А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Спонсоры |
![]() Центр |
Юлий ЗыслинОб авторе: www.museum.zislin.com. Коренной москвич, инженер-физик, кандидат технических... |
Сергей ШаргуновОб авторе: Российский писатель. Родился 12 мая 1980 года в Москве, в семье известного... |
Игорь ФунтОб авторе: Автор о себе: Вятский уроженец. В 80-е годы, во время учёбы (сначала очной... |
РегионыЦентрРоссияБарнаулБелгородВладивостокВладикавказВладимирВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() Геннадий КаневскийЧастное дело. Елена Баянгулова. Слова как органические соединенияЕлена Баянгулова. Слова как органические соединения. — М.: Русский Гулливер, 2014.
«Предельно частное дело», — сказал о поэзии Бродский. Тогда, казалось бы, и нам никакого дела до неё не должно быть. Пусть себе в своём отдельном углу, как ребёнок в песочнице, перебирает свои стеклянные шарики, тешится ими. Однако нас почему-то странным образом волнует эта игра, чуть только стеклянный звон касается слуха. Похоже, дело в языке. Что-то внутри нас отзывается на перенастройку самого языкового вещества, которую эта игра незаметно производит. Предельно частным делом, игрой со стеклянными шариками кажется на первый, поверхностный, взгляд и поэтическая книга Елены Баянгуловой. Даже некоторая неловкость возникает при первом прочтении — я говорю не столько о сюрреалистических образах многих текстов, сколько об особой интонации и личных, понятных только двоим, значениях слов, свойственных языку влюблённых.
Некуда деть половину своих имен Автографы послушных любовников
Этот язык мог бы быть совсем герметичным, образы — абсолютно интровертными. Откуда мы знаем, какие ассоциации вкладывают эти двое — говорящий и слушающий — в загадочную образную цепочку «орнаментально округло гребнеобразно / ты плывёшь на стекле дивана»? — можем только предполагать, рисовать в воображении, закрыв глаза, контур тела, повторяющий изгиб мебели, или, например, стакан с водой, стоящий на подлокотнике и вызвавший к жизни эллипсис «стекло дивана», или что-то иное, совсем нам неведомое. Мог бы — но особое ли сочетание слов, графика строки, штрихи гравюры (к этой художественной технике, на мой взгляд, поэтическая техника Елены Баянгуловой ближе всего, один из текстов прямо именуется «Оттиск»: «Так непонятно откуда / Слоится звук / Пахнет кудрявым снегом / Сибирских юрт / Крошится воздух / В белесую даль стеной / А вот внебрачные дети / Клюют в стекло / Полупрозрачны как бабочки на свету...») — вмешиваются в наше восприятие, через уже упомянутую тонкую перенастройку языка заставляя почувствовать материю поэзии:
так распахнув руки падаешь только в землю гребля на ровном месте греет весло веслом шепотом разжимает время пространство местность медленное цветенье водит назад — вперед так ты меня не знаешь так ты меня не видишь вязаное молчание смотришь испуг в испуг будто и нож и горло будто совсем у места будто соединяет кто-то зеркальный рот
(и далее — опрокинутая в зеркало вторая часть этого текста — его зеркальное отражение). Поэтическая техника Баянгуловой такова, что она органично включает в этот квази-герметичный образно-смысловой круг и трюизмы, и речевые вульгаризмы а-ля Хармс или даже Тихон Чурилин («не задевая слова — два / играет с временем Быка / на кухне варится окно / и пишет он себе письмо»; «скребутся мыши в потолке / что даже я пугаюся во сне»; «бей на двоих кокос / мякоть его бела / как седина стола») — и все это работает, отсылая к названию книги — «слова как органические соединения». И — ещё одно: на фоне ханжества и выхолощенности многих текстов последнего времени стихи Елены Баянгуловой выделяются яркой, образной чувственностью, не переходящей при этом в вульгарность:
давай займемся подводным танго ты протягиваешь мне руки я в ответ ноги мы легче воды песка глины легче крови бегущей по телу кажется мы одни в этой бездне но тысячи органов чувств чужих наблюдают и ловят каждое наше движение мы для них слайды…
Может быть, самый необычный по поэтике, самый удалённый от «здесь-и-сейчас» уральского поэтического локуса (не зря издание вышло в Москве) воспитанник Нижнетагильской поэтической школы, основанной покойным Евгением Туренко, поэт Елена Баянгулова приглашает неравнодушного читателя-естествоиспытателя полюбоваться тем, как живая ткань поэзии вырастает из слов — из органических соединений:
Музыка старит глаза Тенью размашистых рук Ходят слова по слова Долгими взмахами вслух
Слышишь зовёт немота Слышишь седьмая строка Стоя на белом полу Я говорю.
![]() |
ГолосованиеДорогие друзья и коллеги, приглашаем вас принять участие в опросе на тему «лучший журнал портала за февраль 2015 года». Итоги опроса будут подведены 7 апреля 2015 года? Голосуйте сами и приглашайте своих друзей.ЖурналыСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕРИБАСОВСКАЯ – РИШЕЛЬЕВСКАЯДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNAT22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Ышшо ОдынЗНАКИ11:33 |