А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Контакты | Спонсоры |
Центр |
Райнгольд ШульцОб авторе: Член литературного общества «Немцы из России», Международной... >>> |
Виктор КалинкинОб авторе: Лауреат Пражского международного литературного фестиваля, 2014 (первое место в... >>> |
Сергей БерестеньОб авторе: ... >>> |
РегионыЦентрРоссияБарнаулБелгородВладивостокВладикавказВладимирВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Наталия ЧерныхЖивые частицы Елены ВанеянЕлена Ванеян. «ПОСВЯЩАЕТСЯ ТЕБЕ», Москва, «Виртуальная галерея», 2010, - 98 стр., иллюстрации Станислава Величко. ISBN 987-5-98181-064-0
* Первая книга стихов. Елена Ванеян – филолог, ученица покойной Л. М. Трауберг. Для меня стихи Елены Ванеян встали на одну полку с репродукциями Пиросмани и томиком переводных стихов Константы Галчински. «У каждой бабочки — свой покровитель, у каждого дерева сердце — справа». Можно поговорить о детском, чистом, видении мира. О наивности письма. Но стихи Елены Ванеян — отнюдь не наивная поэзия. * Бывает редкий и тяжёлый дар, который переворачивает в поэте весь человеческий айсберг, и зритель-читатель замирает в ужасе от явившейся ему неземной стройности мира. Кошка пишет письмо, царапая лапой в углу. По бумаге? Легко представить, если прочитать стихотворение «Письмо из Вифлеема». Кошка-мать царапает коряво, Притулившись в уголочке хлева: «Что за шерстка у зверей кудрявых! Что за плащ у милой Приснодевы! Животное-человек-животное; вот цепочка мироздания по Елене Ванеян: «когда стоишь на задних лапах». Францисканский плащ — не более чем прикрытие человеческого зверя: «мне нравится быть этой Леной смешной». Стихи — почти лубочные, почти игровые — о великом. Они идут не благодаря, а сквозь. И вот это неумолимое, космическое сквозь - уравнивает судьбы человека и котёнка, человека и птички. Сила — в огромной тяге внутри этих на первый взгляд небольших стихов. На пространстве одной публикации возникает насыщенный и перенасыщенный мир, исследованием которого можно увлечься всерьёз. Загадочный, двойственный образ кошки: страстный и кроткий. Она предвещает смерть (часто гибель), но и является символом души. Жертвенная и вместе агрессивная птица. Образ птицы вызывает в памяти стихотворения Елены Шварц. Растения, служащие орудиями и имеющие общий разум, хотя каждое растение индивидуально. Но стоит ли исследовать? Ведь здесь время — совсем не человеческое время. И опыт — не совсем человеческий опыт. Человек как Божия кошка. Как Божий кипрей. Его (Христово) Делание, (с)Тяжание. И это «Божие тяжание» я назвала бы и свойством, и новизной стихов Ванеян. Бог к человеку — и человек к животному, порой забывая, как это: Бог — к животному (как к человеку). Человек к человеку в этих стихах говорит редко; и почти всегда через время-память. Умершая мама (хотя она на самом деле есть), девчонки («картошка сварилась»). Возникает пространство, в котором много животных и растений, но куда нет доступа людям. Если есть, то лишь как в маскараде: в зверином образе (львёнок, малиновка). «Я» поэта осознаёт себя как райского зверя. Но человеческая суть выступает из границ звериной тени. Оборотень наоборот. Единственный человек среди животных и растений. Адам до создания Евы, Адам-садовник. * В лучших стихах ритм немного зыбкий, медленный (хотя строки небольшие), как в пруду при тихом ветре. Он раскачивает цепь лодочек-видений, идущих одна за другой. Если бы возможно было определение «визионерская метафора», «апокалиптичсекая» (в исходном значении: Апокалипсис Иоанна Богослова), я назвала бы такую метафору визионерской или апокалиптической: Ещё несёт Господь безлюдными местами В зелёном угольке, украшенном золой, Жнеца с серпом, солдатиков с цветами, И мотылька с порхающей иглой. Из «Пейзажного парка. Гатчина» Жнец с серпом, мотылёк с порхающей иглой, запах небесного битума — эти образы без остатка умещаются во внятные чувству небесные отпечатки. Они иной природы. Их нельзя назвать стилизацией, и в них нет ничего намеренного. Вот эти: жнец, солдатики, мотылёк с иглой — невыдуманные. Они родились из глубочайшей огненной тревоги, как и стихи. Порой они кажутся съедобными. Порой и картины Пиросмани напоминают мне сахарную выпечку. Стихотворение как живая частица. Частица как живое существо, обладающее душой, слившейся навсегда с душами других частиц. К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера |
ГолосованиеДорогие друзья и коллеги, приглашаем вас принять участие в опросе на тему «лучший журнал портала за февраль 2015 года». Итоги опроса будут подведены 7 апреля 2015 года? Голосуйте сами и приглашайте своих друзей.ЖурналыСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕРИБАСОВСКАЯ – РИШЕЛЬЕВСКАЯДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNAT22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Ышшо ОдынЗНАКИ11:33 |