Юлия Подлубнова

Константин Комаров. Безветрие

Константин Комаров, «Безветрие»
СПб.: Первый класс, 2013

 

Не долго пришлось нам ждать второй «официальной» (несамиздатовской) книги екатеринбургского автора, еще не так давно, после выхода сборника «От времени вдогонку» (2012), публично пообещавшего взять поэтическую паузу и не заниматься активной публикаторской деятельностью, чтобы собраться силами и явить urbi et orbiчто-то принципиально новое, что характеризовало бы окрепший и зрелый талант. Решение это, без сомнения, похвальное, но, как иногда случается, нарушенное инициативой петербургского поэта, кинодраматурга и издателя Татьяны Богатыревой, заручившейся поддержкой Фонда Алексея Улюкаева «Финансы и развитие» и выпустившей в весьма сжатые сроки целый ряд поэтических сборников, в том числе и новую книгу Константина Комарова.
Книга получилась внушительной по объему и интересной тем, что стала своеобразным очередным итогом поэтической деятельности уральского автора, включившего в нее и тексты из предыдущего сборника, а также те, которые обошел вниманием Ю. В. Казарин, его составлявший, и абсолютно новые. Если кто-то еще не читал Комарова, то самое время начинать с «Безветрия», не побоявшись мрачноватого в контексте современности названия, хотя выбравший название поэт имел в виду совсем другое.
Нового Комарова от сборника ожидать не стоит. Перед нами, действительно, безветрие, а не стихия, сметающая старое во имя рождения чего-то доселе невиданного. Все, за что ругали и за что хвалили (ругать и хвалить могли за одно и то же) уральского поэта в многочисленных рецензиях на «От времени вдогонку»,  представлено и в книге 2013 года. Это и типичная для многих молодых поэтов сосредоточенность на своем «я», это и подражания Л. Губанову (впрочем, не без оглядки в сторону Б. Рыжего) —  как поэтические, так и жизнетворческие, это и легкий инфантилизм, совмещающий самолюбование и самоиронию, это даже в чем-то безответственность в отношении сказанного.

 

Безветрие. Подайте бури мне,
ведь скоро мне не надо будет бури.
Мы с зеркалом играем в буриме,
оно со смертью жизнь мою рифмует.Придуманные пляски на ноже
кончаются нелепей с каждой строчкой;
из знаков препинания уже
я все дружней не с запятой, а с точкой…

 

Так и хочется сказать — неправда: до точки еще далеко, Костя излишне драматизирует и потому переигрывает. Впрочем, делает это он, надо отдать должное, не без обаяния.
Марина Палей в послесловии к книге замечает некоторую архаичность поэтической стратегии молодого автора с его ставкой на прямое лирическое высказывание иисповедальность. Такого рода архаика искупается, возможно, самоиронией, которой в текстах немало (искупается или не искупается на самом деле — можно спорить).

 

Зажился я… На лестничный пролет
пойду курну — убью себя немного.

 

А вот откровенно «партизанит» Константин Комаров, когда сосредоточенно пишет о себе как поэте и о самом процессе творчества. Словно бы пытается сказать всему миру: я — поэт, а вы как думали? Я пишу. Сомневались? Такая экзистенциальная неуверенность сильно портит творчество любого поэта, тем более — молодого. Имеет ли смысл писать стихи о стихах, когда повсюду столько всего интересного?
В общем, пока все предельно ясно, так что, милый Костя, ждем третью, ждем открытий…

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера