Синяя тетрадь:

Артём Трофимов, Анастасия Ясеницкая, Саша Радионова, Ася Пузанова, Мария Вербицкая, Денис Терёшкин

     «Вот эта синяя тетрадь
    С моими детскими стихами».
         Ахматова


Размышляя о вечном…
(Литературно-философские сочинения красноярских школьников)



Артём Трофимов, 6 класс

    О Кавказе
    Говорят, место есть на огромной Земле,
    Где горы укрылись в туманистой мгле,
    На склонах растёт бирюзовая ель,
    А в горной речушке играет форель.
    Как стражники грозные, горы стоят,
    Камней превысоких могучий отряд,
    Где солнце небесное слепит нам глаз,
    И край тот зовётся — манящий Кавказ.
    Неторопливо траву щиплют мулы,
    Теснятся в горах адыгейцев аулы,
    Орлы к бесконечным просторам летят,
    Кинжалы, как капли, на солнце блестят.
    Резвится Чегем, среди скал пробираясь,
    Гора, кабардинкой глазам представляясь,
    Хиджаб надевает из ткани тумана,
    И веет в горах разнотравье дурмана.
    А ветер качает на склонах травинки,
    И льётся Баксан в быстром ритме лезгинки,
    И в снежной папахе Эльбрус двухголовый
    Стоит, как джигит, к приключенью готовый.
    И там, среди горных заснеженных пик
    Журчит водопадом балкарский язык.
    И путник с равнин, видом гор окружённый,
    Стоит, неземной красотой поражённый.
    Недаром я здесь и такое слыхал,
    О тайне Кавказа мне старец сказал:
    «Когда горы Кавказа сойдутся,
    Когда камни начнут говорить,
    Вот тогда я Кавказ позабуду,
    Вот тогда перестану любить!»
    Пускай же всегда чабаны будут петь!
    И будет в горах звонко флейта звенеть!
    И будет сквозь скалы орёл пролетать,
    И песню Кавказа средь гор напевать!



Сотворение мира

Изначально не было ничего, только одна огромная курица. Скучно ей стало, и решила она, чтобы был ещё кто-нибудь, кроме неё.

И снесла курица яйцо. Долго смотрела она на него, то слева зайдёт посмотрит, то справа… Снова скучно ей стало, она взяла да и разбила его клювом.

Раскололось яйцо, растеклось! Из его жидкости сотворились моря, реки и озёра. А из скорлупки появилась суша.

Весело стало курице, выщипала она у себя пух и перья и посадила их в землю. И выросли из них деревья, и зазеленели они. А из самого мелкого пуха получилась трава. И тут поняла курица, что ей предстоит создать новый мир. И начала она копаться в земле. Из глины она слепила всех живых существ. Потом из деревьев выжала сок и сбрызнула им фигурки. И ожили они!

И так обрадовалась курица, что даже засияла от радости, что у неё всё получилось. Сияние это было таким ярким, что стала она солнцем.

До сих пор на солнце можно различить едва заметное оперение, которое люди принимают за солнечные лучи.

Вот почему петухи кричат по утрам — они встречают свою прародительницу.


О счастье и несчастье человека

«Из тварей, которые дышат и ползают в прахе, истинно в целой Вселенной несчастнее нет человека»,— так сказал великий Зевс. Вы, наверное, готовы с ним поспорить! Человек додумался до величайших изобретений, построил огромные города, в конце концов, человеку не надо прятаться от диких зверей и ценой своей жизни добывать себе пищу. Достаточно просто ходить на работу.

Однако, Бог обманывать не станет! С неба-то ему виднее… Человек! Челове-е-е-ек!!! Приглядись внимательнее к своей повседневной жизни! Посмотри со стороны на жизнь на Земле. Всё, что на ней происходит, есть изначальный замысел Бога. Все живые существа, все растения, даже камни — всё, что движется и развивается, есть гениальная, слаженная работа всех составляющих матери Природы. Равновесие гениально! Одна жизнь сменяется другой. Можно сравнить нашу планету с огромным организмом, в котором всё происходит слаженно, и никакая его часть не может быть в обиде на другую.

Но отбился от этого равновесия человек. Пошутить вздумал над своей родиной. Однако мать-Природа не такова, чтобы прощать шалости. Она просто взяла и вывела человека из мирового круга.

Да, умён человек и могуч, но чувствовать человеческие страдания не дано другим живым существам. У них ведь какая цель в жизни? Родиться, есть, пить, продолжить свой род… У животных всё происходит так, как заложили в них поколения предков. Человек же с самого рождения стоит перед выбором: быть таким, как все, или быть не похожим на других. Много часов в своей жизни человек тратит на раздумья, ища в мире самого себя. Он читает мудрые книги, пытается что-то изменить в себе и вокруг. А в результате проклинает себя за то, что совершил.

И чего только не делает человек, чтобы найти счастье! Хочет помочь другим, а получается только хуже. Допустим, ты культурен, образован, правильно говоришь, опрятно выглядишь, а живёшь в мире, устроенном в принципе иначе, пьющем, курящем, матерящемся… В этом мире не любят таких, как ты. Ты выглядишь белым лебедем на грязном, вонючем болоте и, ища в этой грязи себе подобных, только пачкаешь себе крылья. Вот уже, действительно, «горе от ума». В прямом смысле.

А тут ещё ссоры с друзьями, усталость… В такие дни лишь редкая встреча с милым другом может как-то скрасить серую действительность. А если друга неожиданно завлечёт в дурное общество? Кажется, жизнь вдруг теряет все краски, хочется убежать от людей в глухую тайгу, забраться на высокую гору и завыть, как дикий зверь… может, тогда мать Природа простит тебя и впустит в свой круг жизни.

Что же с нами происходит? Непонятно. Откуда все беды? Видно, проклят человек Природой. Однако есть у неё одно удивительное свойство. Если была холодная зима — непременно будет тёплое лето. То же самое с её неразумным сыном, человеком. Ведь как сладка полоса удач после полосы невезения!

Так что, наверное, нельзя сказать, что человек — только несчастен. Моменты печали сменяются моментами радости. И наоборот.

Можно заметить, что человек, оторвавшись от Природы, вырос, зажил самостоятельной жизнью и, в отличие от животных, создал собственный круг жизни, где тоже всё взаимосвязано. Человек изменчив, как погода.

Так счастлив человек всё-таки или нет? Мы сравнили человека с погодой. А насчёт погоды есть старая английская пословица: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда».

Одежда служит защитой от холодного ветра и дождя. В восприятии человека любое событие может быть окрашено по-разному. Для кого-то разбитая тарелка — трагедия. А другой скажет — «на счастье!». Кто-то скажет: «Какой ужас! Пошёл дождь!». А другой ему ответит: «Зато, какая свежесть после дождя!».

Два друга, можно сказать, живут в разных мирах. В мире пессимиста небо всегда затянуто тучами, а в мире его друга — всегда ясная погода.

Каков же тогда более или менее обычный, нормальный человек? Наверное, в нём есть что-то от всякой противоположности. Как «инь» и «ян». И для пессимиста иногда сияет солнце, и оптимист иногда грустит.

Ну, а каких из этих противоположных частичек будет больше в твоей душе,— решать тебе.


Анастасия Ясеницкая, 9 класс

На море асфальта я вижу свой берег

Никто никогда не замечал, на что становится похож наш город с течением времени? Ничего странного? Если взобраться на возвышенность и посмотреть на центр, можно заметить, что изо всех щелей, как грибы, растут странные кубикообразные, слащаво глянцевые или кислотные до ряби в глазах сомнительные произведения архитектуры. Исторический центр становится похожим на декорацию к фантастическому фильму. Только нет в этих наспех собранных домиках ни харaктерности, ни фактурности, ни даже относительной красоты. Странно выглядят такие здания на сизом берегу Енисея, будто вырезанные фигурными ножничками и приклеенные на панораму города. Кажется, коснись их пальцами — и попадают пустые картонки. И на фоне этих попугайских зданий совершенно выпадают из поля зрения, заталкиваются на задворки старинные деревянные домики Красноярска — тихие голоса прошлого. Они безумно красивы, если кто-то не замечал, хоть и обшарпанные, покрытые облупившейся краской, вросшие по самые окна в землю, объятые зеленью с заднего двора, жмущиеся по обочинам дорог. Этакий островок души среди моря асфальта. Они смотрят на наш бешеный бездушный мир глазами — окнами с цветастыми занавесками и узорными ставнями. И уничтожается такая красота планомерно и безжалостно. Всё в нашей современной жизни должно быть технично и приносить прибыль. Потому эта неповторимая часть Красноярска погибает, отданная на растерзание коммерческим организациям. Наш город — классическая иллюстрация к менталитету народа. Почему, по неизменной русской привычке, мы принимаем всё чужое, в придачу искажённое, совершенно ненужное, отрицая исконное? Нет, я не призываю ходить по улицам в лаптях и пить чай исключительно из самоваров. Я желаю сохранить малую толику того купеческого города, той красоты, которой мы лишены сейчас. Зачем же строить плохую копию псевдобританского Биг-Бена или или что-то отдалённо похожее на европейскую ратушу, если всё это весьма похоже на абсурд и вызывает чувство несоответствия? Почему бы нам хотя бы не сохранить домики старого города? Часть нашей истории и погибающую красоту…


Твоё море

Мне было четыре года, когда мы поехали в Севастополь. Мои самые первые туманные и неясные впечатления детства были связаны с этим местом. Все вокруг казалось мне прянично-волшебным, мир был полон солнечного света и зелени деревьев, всё маленькое и незначительное в моих глазах становилось огромным и безумно важным. В это время я встретилась с тем, что означает слово «море». Помню, как мы с мамой пролезаем через какую-то дырку в заборе на пляж. Впереди песок, песок, песок, а ещё дальше тысячи бликов до самого неба и крохотные двигающиеся точки, купающиеся в этом солнце. Потом я поняла, что это люди.

Палящее солнце. Набережная. Огромные зелёные камни, похожие на чудовищ. Горечь на губах. Мама, папа. Красный чепчик. Теперь всё это возникает в моей голове, когда я слышу слово «море».


Три элегии

Элегия известна с древнейших времён и актуальна по сей день. Своё происхождение она берёт от френа — полного скорби плача по усопшим. Изначально основным формальным признаком элегии был «элегический дистих», в процессе развития происходило раскрепощение формы. Постепенно элегию стало характеризовать настроение задумчивой грусти, мотивы разочарования, неизбежности судьбы, одиночества, несчастной любви.

На своей родине, в Древней Греции, элегия имела в основном нравственно-политическое содержание. Классическим примером этому можно считать элегию Солона «Благозаконие». Солон, мастер элегического жанра, упрекает свой народ в неблагоразумии и невежестве. Афины в то время раздирала борьба между богатой аттической аристократией, владеющей большей частью плодородных земель, и обнищавшим плебсом. Земледельцы были вынуждены брать в долг у эвпатридов и, не имея возможности расплатиться, попадали в долговую кабалу. Солон взял на себя роль обличителя таких дурных свойств, как себялюбие, корысть, пренебрежение к Закону. Великим Афинам не угрожает гнев богов, говорит он, но граждане, объятые безумием, сами уничтожат свой город:

    Им непривычно спесивость обуздывать и, отдаваясь
    Мирной усладе пиров, их в тишине проводить, —
    Нет, под покровом деяний постыдных они богатеют.
    И, не щадя ничего, будь это храмов казна
    Или народа добро, предаются, как тати, хищенью, —
    Правды священной закон в пренебреженье у них!

Если жители Афин не задумаются, предупреждает Солон, то скоро город настигнет возмездие за их неподобающее поведение:

    Но, и молчанье храня, знает Правда, что есть и что было:
    Пусть, хоть и поздно, за грех всё-таки взыщет она!
    Будет тот час для народа всего неизбежною раной,
    К горькому рабству в полон быстро народ попадёт.

«Благозаконие» призывает людей к благоразумию, законопорядку (эвномии), воспевает чувство умеренности, усмиряющее несправедливость и беззаконие. Гармония и умение соблюдать золотую середину — основная гражданская добродетель. Эта элегия — горький упрёк тому времени, беспощадный анализ настоящего и будущего, в ней чувствуется скорбь и беспокойство за свою неразумную родину и её дальнейшую судьбу.

Думаю, именно в этом и состоит сходство элегий Солона и продолжателя его дела, русского поэта Н. А. Некрасова («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Каждая из них пропитана тревогой за родину, причастна общественно-политическим проблемам. Взгляд в них направлен не на внутренний мир человека, а на актуальную политическую и нравственную ситуацию. Элегия по существу — размышление. У Солона и Некрасова это размышление о судьбе народа. Эти поэты, подвизаясь на поприще гражданской поэзии, являются глашатаями народа, общественной совестью. Они призывают к деятельности, бичуют пороки власти. Схожие по основной идее, они различаются по интонации. Размышления Солона резки и обличительны, каждая фраза как бы предполагает восклицательный знак. Элегия Солона — восклицание. Это завершённый вывод, конкретное громкое предупреждение. Плавная речь и отсутствие конкретного вывода отличает элегию Некрасова от строгой определённости и чеканности Солона. Она полна любованием бытом русского народа, переживанием неразделимой с ним природы. Произведение Некрасова — вопрошание, и заканчивается оно нерешённым вопросом, который, думаю, не разрешился и до сих пор:

    И лес откликнулся… природа внемлет мне,
    Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
    Кому посвящены мечтания поэта, —
    Увы! Не внемлет он и не даёт ответа…

Элегия написана в ответ на критику, обвиняющую Некрасова в том, что непрестанно поднимая гражданские темы и говоря о проблемах народа, поэт исписался и не способен заинтересовать публику:

    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая «страдания народа»
    И что поэзия забыть её должна,
    Не верьте, юноши, не стареет она.

Отмена крепостного права дала надежду на улучшение положения народа, но привело ли это к реальным изменениям — главная мысль автора, прошедшая красной нитью по всему произведению:

    Я видел красный день: в России нет раба!
    И слёзы сладкие я пролил в умиленье…
    «Довольно ликовать в наивном увлеченье, —
    Шепнула Муза мне,— пора идти вперёд:
    Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Некрасов — продолжатель дела Солона и других поэтов, открывающих читателям глаза на реальный порядок вещей. Это поэты действительности. Элегия — удобнейший инструмент, помогающий выразить недовольство существующей ситуацией. Некрасов — идеальный пример поэта, не имеющего грани между личными стремлениями, страданиями и общественным долгом. Поэт — служитель народа. Элегия — лирический жанр, раскрывающий внутренние переживания героя. Следовательно, у настоящего поэта нет личного. Народ — его плоть и кровь. Поэт — рупор страданий. Элегия кричит, возмущает, обращает на себя внимание, требуя перемен.



От этих двух элегий стихотворение Бродского «Однажды этот южный городок» кардинально отличается тем, что переживания лирического героя направлены не на судьбу государства или народа, а на внутренний мир человека. Эта элегия аполитична, как, впрочем, и само творчество Бродского. Бродский продолжает дела классиков, использовавших элегию (В. А. Жуковский «Море», элегии А. С. Пушкина) как инструмент передачи глубоко личных переживаний героя, размышлений о смысле бытия, грусти о минувшем. В отличие от политических элегий, рассмотренных выше, элегия Бродского не имеет какой-либо цели. Она не протестует и не возмущается. Она, рефлектируя, прежде всего, разговаривает сама с собой. В то же время элегия Бродского охватывает более обширную область человеческой мысли. Если в политических элегиях предмет осязаем и конкретен, то в данном произведении поэт касается вопросов глобальных. Лирический герой предаётся грустным размышлениям, анализируя прошлое и настоящее. Течение времени — данность. И остаётся только вспоминать в одиночестве прошлые потери:

    На древнем камне я стою один,
    Печаль моя не оскверняет древность —
    Усугубляет. Видимо, земля
    Воистину кругла, раз ты приходишь
    Туда, где нету ничего, помимо
    Воспоминаний.

Элегия Бродского несёт в себе, в первую очередь, настроение и размышление над вечными вопросами человеческой души. Это не острый социальный вопрос настоящего или осуждение морального облика общества. Это взгляд внутрь, что имеет свою обособленную нишу в литературе.



Каждая из этих трёх элегий будет актуальна до тех пор, пока не изменится человеческая сущность (то есть вечно). Будь то глупость и жадность власть имущих, судьба и неискоренимый национальный характер или меланхолия по поводу неотвратимости бега времени и былых потерь — всё будет находить отклик в сердце читателя, так как проблемы эти вечны, как и творчество поэтов, размышляющих над ними.


Саша Радионова, 6 класс

Читая «Илиаду»
Диомед Неистовый

Почему Диомед, несмотря на то, что нападал на богов, утверждает, что никогда этого не делал? Люди — всего лишь пешки в руках богов, а шахматная доска — целый мир. Диомед, которому Афина затуманила разум, не может ничего вспомнить. Елена подвластна Афродите. Все, все люди находятся под властью богов. Мне кажется, что Диомед послушен богам. Просто, когда он ранил Афродиту и Ареса, гнался за Аполлоном, он не осознавал, что делает. Его разум был как в тумане. Бедный Диомед не знал, что Афина явилась, чтобы использовать его в своих целях, а вовсе не для того, чтобы возвысить или предупредить его.


