Татьяна Виноградова

Экспертный обзор 4 сезона

Вопрос о критериях художественности актуально неразрешим во все времена. А поэзию оценивать вообще невероятно трудно. Особенно когда конкурс не ограничен тематическими или формальными рамками. Сравнение ежа с ужом в большинстве случаев оборачивается демонстрацией вкусовых пристрастий арбитра. Мне было интересно читать все представленные на премию «П» подборки. Откровенно слабых среди авторов нет, но некоторые «равнее прочих», ибо у них наличествуют:
– свой голос;
–  серьёзность темы;
– оригинальность формы;
– знание грамматики русского языка.


1.Сергей Бирюков (ФУТУРУМ АРТ, Германия)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6560


У признанного креатора заумного дискурса более всего впечатлило нерусское стихотворение «ТРАНСФОРМ»:
«liberte
egalite
fraternite

negligee»

2.Ольга Брагина (АРТ-ШУМ, ЛИТЕРА_DNEPR, Киев)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6561


«и какое сердце в тебя ни вложено, и какая бы с этих пор ни была ты горькая и послушная, в подреберьи сидит сверчок. Это просто подать твоя подушная, а не стих, что к тебе жесток. Разорвать на части всегда успеется, ну а склеить тут кто хитер, и который год твое тело змеится, солнце, зеркальце и костер. И тепло ли тебе, хорошо ли, девица, чтобы нечего рассказать, потому что потом ничего не склеится, и в себе ночевать, как тать».
Вдохновенное косноязычие ожесточенного, но любящего женского сердца. Модный прием, но если разрезать ниточку-бесконечку, сложить в аккуратные строчки – что останется?
Грамматика: Правильно  «в подреберье».

3.Евгений Горбачёв (ЯНИС ГРАНТС, Челябинск)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6539


Интересен сплав образов, особенно в стихотворении :
«каждую ночь в окна роддома...»
Но чересчур навязчив оммаж Велимиру и странен синтаксис, подобный несовершенному переводу с неведомого языка:
«отец говорит пою
отец говорит я стану ранен
стекаю и говорит лечу»
Орфография: «на жёванных ребрах каира» – правильно «жеваных».

4.Анна Гросул (НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ, Молдова)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6535


Женское под знаком  Бродского:
«рассказать, как жила?
чередой чернявых мальчиков, без которых спала,
сигаретами и винишком,
книжками,
интернетом,
прогулками с нелюбимыми.
впрочем, нет. любила же, это сейчас подташнивает».
Очень хочется спросить автора: «И?..»
Если тема крупнее, то открытое высказывание доходит до плакатности:
«Я живу в стране, для которой
бессмысленно производить смыслы.
Злые умыслы
лживых политиков; назидания.
Зачем я опять ищу оправдания
нашим с Вами свиданиям...»

5.Лада Дождь (ГРАФИТ, Тольятти)  
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6537


Прекрасно: «Я плачу стихами, как звездами небо».
Но иногда попытка «нарочитого приема» граничит с небрежностью:
«Солнце распустит свои оголенные косы
Ветра гекзаметр чертит снегов альбинос...»
Оксюморон интересный. Но следом – инверсия, затрудняющая понимание. Намеренно?
Или:
«Ни хворь ветров, ни ветошь поднебесья
Присутствие мое не осквернит...»
–  объект-субъектные отношения амбивалентно затемнены (по принципу «мать любит дочь»).

6.Сергей Ивкин (БЕЛЫЙ ВОРОН, г. Екатеринбург)
: http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6488


Бродское. Культурное, слишком культурное. С пазлами:  Новый Завет, Лавкрафт, Шекспир...
А также с не всегда грамотно построенной фразой:
«Не будет ни расспросов, ни мольбы –
поем и упаду в подушку навзничь.
И буду думать: “чтобы так любить,
здесь все живут, как в ожиданье казни”».
В закавыченной мысли лирического героя непонятно, где причина, где следствие.  

7.Геннадий Каневский (АЛЬТЕРНАЦИЯ, Москва):
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6505


Игра как самодостаточная высшая реальность. Наиболее характерное стихотворение подборки - «Шар». Лучшее стихотворение подборки, своего рода ключ к ней, приведу целиком:
«небо раскрыло свой зонтик
над молчаливой толпой.
девочка, здравствуй, я — зомби,
даром что тихий такой.

вот я руками цепляюсь
за молодую траву.

вот я встаю. улыбаюсь.
делаю вид, что живу».
Иногда кажется: автор делает вид, что пишет стихи.

8.Нина Краснова (ЗИНЗИВЕР, Москва)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6559


«Экзерсисы» и «Палиндромы» признанного мастера слова Нины Красновой...  
Милые девичьи игрушки. К примеру, такие:
«Сидят под чинарой МАХМУДЫ
и чешут МОХнатые МУДЫ».
Или такие:
«На американской реке МИССИСИПИ
живет никому неизвестная МИССИС СИСИ-ПИСИ».
Или:
«...каКОЙ ТуЗ!
...какой КоИТУС!»
И так далее.
Памятуя, что судить художника надо по законам, им самим над собою признанным, закончу еще одной цитатой, где поэтесса дает исчерпывающую характеристику нынешнему своему рукомеслу:
«Кого-то  интересует ФИЛОСОФИЯ,
а кого-то интересует ФАЛЛОСОсоФИЯ»
Такие дела.

9.Алексей Кудряков (УРАЛ, Екатеринбург)  
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6532


Бродское присутствует имманентно. Но это нормально. Потому что есть у автора стихотворения пронзительные («Собака корочку зароет в мох...», прекрасные и своеобычные, хотя и с легкой пастерначинкой в пейзаже ( «Гроза и ветер ― стихли. Дождь негромко в две руки», «Июль. Не сфокусированный взгляд...») и просто философские, где образность свежо и радостно зашкаливает:
«В книге дубовый лист ―
древа сухая длань.
Цвет его сер, землист,
форма ― забвенью дань».
И хотелось уже дать 9 баллов, но вдруг...
«Полынь, Полина, полынья —
горчее воздуха и горше.
Закрою веки, и меня
разбудит бабушка, в пригоршне
снесет малины — с лепестком
и венчиком — какое диво!
И мы — из дома босиком —
по колокольчикам кадила…»
Первая строка явственно, скажем так,  «рифмуется» с известнейшим "Полина! Полынья моя!.." Леонида Губанова. Неужели случайность? Хотя Губанова бы надо знать, наряду с Бродским и Пастернаком.
Просторечную сравнительную степень «горчее» еще можно было бы принять за род словесной игры, но две последние строки поставили в мертвый тупик. «Босиком по колокольчикам» – вполне невинно. Но - «по колокольчикам КАДИЛА»! Автор представляет себе внешний вид этой церковной утвари? И – по этому (почему-то еще и звенящему непонятными колокольчиками) клерикальному артефакту бегать, да еще без обуви?..

10.Кристина Маиловская (ИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNAT, Финляндия)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6538

В аккуратных, склеенных в длинные строфы катренах с перекрестной рифмовкой гнездится древлеавангардный эпатаж:
«И посадил меня Господь в дремучем лесу –
сиди, мол, на жопе ровно, молись и не рыпайся!»
Тяжка жизнь лирической героини:
«Я пойду, шатаясь, к магазину.
В жизни много водки не бывает.
Чтобы я не очень-то бузила,
Верный муж мне щедро наливает.
С каждой стопкой становлюсь добрее!
И душа вот-вот снесет яичко!
Высохли трусы на батарее.
Муж мой в ухе ковыряет спичкой...»
Дальше – больше:
«Раскумаренная муза
принимает корабли».
Но и в годину лихих испытаний лирическая героиня сохраняет душу (снесшую яичко) в чистоте:  
«Я вам не какая-нибудь там «соска»!
Подумаешь, приложилась по дружбе разок-другой!
Я – Кристина МаиLOVEская!
Захочу – взмахну своей лебяжьей рукой!
И полезут из щелей все любовники и любовницы.
Мужья. Их жены. И наши общие дети.
Я верю в Господа, верю в Святую Троицу,
А так же в то, что Любовь есть на свете…»
Что перед нами? Тотальная ирония? Гиньоль? Хотелось бы надеяться...
Орфография:
«Взять - и родиться поновой на финской земле». Наречие «по новой» пишется раздельно.

11.Егор Мирный (ТРАНЗИТ-УРАЛ, г. Мелеуз)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6465


Интересные, с неожиданным образным рядом, проникнутые игрой в ироничную мудрость, медитации:
«после меня ничего не останется,
после меня совершится потоп.
матовый свет на заоблачной станции,
голый простор»
Или:
«молчишь на свет выращиваешь снег
и от любви не требуешь возврата
но давишься отравленною пищей
переходя в седеющий свинец»
Или:
«…выплываешь на отмель и ждёшь рыбака,
дурака, двойника, хоть какого-то света.
море, так себе море, в четыре глотка,
фиолетовое».


12.Дмитрий Мухачев (ЛИКБЕЗ, Барнаул)
http://www.promegalit.ru/autor.php?id=491


Интересный поэт. Интересная работа со словом. И – очень неровная подборка. Есть сильные тексты (преимущественно о любви): «Атака клоунов», «мертвая девушка из костромы...», «потеплели лица майоров...», есть не слишком внятные –  «В такой бы день сорваться на юга...», «люди в роскошных саунах и парных...», есть и те, которые легко обвинить в превышении предельно допустимой концентрации стёба: («Чикатило шлет телеграмму возлюбленной Эльзе Кох...», «предпоследний вздох домодедовского бомбиста...»)

13.Галина Рымбу (НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, Омск – Москва)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6531


Эксперимент. В основном, верлибр, которого в конкурсе маловато. Мир лизергиновой синэстезии: с одной стороны симпатичная сцилла дадаизма («маленький кролик по морю идет...», с другой – харизматичная харибда Хармса («Весь из мутного стекла...»).
Читатель, берегись. Зыбучие пески этой поэзии затягивают в глубины:
«...прорастают во рту
корни медленных растений

где же ты другой мой друг
плачешь, к воздуху прикован

осторожнее мой друг
этот воздух нарисован»

Орфография: под ударением после шипящей в суффиксе пишется «о» – «значок», а не «значёк».

14.Владимир Тарковский (ЕЛЕНА ОБОЛИКШТА, Челябинск)  http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6609

Тексты необычные, притчевые, выстраданные, выверенные, бьющие наотмашь. Автор слишком хорошо вжился в нашенскую жизнь, но еще способен чуть отстраниться и поведать о ней – нам же.
«2013» – маленький шедевр верлибра. Сумрачный, очень русский юмор, сравнительный анализ национальных особенностей снеговиков России и США. Цепляет сразу, мертвой хваткой:
«челябинск новый год и новая братва
снеговиков с носами
из немытой моркови
нового урожая...»
«Вот тебе и два шара...» – притча о бытовой бытийной жути:
«Строят мясокомбинат
Строят свинобойню
Был нас космос, звездный сад
А осталось двое»
«ЗУБ» – вновь сопряжение эмпирики и эмпиреев, иронично-макабрическая история о  том, как можно незаметно потерять себя, частичку своего «я», своей «самости». Позволю себе привести это прекрасное стихотворение целиком:
«сегодня мне вырвали первый зуб
обкололи ультракаином
взяли щипцами
и выдрали

боли я не почувствовал
было похоже что мышь
прогрызает себе путь наружу
я слышал хруст
приближающейся свободы

после этого процедура
была для меня удивительна
доктор зажал мне ноздри
и попросил с силой
попытаться выдохнуть через нос

сначала как в самолете
мне заложило уши
но вот потом

я чувствовал эту струйку
воздуха
выходившую из отверстия
в котором сидел мой зуб

я немедленно остановился
закрыл глаза и подумал
вот моя душа и лишилась
мизинца

отверстие заткнули ваткой»

Интересен цикл «ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ», ярко и необычно «историческое» стихотворение «НА РАЗВАЛИНАХ ТРОИ» (привожу и его целиком, заодно исправив пять пунктуационных  и одну орфографическую ошибку)

На развалинах Трои скопились бездомные люди,
Они жадно смеялись и ноги вязали баранам,
Разбежавшимся после войны. Ядовитые слюни
Их шипели в геенне костров. Из остатков тарана

Получилась фигура царицы, забитая в нишу
Меж обугленных глыб, как промеж убиенных весталок.
Мне казалось тогда, я ее разноречие слышу,
Мне казалось тогда, она явственно улыбалась.

Ты умасли Троянскую Деву, бездомный аптекарь,
Сумасшедший портной, скорректируй разрез этих глаз
Потерявший семью портретист, затени ее веки
Пока шелест стервятников не упорядочил нас.

Много позже слепой, изувеченный временем гений
Все додумает сам, и актеров, и жалких актрис,
Разукрасивши роль самой главной на свете Елены,
Не подумав о том, сколько сдохнет таких, как Парис…


15.П.И. Филимонов (ЗАПАСНИК, Таллинн)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6534


Жанр автор определяет сам: «где-то басня, а где-то даже и как-то псалом».
Иногда по политизированной назидательности напоминает Г. М. Энценсбергера. Но, слава Богу, нечасто.
Чудесно озорное «АЛЛЕГРО ВИВАЧЕ», макаронический центон с грустным концом.
Хороши все «Восемь хокку для разведённых друзей».
Прекрасно:
«мы с тобой одной крови
одних проводов
одного вайфая
одного плавающего айпи
как питекантропы
айпитеки»
Замечательно: «это я - тот спам который вам присылают».
Но есть и кофейная ложечка дёгтя:
«нет это никак не связано
со средствами массовой информации
ни же с интернет-мемами»
Здесь и далее, и везде союз «ниже» пишется слитно.

