А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Спонсоры |
![]() Центр |
![]() Михаил ПридворовОб авторе: Родился в 1961 году в городе Миасс Челябинской области. Окончил ЧПИ (ЮУрГУ) по... |
Ольга СидороваОб авторе: (Литературный псевдоним Ольги Васильевны Ершовой). Родилась в Германии в 1954... |
Георгий ЯропольскийОб авторе: Поэт, переводчик, эссеист, литературный критик. Родился в 1958 году в... |
РегионыЦентрРоссияБарнаулБелгородВладивостокВладикавказВладимирВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() Алексей Кудряков*** номинатор журнал «Урал» (Екатеринбург)Номинатор: журнал «Урал» (Екатеринбург)
О номинанте: Алексей Кудряков родился в 1988 г. в Свердловске. Окончил Уральский государственный лесотехнический университет по специальности «лесное хозяйство». На данный момент является аспирантом 1-го года обучения. Публиковался в журнале «Урал». Живёт в Екатеринбурге. Страница с публикациями на портале: *** Так умирает только слово на полосе пустой, ничейной — безропотно и бестолково, что забываешь назначенье гвоздики розовой в петлице, стихов и поднятых ботфортов, глотая пыль на пепелище, где нервно курит шнур бикфордов. *** Башмаки железные — не подковы, износились. Ты долго гулял по стране. Посиди на песке. Если путь тупиковый — значит, просто уткнешься лицом к стене. А свернуть-то куда? Буераки, болота и непрочный суглинистый берег реки. В этих дивных краях умирать неохота, лучше мордой к стене, где цветут васильки. *** Все ближе к детству, прошлому, корням. От будущего — дальше. Заплаточка на джинсах по краям поистрепалась. Даже цвет потускнел, и стал не виден шов. Но лампу, женский профиль, иголку, нитки — помнишь хорошо, на кухне — жженый кофе… Откроешь наудачу календарь — запутаешься в датах. Все реже “завтра”, и все чаще “встарь”, “в тот год”, “тогда”, “когда-то”… КОНЦЕПТ 1 …ваше веко смыкается. Только эта страна больше не верит крику, шепчет, пьяна, то слово “хана”, то — “хна”. И, услышавши это, хочется бросить пить водку, сесть на асфальт и плыть, и плыть — не с целью приплыть к дивной далекой земле, Богу, мечте, Пустоте, но — к самому себе. 2 Читать Бродского нужно, когда поэзия вам не нужна. Когда вы догадываетесь, что слово больше не может изменить мир, что это — всего лишь форма существования и что общее у жизни и слова — бессмысленность, пустота. *** К. Комарову Поет трофейный патефон, ведет мелодию за ручку — сквозь перебранку, мат, толкучку — на мой заплеванный балкон. Пружинка бьется на оси, дрожит, сворачивает шею. И, в предвоенном, хорошея, — музыка Клода Дебюсси. Пока не кончился завод, пока вовсю ликует быдло, пляши и пой, и будь что было, пиит, пропойца, идиот. *** О, сколько в воздухе вина… Ю. Казарин Брось в копилку медный грош, четвертак, полтину. Плох был мир или хорош, Богу — половину. Возвращение долгов и любви сторицей: приращение стихов над пустой страницей. Много в воздухе вина и соленой жижи; смерти много — или сна? — но не больше жизни. *** лампочка перегорела в сумрачном коридоре, треснула и пропела что-то о скором горе. половики и стены — в серой пыли, известке — вздутые, словно вены. кажется, что в Свердловске бродишь по переулкам под тополиной сенью. не просыпайся — в гулком воздухе воскресенье. *** Остаться мальчиком, с фонариком в руках, рогаткой, ножичком и прочей дребеденью, слоняющимся вдоль путей, где мир пропах железной копотью, гудроном и сиренью. Остаться навсегда — на счастье оборвав с того куста соцветие, а дальше, дальше… Сесть у сырой стены и закурить в рукав — уже вне будущего, памяти и фальши. *** …и в Салде, на крыльце, в пальтеце, на куличках у черта — охватишь башку пятерней. Сигарету докуришь и ржавой отмычкой откроешь скрипучую дверь. За спиной неразбавленный воздух — с горчинкой, и хмелем, и солью, и запахом темени, лба… Здесь четыре стены: уживемся, поделим — кукушка, да я, да печная труба. Принимай это все ко своим именинам: за рамой — затертое злобой лицо и пропахшее серой, тоской, нафталином чужое постельное бельецо. Понемногу дыши, монотонность не хуже, не лучше движения “от” или “до”. Постучатся — смолчи: я немного простужен, — и не отворяй, и не спрашивай кто. ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ I Зерно измелется — на злобу и золу. И толокном наполнятся лабазы. Не подходи — пусть даже позову. Мои слова тифознее заразы. Осиновым поленом растоплю печурку, чтобы сажа прогорела. Что не сгублю, то верно полюблю — белее мела. II Поцеловать. И боли пригубить. …И взглядом обойти округу: поляна, колышек сосновый вбит, корова на боку, и руку облизывает пес, над головой два облака, и третье — мимо. И так легко — с закушенной губой — не выговаривая имя. III Полынь, Полина, полынья — горчее воздуха и горше. Закрою веки, и меня разбудит бабушка, в пригоршне снесет малины — с лепестком и венчиком — какое диво! И мы — из дома босиком — по колокольчикам кадила… *** Топить чаинки в молоке в эмалированной посуде. А по просыпанной муке — гадать на счастие. По сути отсутствовать и наблюдать, как убегает жизни тесто, стирая божью благодать с еще не начатого текста. *** Е.Р. Узнать твой почерк за стеклом витрины ларька цветочного — в изгибе листьев и лепестков пурпурной розы, в длинных шипах, прожилках, каплях, что повисли на тонком стебле. Подойти вплотную, прижаться носом, лбом, щекой, губами. Почувствовать холодный свет, ночную разъятость. Вдруг увидеть спуск, подвал и Экзюпери, софиты, зал, подмостки. Вдохнуть знакомый запах шелка, пыли, электроламп, кулис. На перекрестке услышать: “Мы в ответе… приручили …будь счастлив”. Обернуться — ветер, тени, фонарный столб, кусты, осенний сумрак. Заметить дождь. И отряхнуть колени. Шагнуть вперед — в пробелы между суток. *** Собака корочку зароет в мох, землей присыплет, ветошью, обрывком газеты, — ткнется лбом в чертополох, — и ей приснится бородатый Бог, что всех бездомных треплет по загривкам. Так видят первые щенячьи сны — уже в родстве не с воздухом, а с глиной, — когда три тощих пайки до весны и память до пастельной белизны, — в подготовлении к дороге длинной… *** Жить в сумерках — у Бога на виду, в хибаре ветхой с темными сенями. Оконное меняя на слюду — краду не свет, а время между нами, пространство, расстоянье, города, заборы, улочки, “пусти”, “до встречи”. Мои берестяные короба — начало будущей ажурной речи, ее источник, мера и очаг: растопка слов дарует зоркость зренью. Когда ты в прошлом совершаешь шаг, я в настоящем устилаю землю землей и камнем — чтобы ты прошла по полю, занятому первоцветом. На остром кончике карандаша уместится зима — с янтарным летом, ночевкой в сене, стрекотом цикад, изгибом рук, нежданным новосельем. Дойдя до кромки, повернем назад — где боль полна оливковым весельем. *** В этом доме, пожалуй, один лишь флюгер, на оси повернувшись, понимал, куда и зачем он движется, — по лесной округе, по антенным мачтам и проводам телеграфным, трубам, огонькам у продмага, где мужская брань и стекольный звон, где накатанный снег, как лощеная бумага, не полями — оврагами окаймлен. Пережиток прошлого, юности, что ли, бытование — в отдельно взятой избе, полиэтилен — вместо окна и шторы, пантомима по кругу… лампочка по резьбе — из патрона — перед отъездом в город… на ольховых ветках изморози пыльца, скрип железной калитки, снежок