарем находится большой обломок скалы. По преданию,  на этой скале молился Спаситель.


Церковь посвящена событиям последней земной ночи в жизни Христа, поэтому потолок ее напоминает звездное небо, а дневной свет в храме минимален.


На стенах храма мозаикой выложены картины, отражающие «Гефсиманское моление», «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу». На полу перед алтарем – терновый венец, опоясывающий скалу, на которой молился Иисус.


 Синевато-лиловые витражи создают внутри церкви полумрак, что символизирует последнюю земную ночь Иисуса.


Базилика разделена колоннами на три нефа. Особые витражи базилики передают трагическую  атмосферу той ночи, когда в Гефсиманском саду был предан и арестован Иисус. На воротах у входа в храм видны изображения оливковых ветвей, переплетающихся в мрачный запутанный узор.


 


Церковь Погребения Девы Марии


                        (церковь Могилы Святого Семейства)


 


Церковь расположена у западного подножья Масличной горы, недалеко от  Гефсиманского сада, в долине Иосафата. Согласно  преданию, на этом месте была похоронена  мать Иисуса Дева Мария.


 Церковь Погребения Девы Марии иначе называется церковью Могилы Святого Семейства, так как в христианской традиции считается, что в свое время здесь были похоронены не только Дева Мария, но и ее муж, плотник Иосиф, а также родители Девы Марии Иоаким и Анна.


В 326 году византийская царица Елена построила здесь базилику. Первая большая церковь на этом месте была построена  в четвертом веке византийским императором Феодосием I.


В 614 году храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Нынешняя церковь в своей основе сохранилась со времен крестоносцев.


Сегодня храм принадлежит греко-православной и армянской церквям, имеются представительства русской, коптской и сирийской общин. Церковь имеет крестообразную форму. Значительная часть современного здания сохранилась со  времен крестоносцев.


В как бы «утопленный» на местности храм ведут 48 ступеней с приделами Иоакима и Анны (родителей девы Марии) и Иосифа (ее мужа), расположенными по бокам лестницы. В правой нише находится алтарь, посвященный родителям Девы Марии – Анне и Иоакиму. Здесь же расположена могила королевы Иерусалимского королевства крестоносцев Мелисанды, жены Фолка Анжуйского. В левой нише алтарь посвящен Святому Иосифу.


В центре – пещерная гробница Богородицы с двумя входами. По преданию, после вознесения Богоматери на небо на ее могиле появился букет белых роз. Греческие монахи, которым принадлежит церковь, поддерживают эту традицию. На могиле Девы Марии всегда находится букет свежих белых цветов. За гробницей находится чудотворная икона Иерусалимской Божьей Матери русского письма.


 В церковь Погребения Девы Марии перед праздником Успения из Малой Гефсимании (район храма Гроба Господня) крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы  по тому же пути, каким когда-то апостолы несли на погребение тело Богородицы.


Непосредственно к церкви Погребения Девы Марии примыкает  Гефсиманский грот.


 


Гефсиманский грот


 


По преданию, в этом гроте молился Иисус в последние дни своей земной жизни. На полу пещеры сохранилось место, где, как утверждают, упали капли кровавого пота Иисуса и растопили камень. С XIV века грот принадлежит монахам-францисканцам, которые значительно реконструировали и отремонтировали его, превратив в оригинальную церковь.


Ее центральный алтарь посвящен трагической молитве Иисуса. В гроте сохранились остатки церквей более древней постройки и бассейн для сбора воды, относящийся к византийскому периоду.


 


Церковь Святого Стефана


 


В долине Иосафата, недалеко от церкви Погребения Девы Марии и Гефсиманского сада, расположена греческая православная церковь Святого Стефана. Церковь расположена на том месте, где, согласно преданию,  был казнен человек по имени Стефан, первый христианин, принявший мученическую смерть за веру.


«Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деяния  Апостолов, 7).


Современная церковь была построена в 1930 году на руинах византийской базилики. По преданию под этой церковью находятся могилы Стефана, а также рабби Гамлиэля и его сына Авивуса.


Византийская базилика, построенная императрицей Евдокией на предполагаемом месте мученичества Стефана, была освящена в июне 460 года. В 614 году базилику разрушили персы.  В 1099 году крестоносцы восстановили базилику Святого Стефана. В 1187 году церковь была вновь разрушена, последнее восстановление – 1930 год.


В настоящее время на месте древней базилики находится доминиканская церковь Святого Стефана и монастырь, в котором расположена французская Библей­ская и археологическая школа. Среди остатков первоначальной базилики можно увидеть  фрагменты мозаичного пола и сводчатый резервуар для воды.


 


 «За иссохшим руслом Кедрона дорога поднимается мимо…  гробниц Авесалома и Иосафата, по каменистым склонам Элеона».


 


Древние гробницы


 


Одна из самых древних гробниц, обнаруженных в долине Иосафата, – так называемая могила Авесалома, сына царя Давида (1007-1006 гг. до н.э. – около 970 г. до н.э.). Она не может считаться идентифицированной; историки предпочитают называть это место «монументом Авесалома», «памятником Авесалома», так как, по мнению некоторых исследователей, гробница относится к более поздней эпохе.


Существует предание, что сам мятежный Авесалом, который поднял восстание против своего отца – царя Давида, приказал поставить этот памятник для собственного увековечивания. Версия, конечно, сомнительная, но предание есть предание…


 Высота памятника 16 метров, внутри гробницы находится погребальная камера, поднятая на 8 метров над землей. В долине находится также гробница, вырубленная в скале. Она традиционно считается могилой царя Иосафата. Внутри этой гробницы при проведении  в 1842 году археологических раскопок был найден один из древнейших текстов Библии.  


Еще несколько примечательных захоронений в районе долины Иосафата – это гробница первосвященника Захарии, избитого камнями по велению царя Иоаша, правившего в Иудее в 840-801 гг. до н.э., и могилы жреческой семьи Хезир (приблизительно начало первого века н.э.).


С востока к Кедронской долине и долине Иосафата примыкает Масличная гора. Западный склон горы еще в древности служил местом захоронений. В частности, согласно преданиям, здесь находятся могилы пророков Хаггая и Малахи, пророчицы Хульды.


В настоящее время на Масличной горе расположено еврейское кладбище. Здесь находится могила бывшего премьер-министра Израиля Менахема Бегина.


 


И, завершая рассказ о долине в районе Кедронского ущелья, хотелось бы вспомнить стихи Ивана Бунина.


 


Долина Иосафата


 


Отрада смерти страждущим дана.
Вы побелели, странники, от пыли,
Среди врагов, в чужих краях вы были.
Но вот вам отдых, мир и тишина.

Гора полдневным солнцем сожжена,
Русло Кедрона ветры иссушили.
Но в прах отцов вы посохи сложили,
Вас обрела родимая страна.

В ней спят цари, пророки и левиты.
В блаженные обители ея
Всех, что в чужбине не были убиты,
Сбирает милосердый Судия.


По жестким склонам каменные плиты
Стоят раскрытой Книгой Бытия.

                                                20. VIII.1908

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера