Сергей Куликов

Графоманские заметки


Сергей Куликов – не только поэт, руководитель литературной студии «Уголёк» при Горной академии, но и хроникёр днепропетровской литературной жизни. Недавно у Сергея появился «блог о поэзии» с ироничным названием http://grafoman.dp.ua/.
Стоит сказать, что графоманией на блоге не пахнет.
Редакция «LITERA_DNEPR» решила поддержать журналистские и критические начинания С. Куликова, представив читателю серию репортажей о недавних творческих вечерах и презентациях в Днепропетровске.


Василий Чернявский

В нашем городе состоялось очередное литературное событие, организованное Александром Мухаревым — презентация книги криворожского поэта Василия Чернявского «Ловец слов». Вечер прошел 6 сентября в библиотеке им. Светлова — главный зал переоборудовали, теперь он оснащен компьютерами, а конфигурация мебели более подходит для разнообразных «круглых столов», чем для поэтических выступлений. Также огорчило то, что почти не было зрителей — погода выдалась нелетная... Впрочем, пришедшие не остались неравнодушными. Из днепропетровских авторов презентацию посетила Алена Загребельная.
Василий (он же Вася ЧЕ), несмотря на малочисленную публику, вечер провел превосходно. Прозвучали и стихи, и разнообразные песни. Последние он, как выпускник музучилища, исполнял на фортепиано под аккомпанемент скрипки, на которой играл его брат Виктор, профессиональный музыкант. Сам Василий имеет опыт работы звукорежиссером в небольшом театре в Кривом Роге, где репетируют молодежные коллективы. Случалось ему и работать журналистом в газете, где он вел детскую страничку, а также страницу о культуре, писал репортажи о музыкальных коллективах.
«Ловец слов» — первый поэтический сборник Васи ЧЕ, вышедший в апреле нынешнего года в Киеве, где поэт проживает в настоящее время. Книга выполнена в небольшом формате, объемом 200 страниц. Твердый переплет, плотная и мелованная, как мне показалось, бумага — сделано добротно, потому и стоит сборник 50 грн. Значительную часть книги занимают иллюстрации Романа Танича, создающие в сочетании со стихами Василия атмосферу «эгоцентричного сюрреализма» (так обозначено в аннотации одно из направлений, в котором двигаются поэт и художник).
Книга состоит из трех разделов. В первом из них, под названием «Чернильный мальчик», представлена социальная лирика. Второй раздел — «Музей вообразительных искусств» — содержит преимущественно шутливые стихи, иногда построенные на игре слов. Таковы, например, «Хохотуны» или «Тем, кто улыбается во сне». Есть здесь и некоторые «детские» стихи: «Сочинение. Сонный Сочи...» и «Сказка, рассказанная маме перед сном». Наконец, третий раздел «Кладбище сердец» содержит любовную лирику, описывающую, как с долей иронии отметил Вася, трагедии.
В стихах Васи ЧЕ можно проследить параллели с наследием русских футуристов — скажем, с Хлебниковым («Любовь любви любвеобильна любовью влюбчивых любвей...»). А стихотворение «Пятница, 13-е», по собственному признанию Василия, написано им под влиянием «Лиличке...» Маяковского. Крышесносящими настроениями пронизаны видеоролики на стихи Васи, созданные братьями ЧЕ — несколько видеоклипов выложены на ютубе (например, «Царапок о любви» и «Легенда Л»). По авторскому определению — «низко художественное, но высоко поэтическое кинцо».
Песни — это вообще отдельная история. Это надо слышать. Больше всего, конечно, запомнилась такая шедевральная вещь, как «Призрак ядовитого носка». В ней музыканты воспроизвели атмосферу своеобразного юмора фильмов ужасов — с помощью визжащей скрипки, державшего в напряжении фортепиано, а также внезапных криков и завываний. В ответ на вопросы зала Вася признался, что песня навеяна поездками в поезде «Кривой Рог — Киев». Между прочим, песни Васи ЧЕ прозвучали в кино — он рассказал о комедии «Новогодняя семейка» (2008) и наиграл оттуда песню «Белиберда».
Прозвучала на вечере и надрывная песня «Любит или нет», и социальная «Помоги себе сам»: я ожидал отсылок к ГрОб, однако услышанное напомнило скорее творчество Павла Фахртдинова. Ближе к завершению вечера Василий отметил, что в его сборнике кое-где сквозит религия — в том же стихотворении «Пятница 13-е»: «С Олимпа сниму любого божищу / и прикажу миротворцу: творим!» — или, к примеру: «Грехи мои – капканы на пути – / за вас в ответе я, за вас в вопросе, / я Землю на руках всю жизнь готов нести, / чтоб никогда не наступала осень».
Несмотря на кажущуюся несерьезность многих произведений, Вася ЧЕ — достаточно разносторонний и глубокий автор, чье творчество лишний раз подтверждает важное место Кривого Рога на «поэтической карте». Не Кабиром единым, так сказать. Шутовские нотки стихов Василия мне близки и понятны, и я рад тому, что Мухарев иногда привозит к нам таких авторов. dГ рекомендует почитать, посмотреть и послушать — надеюсь, не разочаруетесь.

Николай Гальцев (Ник Овлет)


В минувшую субботу, 7 сентября в рамках литклуба «Окно» при библиотеке им. Светлова состоялась творческая встреча с Ником Овлетом. На этого автора обратил внимание охочий до новых имен и талантов Александр Мухарев — в том числе, благодаря недавней заметке dГ в рубрике Па..зор.
Сольный поэтический вечер стал для Ника дебютным. Нет у него пока ни публикаций, ни сборников. Зато материала более чем достаточно. Для творческой встречи Ник подготовил лучшее из написанного за десять лет.
Разумеется, dГ не мог упустить возможности приобщиться к прекрасному и заодно выпить чая с конфетами (есть у литклуба «Окно» такая традиция — герой дня накрывает поляну). Из-за подготовки к оному чаепитию вечер начался с опозданием, о чем dГ сочинил экспромт: «Поэт по имени Ник Овлет / пошел в магазин за тарой / которой, увы, в наличии нет, / поскольку поэт читает задаром».
Чтобы скоротать время, Мухарев по традиции поделился планами своих проектов, а заодно и номерами молодежного журнала «Зачет».
Наконец, оргмоменты были улажены: Ник и один из его друзей (каковых среди зрителей было большинство) вернулись из АТБ с пластиковыми стаканчиками. И мероприятие началось. В качестве вступления Ник Овлет рассказал, что для него поэзия — своеобразные очки, посредством которых читатели (слушатели) могут увидеть мир. Будет картинка четкой или размытой, мрачной или яркой — зависит и от зрения, и от очков.
Собственное творчество Ник сравнил с калейдоскопом: ярко, расплывчато, мало схожего с реальностью. Пожалуй, сравнение справедливое. Первой иллюстрацией этого стал цикл стихотворений «Британия», щедро начиненный образами: адмирал Нельсон, Темза, Трафальгар... Стихотворение «Перстень в Челси» и вовсе представляет собой нагромождение образов в перечислениях с повторяющимися антитезами. Кое-какие строчки стихов этого цикла просто прекрасны: «Король под шахом, а знать под мухой» или «Корабль не тонет, если есть крысы. / Мне не вернуться с этого мыса». По моим ощущениям, британским духом пахнет — во всяком случае, автор приложил к этому немало усилий.
Прозвучала разнообразная лирика: и социальная («Люди стёрли»), и любовная («Тикает», «Ожоги»), и пейзажная («Звезды»). Ник поделился и ранним творчеством, включая первое стихотворение «Жизнь», написанное в 16 лет. С тех пор он, впрочем, не раз переделывалось. Вообще работать над словом Ник Овлет умеет, хотя и позволяет себе иногда чересчур приблизительные рифмы. А вот композиция в его стихах мне кажется не идеальной — некоторые вещи воспринимаю как затянутые. Видимо, автору так писать комфортно — у него уже несколько циклов, триптихов (один из них прозвучал на вечере), есть венок сонетов. Конечно, для чтения вслух перед аудиторией объемные произведения не всегда годятся.
К слову, о подаче: Ник читал негромко и как-то даже уныло. Потом, правда, он раскочегарился и ощутимо прибавил в интонациях и в громкости, где было нужно. Правда, цензурные соображения не позволили прочитать матерные стихи, не было и психоделики. Но и без того прозвучали замечательные вещи — например, «Незнакомка» и атмосферный «Джокер». Гвоздем программы стал «Этюд о попе», весьма удачно прочитанный именно в тот момент, когда присутствовавшие дамы занялись приготовлением чая. Столы в библиотеке расставлены удобно — целые банкеты можно проводить.
Возможно, вечер несколько затянулся (по окончании прозвучала мысль о том, что не помешал бы перекур). Во многом, из-за чаепития: оно, конечно, позволило пообщаться с автором и задать ему вопросы — но, с другой стороны, впечатление от самой программы было чуть смазано. Тем не менее, дебют можно назвать неплохим — несмотря на то, что Ник не подает свои стихи с харизматичным надрывом, как нынче модно. Хотя некоторые его крышесносящие креативы от театрализованной подачи безусловно выиграли бы. dГ желает автору работать над собой, творить и отжигать. Стихи безусловно годные, есть что вынести на публику. И лучше — не в библиотеке. Дым и смех, трэш и угар обычно получаются в других заведениях.