за ворот, и хозяйское “будем” — вдогон — с крыльца. *** Потому что нельзя прозой, и нотой выше беру, откашливаясь в кулак, пока не погнали — и сам не вышел — из дома — в ангельский архипелаг, которого нет в небе; тень его — всюду: улыбка калеки, асфальт, бензиновый след, подобный ветхозаветному чуду, что обесценилось по прошествии лет. Пока не растратили время, вину, обиду и голубь — не ворон — приглаживает пух полетом, расслышать бы то, не подав и виду, чего при конвое не произносят вслух. *** Июль. Не сфокусированный взгляд сквозь линзу времени бежит пространства. Не контуры предметов ― звукоряд обозначает комнаты убранство. Вот ложечка ― она слегка звенит, как на полотнах Грабаря ― сервизы. Как солнце, восходящее в зенит, и раскалённые карнизы. Соударение хрустальных мух, десятки колокольчиков. И фразу, распавшуюся на рефлексы, слух распознаёт как вазу, стоящую на плоскости стола. За ним ― орнаменты и арабески: дыханье, шёпот тёмного угла и занавески. Свет уплотняется вблизи окна: слышнее ксилофоны, флейты, домры. И вещи обретают имена и ― формы! *** Так и ходишь по кругу, вращаешь веретено, ― то ли руки запачканы, то ли место намолено: Подмосковье, железнодорожное полотно, электричка, платформа Монино. Расписание выцвело, стёрлось, как вензелёк на букварной странице ― сказки, где наколдовано путешествие дальнее, встреча, в руках василёк, возвращенье ― ухаб да колдобина. На заляпанных стёклах, в потусторонней возне светотени и мороси, время ― остывшее олово. …лучше выбраться в тамбур и, засыпая во сне, опустить на колени голову. Строфы Е.Р. В книге дубовый лист ― древа сухая длань. Цвет его сер, землист, форма ― забвенью дань. Жилки видны внутри, выкрошился на треть. В томе Мария Ри кем-то оставлен тлеть. Ни тишине извне, ни говорку дубрав мастер отсутствий не внял бы ― и был бы прав. Не отличил бы слов собственных на листе от немоты снегов на голубом холсте. Мне ж, подмастерью, слух режет их разговор: слова живого дух, мёртвого тела сор. Мысли о злой судьбе ― это в свой огород камни, коль сам себе выродок и урод. Лучше зайти с торца зданья и спутать вид ангелов и Творца с видом кариатид. Сделать глубокий вдох и не рубить с плеча: если виновен бог, значит, вина ничья. *** Гроза и ветер ― стихли. Дождь негромко в две руки играет на карнизах, черепицах… Нет изъяна в переложении меланхолической тоски адажио восьмой сонаты для фортепиано Бетховена ― на диалект, понятный воробью, калитке, палисаднику, заплаканной фиалке… Мелодия, напоминающая ворожбу, на цыпочках идущая по лужам, как в Фиальте весна по строчкам зыбкой прозы, медленно торит на тонком насте отражений неба и ракиты ― воздушный след… И майский жук из лоскутов кроит крыло, утешенный ― и выбравшийся из укрытий. *** Огуречные плети, стеклянный сачок: стрекозиное тельце отныне не волшебная палочка ― только смычок обезумевшего Паганини. В парниковой утробе, в навозном чаду, раздаётся густое стаккато ― как попытка разбить голубую чадру, повторяющуюся стократно. Приоткрытая тайна меж небом и рвом, проявление барства, каприза: мука, музыка ― бренностью и веществом, и дыхание в форме каприса. *** И, опоздав на восемь строк, на полмолчания и выдох, ладонью трогаешь висок, теряясь в необъятных видах асфальта, зеркала, стены, где тень длиннее перспективы, и ре-бемолю тишины созвучны скрипок переливы. *** Начавшееся строфой оканчивается катастрофой (при наличии катарсиса) или же ― удочкой Грофа, что одно и то же. Диван, пижама… И пугливое горе, не претендуя на точную рифму, бежит аллегорий, забивается мышью под черепную коробку. Вырасту, думал, большим, ― излечу синяки и бровку, отражению