Ахиллес

Ахиллес — неразумное дитя, которому ещё даже не стригли волос. Это подросток, юноша. Он не слушает старших, а так как своего опыта мало, совершает множество ошибок. Он жаждет власти, и эта жажда порой затмевает его разум. Сбывается пророчество. Ахейцы начинают отступать к своим кораблям. Ахиллес делает вид, что ему это безразлично, но всё же видно, как он волнуется. Он пытается понять себя и не может. Действительно, «Илиада» — мировое произведение, созданное на все века. Ведь Гомер точно описывает душевные бури, перемены настроения и терзания подростка. Всё это присуще и моим современникам! Мир меняется,— не меняются люди. По «Илиаде» можно писать многотомное пособие по психологии.


Агамемнон — военачальник и человек

Силы и стремления к победе ему не занимать. Прекрасный политик и стратег, он всегда знает, когда нужно выступить в бой, как лучше проверить верность своих воинов. Но когда ситуация становится критической, он — на наших глазах — откровенно трусит и даже впадает в отчаянье. Ахейцы отброшены к своим кораблям, которые уже пылают от горящих троянских стрел,— и Агамемнон отправляет послов, чтобы умолять Ахиллеса вернуться к битвам! А ведь совсем недавно он осыпал юного царя мирмидонцев оскорблениями.

Главное качество Агамемнона-человека — властолюбие. Больше всего он уязвлён тем, что Ахиллес предъявляет права на его власть. Он всегда боится показаться смешным или не понятым! Боится, что воины его покинут, не подчинятся его воле, отвернутся от него и без него уплывут из Троады. Как и всякого правителя, военачальника, предводителя это мучает его со страшной силой! Жестокий, гордый, властный, но всё-таки… трусливый. Таков Агамемнон.

Жестокость его проявляется в зверских убийствах и издевательствах над противником.

    Ныне ж его Агамемнон нагого во прахе оставил
    И понёс меж толпами доспех поражённого пышный…

В бою Агамемнон убивает врага с гомерической яростью. И чем больше людей увидит проявление его свирепости — тем лучше ему. По законам «Илиады», Агамемнон наделён силой, но никогда не слушает советов мудрых воинов. Поэтому и совершает множество глупых ошибок. Но Гомер, показывая своего героя не с лучшей стороны, не забывает о его достоинствах. Ведь именно Агамемнон вселяет в ахейских воинов веру в победу и поддерживает в них боевой дух перед новым сражением.


Ася Пузанова, 6 класс
Боги… как люди


Древнегреческие боги будто созданы по подобию людей. Совершенных? Это как посмотреть. Вот они, совершенные боги, взирают на греков с Олимпа…В чём же их совершенство? Во внешности? Конечно, нет… Внешность же не важнее характера. Возьмём хотя бы Гефеста. Он родился таким уродцем, что мать сбросила его с Олимпа. Хотя богини, конечно, ослепляют красотой… Но, может быть, боги совершенны морально? Однако, взгляните только на их поступки! Они помогают тем героям, которым симпатизируют, а прочим приходится терпеть их бесконечную жестокость и коварство. Вспомним, с чего началась Троянская война! С яблока раздора, которое было подброшено на пиршественный стол одной из богинь. Из-за чего? Из-за желания отомстить? Из-за обиды? Вполне человеческие качества! Богини спорят, кто из них прекраснейшая. И что? Каждая хочет быть первой. Они пытаются подкупить Париса, обещая ему любовь и власть. Тоже вполне по-человечески. Идеализм? Возможно, ведь добрые богини так прекрасны. Но они не знают грани между добром и злом. И подвержены вполне человеческим, мелким чувствам. Боги — как люди.


Мария Вербицкая, 6 класс
Ахиллес в гневе, мщении, страдании и прощении


Ахиллес на протяжении всей «Илиады» проявляет свои эмоции с поистине гомерическим размахом! Душа Ахиллеса переполнена гневом, и, когда юный герой уже не может удержать этот гнев в себе, он выплёскивает его. И гнев этот касается всех, все страдают, все молят о пощаде, но Ахиллес непреклонен. Так гибнут сотни ни в чём не виноватых людей.

Но иногда гнев Ахилла сменяется страданием. И если Ахиллес страдает, то страдания его нестерпимы. Глубоки и невероятно сильны. Он рвёт на себе волосы, громко плачет, осыпает себя землёй. Душа его полна тоски и горя. И в эти минуты желает Ахилл лучше умереть, чем испытывать такую боль, такую тяжесть на душе. Таким мы его видим в минуты горя о погибшем Патрокле.