Александр Очеретянский

15 сентября в музее «Литературное Приднепровье» состоялась творческая встреча с поэтом и редактором Александром Очеретянским, проживающим в США. Пригласил его Александр Мухарев, благодаря содействию которого в этот же день в означенном музее состоялась встреча литстудии «Уголёк». Участники литстудии таким образом стали зрителями, вместе с футуристом Шакировым и блоггером Валерией Новиковой. Словом, аудитория состояла из пишущих людей.
Александр Очеретянский — личность неординарная. Не каждый день выступают у нас люди, о которых есть статья в Википедии. Эмигрировав в Америку в конце 70-х, спустя 10 лет Очеретянский стал одним из трех основателей альманаха «Черновик», который ныне позиционирует себя, как литературно-визуальный, и выходит только в онлайн-версии. До этого тираж составлял 200 экземпляров. Объем альманаха впечатляет: 60-70 авторов в каждом номере.
Несмотря на немалый возраст, редактор «Черновика» производит впечатление человека активного и увлеченного своим делом. Начал он выступление с демонстрации визуальных работ на позаимствованном на полчаса ноутбуке (зрителям, словно бандерлогам, пришлось сгрудиться и подобраться поближе). Комментарии к работам щедро пестрели словами «концепт», «антиконцепт», «постконцепт» и «фэшн», не обошлось без провокационной обнаженной натуры и прочего «современного искусства». Чужую картинку, сопровожденную комментарием из пары слов, автор считает собственной работой.
Центральную часть вечера составило чтение стихов. Очеретянский показал, что владеет голосом и может читать экспрессивно. Прочитал он немало посвящений, некоторые ранние стихи — как верлибры, так и рифмованные. Особенно запомнился «Псалом» — неудивительно, что киевский библиотекарь, писавший в 1976 г. подобные стихи, спустя пару лет уехал в Штаты работать в maintenance (по-нашему — слесарем). По части стиля — действительно, чувствуется влияние футуризма (Википедия не врет), есть в сети и образцы «графической» поэзии. Среди прочитанных стихотворений прозвучало, в том числе, и «Подражание ВВМ».
В завершение Мухарев попросил гостя рассказать о редакторской деятельности в США. Зрители узнали, как был основан альманах «Черновик», с какими трудностями пришлось столкнуться: первый тираж в 500 экземпляров оказался неоправданно велик, несмотря на то, что 200 его экземпляров выкупил Фонд Солженицына. Без согласия Александра был выпущен и дополнительный тираж, появившийся на черном рынке в Москве. Один из номеров (23-й) был напечатан в Днепропетровске при содействии Александра Моцара. На вопрос из зала, насколько выгодным было это предприятие, Очеретянский ответил: «Эти жуки очень хорошо знают, где что сколько стоит».
Короче говоря, за океаном тоже водятся литераторы нашего пошиба, издающие альманахи за свои деньги. Несмотря на «смешанную технику» и прочие модные веяния, круг читателей подобных сборников представляется ограниченным. Как и у нас, в Америке есть олдовые люди советской закалки, предающиеся литературным штудиям. Правда, тамошних веселых стариканов (не знаю, много ли среди них ребят вроде Очеретянского) от местных писателей многое отличает: никакого пиетета перед славным прошлым, воспевания и развесистой клюквы. Что само по себе уже неплохо.

К списку номеров журнала «ЛИТЕРА_DNEPR» | К содержанию номера