16.Александр Хинт (ЮЖНОЕ СИЯНИЕ, Одесса)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6536


Противоречивое впечатление. Временами темно («буду замедленным зрением молекулы зодчества»). Временами не просто темно, но и не очень по-русски:
«В заповедной глуши – ручьи.
Средь ручьев голубой птах
не становится ручным
и не может прожить, став.
...
В заповедных лугах бурь
там ветрами набит рот
разгоняющих табун,
иммортели по бедро...»

Но вдруг –  странно завораживающие гирлянды образов:
«Я буду проросшим гербарием, сном серебра
в зелёной монете непостижимого времени,
движением омуля – вся наша жизнь икра
в утробе течения, буду замедленным зрением
молекулы зодчества, гранулой карандаша
на ватмане доисторического рейхстага,
хромой санитаркой, опаздывающей на шаг
в укрытие, буду тем самым последним шагом».
И –  удивительное, свежее: «Траченным калачом / чёрствого колизея», «в коралловых гландах печи умирают поленья»

17.Сергей Чернышев (ВАСИЛИСК, Санкт-Петербург)
: http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6554


Своеобразно, ярко, неожиданно:
«Поставьте нас к стене и обведите светом,
першащим мелом сна, дымящейся травой:
свинцовой нитью лепета, продетой
там, за глазами, где всегда покой».
Стихотворение «Сова» приведу полностью, такое оно «неразрывное»:
«семидырое небо, совиный огонь, папирус
где написано: жив, серия, номер, действителен до.
целлулоидная, плавящаяся, в царапинах и задирах,
хаотичная хроника прерывается яркою пустотой.

зря нам с тобой отрывали головы, складывали на память
в свою тьму сверчковую, в девять слоистых бездн,
тоже вспыхивающих белым, сгорающих вместе с нами,
пока птица летит сквозь камень, воздух и крыльев без»

Мощный оксюморонный залп первой строки. Читатель настроен, читатель предупрежден, но дальше – больше, читатель ввергнут не просто в бездну авторского «я», а в  «девять слоистых бездн», в коих и пребывает до освобождающего, почти безнадежного финала (надежду внушает эквилибр инверсии в последней строчке).
А в стихотворении «ПО КОЛЕНО В ЛЕГЕНДЕ» читатели будущего могли бы ощутить вкус нашей эпохи. Анализировать не хочется. Хочется просто глотать. Поэзия, братие!

18.Светлана Чернышова (АЛЕНА МИРОНОВА, Б.Камень Приморский край)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6557


Интересная попытка современного фольклора. Философская, хулиганская - и очень женская (не путать с дамской!) лирика:
«...и сумерки сатиновые блёкли,
когда Татьяна (ни в одном глазу
от кружки самогона) их стирала
с бельём в эмалированном тазу».
Нетривиальная рождественская история «С матерками затопили старенькую печку...»
И, быть может, самое пронзительное, самое отчаянное стихотворение – «ВИЖУ КАК ЕМУ ЗА ПАЗУХОЙ ХОРОШО»:
«ой страшно погибать молодой
гнить под латунной звездой
порастать травой сочнее
глубже памяти людской

зое той
было умирать за чо
родина мать
звала

мне за чо?»


19.Вячеслав Тюрин (ДЕНЬ И НОЧЬ, Иркутск)  
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6555


Мастеровито. Напористо. Форматно. Раскроешь толстый журнал - оно тут как тут, именно такое или почти такое.
«Блажен, кто в этой призрачной стране
живёт, не понимая ни бельмеса.
Как дятел, восседающий на пне
в окрестностях елабужского леса,
внимая соловьиной болтовне»

И вдруг:
«Танцует осень за окном,
листвой ворожит.
Ты возвратился в отчий дом,
и не тревожит

тебя уж более печаль
от прожитого...»

Ужель и впрямь «ворОжит»? Нет, конечно, стиховое ударение иногда может отличаться от общепринятой нормы, и вообще стихи, как известно, «из пламя и света», но...

  
20.Олег Хлебников (ДЕТИ РА, Переделкино)
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6558

(Не)шуточный цикл стихов мэтра о море и пляжных обитателях, с кисло-сладкими обобщениями в подтексте. Ожидалось большего.  
«Вот девы стройные, вот тетки
огромные… Но где же, где
те женщины, что на обертке
чулок и книг о красоте?

Их нет как нет. И девки сразу
готовы в тетки перейти.
И уж страшны мужскому глазу,
как эти — Господи прости!»


С уважением,
Татьяна Виноградова (журнал «Тело поэзии»),

поэт, литературовед,
член Союза писателей Москвы,
кандидат филологических наук

К списку номеров журнала «ПРЕМИЯ П» | К содержанию номера