А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Спонсоры |
![]() Центр |
Людмила ЩипахинаОб авторе: Родилась в Свердловске. Поэт, публицист. Окончила Литературный институт им. А... |
Елена РожковаОб авторе: Выпускница Лесосибирского педагогического института КГУ. Педагог, ... |
Светлана МингазоваОб авторе: Поэт. Родилась в селе Сурское Ульяновской области. С 1953 по 1969 год... |
РегионыЦентрРоссияБарнаулБелгородВладивостокВладикавказВладимирВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() Мария Бушуева«Войду я в круг существ светопрозрачных».О поэзии Любови Никоновой* * * Сердце ловит намёки на чудо.
Её лучшие стихи кажутся не написанными, а родившимися вместе с долгой приволжской равниной, старой просёлочной дрогой, куполом белой сельской церкви,— стихи легко становятся «светом, воздухом и ветром», точно возвращаясь, произнесённые, к своим первоистокам. За ними стоит русская традиция — и поэтическая, и мировоззренческая. Они — из того светлого и лучшего в крестьянском космосе, что выражено старинным словом «лад», из той народной пытливости, того внезапного порыва — поднять глаза к небу, развернувшему свою звёздную ткань над старинным селом,— которые породили и Есенина, и великий тип русского деревенского чудака, и странничество, и русское юродство — сильное как раз своей кажущейся социальной слабостью. Однако Любовь Никонова, этот поэтический листок, оторвавшийся от родимой деревенской ветки, не была простушкой-пастушкой, не была даже и простой по характеру. Это, скорее, тот тип человека-самородка, русского self made man, который и составляет основу культуры, существует в её глубинных потоках, что наверх выбрасывают и грязь, и пену... И стихи Любови Никоновой, человека одновременно душевно чистого и высокоинтеллектуального, как бы минуя есенинскую традицию, ведут читателя к Тютчеву и Ахматовой, Заболоцкому, Самойлову. Из современников ближе всего она подступила к олимпийцу Юрию Кузнецову — но не со стороны символа, а со стороны сверхощущения мистической тайны мира и глубинности чувств. И не важно, были ли они при жизни близко знакомы. Остался в поэзии её женский мягкий, душевный и чистый отклик, отклик любви — на мужской вызов, брошенный Кузнецовым всему женскому миру. Эта та тихая, как бы покорная, любовь, о которой сама Никонова сказала так: И бушующих мыслей угрозы, А когда эта невидимая сила любви иссякает — след её дарует пусть горьковатый, но спасительный, способный утолить жажду глоток воды: В обожжённой степи — вечный запах полыни. Удивительно чистую эмоциональность поэтического мира Любови Никоновой подчёркивал в своей давней рецензии Роберт Винонен. Но Любовь Никонова в своём созерцательно-мудром потоке света, огибавшем скверну, уходя в глубину чувства, одновременно поднималась и в дальнюю высь уже философского взгляда на мир, иногда, к сожалению, несколько рационализировавшего и даже делающего рассудочными некоторые её стихи в ущерб поэтичности. Однако когда рассудочность уходила и начинало главенствовать мистическое чувство, окрашивающее философскую картину бытия, рождались прекрасные строки: Не помня дней недобрых или мрачных, Прабабушкой поэтессы была знаменитая владимирская паломница Лекса (Александра Андреевна Швецкова), странничество которой стало той духовной парадигмой, которая определила и вечный мотив дороги в поэзии Любови Никоновой: Ещё немного по тропе коровьей, Душа Любови Никоновой с её надвременнóй архетипностью странствовала, выбирая свои просёлочные дороги, одним концом всегда уходящие к той деревенской избушке, где вечно ждёт у окошка старушка-мать, а другим — выводящие к Млечному Пути. И всегда путь сердечный вёл её мимо поля. И в этой сильнейшей тяге ко всему родному: пространству, полю, церкви, тропе,— до слёз, до горького счастья разлук и встреч — она близка Ивану Бунину: И забуду я всё — вспомню только вот эти Но мистическое чувство Бунина сливалось с его острым и гениальным мужским даром ощущать миг жизни как единственный; у Никоновой ощущение по-женски заменено чувством — и миг жизни у неё не выделен, не очерчен, даже если и обозначен, но зато он сразу бесконечен и глубок, как бесконечна и глубока в её стихах женская любовь. Любовь её как бы лишена чувственности. Она сродни религиозному чувству, мистическому экстазу: И, проникаясь светлым приобщеньем, Настоящие странники не просто хотели посмотреть, как велика русская земля, не только искали легендарное Беловодье (возможно, какой-то генетический зов, тайный поэтический знак Лексы. поданный через сны, привёл вчерашнюю школьницу Любу Никонову в поэзию, а территориально — из Поволжья в Сибирь, в Кузбасс, где она и осталась навсегда) — они искали суть бытия. Их странничество часто кончалось смертью. Там же, в пути. На безвестной дороге. Как соль земли повсюду обнажилась, Особый тип являло собой религиозное, в отечественной православной традиции, паломничество. Собственно говоря, именно к такому духовному поиску и обретению вечных святынь в душе и в мире пришла и Любовь Никонова. Глубоко верующий человек, она, наверное, воспринимала и свою тяжёлую болезнь, от которой страдала последние годы земной жизни, в ключе православной житийной символики, как то необходимое испытание-очищение, которое даст ей возможность вступить в круг «существ светопрозрачных»,— её стихи последних лет такие же светлые и всепрощающие: Но всё равно свой знак хочу подать я Она оставила гораздо большее: её прекрасные стихи будут перелетать от сердца к сердцу, не зная границ ни пространственных, ни временны?х. К списку номеров журнала «ДЕНЬ И НОЧЬ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеДорогие друзья и коллеги, приглашаем вас принять участие в опросе на тему «лучший журнал портала за февраль 2015 года». Итоги опроса будут подведены 7 апреля 2015 года? Голосуйте сами и приглашайте своих друзей.ЖурналыСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕРИБАСОВСКАЯ – РИШЕЛЬЕВСКАЯДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNAT22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Ышшо ОдынЗНАКИ11:33 |