в страшном зеркале загляну, не моргая, в зенки. На середине ― не заплутаю, выберусь из подземки по эскалатору, лестнице приставной, невредимым! Сорвавшийся ― подхваченный херувимом... Стихотворения пишутся только на всякий случай: безверия, Сталинской премии, смерти, любви, падучей. Жаль, почтальоны не носят писем, сжигают почту… И лист, едва развернувшись, спешит возвратиться в почку, произнося: не искушай меня и не мучай! Триптих 1 Никого из тех, кто бы помнил нас, не сыскать уже в этот поздний час, кроме нас двоих ― исключая Бога: у Него и так отщепенцев много. Потому влечёт за собой слеза на твоей щеке ― горяча от гнева, ― за черту земного добра и зла, где в пустом раю лишь Адам и Ева. 2 Не холщовой ниткой пройдём лоскут, не прямой, но пунктиром ― вдоль, разбитным стишком через боль- тоску, а стежком золотым ― уволь. На длину отсутствия ― твой глоток и свечение, потому ― если вдруг не вынырну ― брось платок, угольком прожигая тьму. 3 На твоих песочных ― уже закат Антарктиды: гранитный лёд, как бы ни был вязок и узловат, под воздействием дней ― течёт. Осыпаясь, время в белёсый шлак обращается ― сроки, сутки, от которых бегство есть влажный шаг по плечу до янтарной грудки. *** 1 С горы упасть. И за собой по снегу волочить салазки. Беда ― она не в ней самой, а лишь в отсутствии развязки. Я ― это камень, и кому себя закатывать на кручу? Так проводи меня во тьму, а сможешь ― в липовую кущу, хотя бы ― взглядом… 2 Два лиха легче одного ― нести на мёртвом коромысле от-чаянья от самого себя, как от других. В том смысле, что не у кого брать взаймы, и дерево прочней ― колосья при наступлении зимы, от ветра и разноголосья, чернеют, падая на снег… *** У пятой рюмки есть двойное дно, у поздней осени ― подавно. Табачный дым, струящийся в окно, чуть приоткрытое, и плавно в ночь уносимый лёгким сквознячком. Застывший сад и комья глины у ветхого скворешника, ничком упавшего под георгины… Предзимний вынужденный карантин, ряды обратной перспективы ― начало иконописи картин былого, где поныне живы блудницы, мытари… и я: один из них ― ушедших восвояси. Теперь: кто у осин, кто господин, кто сеном устилает ясли. *** Юность ― что кошка, гуляющая по рельсам, припорошённым ноябрьским снегом. Только ― метафора… Сморщившись от пореза, перемогаясь улыбкой, плевочком, сленгом, на станционной платформе носком ботинка чертишь фигуры речи и запинаешься… Ветер, ч/б картинка, склеенная не крепче выцветших кинолент… Отдалённый скрежет, тянущийся монотонно, товарняков, попадающих в такт всё реже на разлинованном поле ― снега, земли, бетона. 13. I. 2012 Догонять твоё тридцатилетие ― значит, смотреть на стеклянную дверь за щербатой Эвклидовой кладкой, различая не в трещинках ржаво-кирпичную клеть, а прибрежный песок, перемешанный с розовой галькой, гладкой, как Велимирово “эль”, и поодаль ― затон, облепиховых зарослей обско-сибирское море, черепаховый гребень ― тот самый, что прятал Зенон в апории о времени и человеке, о ссоре настоящего с будущим, с памятью, ибо теперь не коснуться ни гребня, ни прядей, что влажно сверкали под полуденным солнцем, ― смотреть на стеклянную дверь, различая лишь волны и яхт паруса из перкали… ![]() |
ГолосованиеДорогие друзья и коллеги, приглашаем вас принять участие в опросе на тему «лучший журнал портала за февраль 2015 года». Итоги опроса будут подведены 7 апреля 2015 года? Голосуйте сами и приглашайте своих друзей.ЖурналыСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕРИБАСОВСКАЯ – РИШЕЛЬЕВСКАЯДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNAT22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Ышшо ОдынЗНАКИ11:33 |