Но страдания притупляются, когда возвращается гнев. И его сила обращается на виновника страданий. Не отступит месть, пока не погибнет её виновник. И идёт месть кровавыми шагами, пропитанная гневом. Месть стремительна и неумолима. Гибнут люди вокруг, но Ахиллес от задуманного уже не отступит. Ведут его месть и гнев, как коварные боги.

И вот, казалось бы, всё… Убит Гектор. Отомщён Патрокл. Но гнев не уходит. Он настолько силён, что, возможно, уже никогда не утихнет. Гомерический Гнев! Неужели останется он навсегда?

Победить гнев способны только любовь и прощение. Сострадание к старику Приаму, потерявшему сына, слёзы, которые Ахиллес проливает вместе с ним, утоляют и боль, и ярость, и жажду мщения.

Всё в душе Ахиллеса поистине сильно. И страдания, и гнев, невероятно неистовый. И месть, неутолимая, кровавая — таким Ахиллес был, убивая Гектора и глумясь над его телом. И прощение тоже — искреннее и глубокое, благородное, сопровождаемое слезами и любовью.

Гомерическая душа у Пелида! Бывает он неистов, бывает — предельно спокоен. Великая душа!


Денис Терёшкин, 9 класс
Своя жизнь


Жизнь всегда кажется чем-то необычным, чем-то неизвестным. Казалось бы: живёшь на свете не так уж и много, но не так уж и мало. А ничего в жизни не понимаешь. Не понимаешь людей, не понимаешь мир. Смотришь вокруг себя, видишь столько всего прекрасного: ярких красок, красивых вещей. Понимаешь, что у всего есть душа, у всего есть желание жить, жить без смысла, без цели. Просто жить ради жизни.

А потом взгляд попадает на людей. Вечно ищущих смысл бытия, но не умеющих жить по-настоящему. Жизнь — рутина. Каждый день у них начинается с недовольного выключения будильника, первой мысли «хачу спаааать!», душ, кофе, работа в душном офисе, которую они ненавидят всей душой, а затем дом, семья, которая их достала, сон. И каждый день всё, как всегда. Поначалу кажется, что это нормально, потом устаёшь. Но уже поздно, все привыкли так жить. Все одинаково выглядят, одеваются, говорят. Биомасса? Нет. Просто люди, которые привыкли делать всё, как все.

Так и хочется сказать кому-нибудь: «Хей, чувак! посмотри, какое небо! Не торопись на свою дурацкую работу, успеешь, чёрт побери. Просто оглянись вокруг». А тебя посылают туда, куда в приличном обществе не посылают точно. Радостно улыбаешься прохожим на улице, а в ответ слышишь лишь сердитое: «Наркоманы жить не дают». Хотя ведь это тебя так от жизни прёт, а не от чего-то ещё.

И вот, в конце концов, тебе это надоедает. Ты не впадаешь в депрессии, ты всё так же улыбаешься, но не прохожим, сквозь них. Радуешься солнцу, но не серому и обыденному, а своему собственному. Удивляешься людям, но они больше тебя не интересуют. У тебя свой мир, который ты сам себе создал. Плюнул на всё и живёшь в своё удовольствие, немного наивно, немного невзросло. Понимаешь искреннюю радость ребёнка.

А двери в твой мир открыты нараспашку: заходи — не хочу. И люди приходят. Ты им радуешься, но потом понимаешь, что ничего хорошего они в твой мир не внесли, только наоборот — после их прихода пропали серебряные ложечки и сервиз. Зато появилась куча грязи, и твой мир понемногу начал походить на тот, большой и чужой. И тогда дверь запирается на амбарный замок, ты влезаешь в окно и смотришь на всё из него. Ты недолго убираешься, всё вновь блестит, если не считать того, что ты разбросал, создавая творческий беспорядок. И вот становишься улиткой, никогда не выходящей из своего домика и путешествующей вместе с ним.

И жизнь прекрасна! Находишь замечательных людей, но предусмотрительно никого не впускаешь, помня о пропавших столовых приборах и изгвазданном полу. Живёшь, не зная бед, а потом становится как-то скучно и одиноко. Но двери открывать страшно. А потом вдруг поступаешь совсем безрассудно: берёшь и даришь ключ от замка другому человеку. А он открывает его, вытирает ноги перед входом, приносит кадку с маленьким Иггдрасилем, шоколад и запирает дверь снова, чтобы никто больше не входил. И ты