Наталия Черных

Евгений Шешолин (1955 – 1990)

В Лавке Языков  http://spintongues.msk.ru/Shesholin.html

Читателю открывается огромное пространство Шешолина. И это очень тёплое, как среднеазиатская ранняя весна, пространство. Любовное, примелющее всё, что в него попадает. И любая вещь, любое явление могут найти себе там достойное место. Эта чрезвычайная широкость Шешолина-поэта порой сбивает с толку читателя. Ощущение, будто поэт сам не знал, что ему ближе: одиночество в древнем городе, литературные сходбища или восточная поэзия. Ощущение метания, тревоги. Это от переизбытка даров и от их невостребованности.

Частью Евгений Шешолин относился к неофициальной поэзии питерского толка, потому что лично знал Олега Охапкина и других авторов (в письма он их не называет). Но только отчасти. Тихая необычность его стихов выросла на каменистой почве одиночества и недостатка общения, информации и просто людей. В контексте псковских поэтов Шешолин не удержался. Был альманах "Майя", но это было довольно нестойкое явление, и Шешолин вскоре снова погрузился в своё одиночество. Несомненно, друзья любили его и поддерживали как могли. Но духота оказалась сильнее. Однако только трагические тени неуместны в разговоре об этих стихах и этом поэте.

Поначалу стихи Шешолина показались мне обычными, но всё же что-то раздражало и заставляло несколько стихотворений перечитать. О Шешолине рассказал мне Артём Тасалов. При чтении не ожидала сколько-нибудь сильного впечатления, его не было, но было изумление. Оказалось, действительно прекрасно. Но эта тщательная маленькая красота (как на персидских миниатюрах)обладает свойством наркотика. Запоминается. Заставляет возвращаться. Заставляет любить.

Есть чувства к стихам почти эротические. Нашёл то, что искал. Со страданием, в страдании, не идеальное. Но большое. Я искала всю жизнь. Лучше ничего не было и быть не может. А есть чувства другие. Это когда любят тебя. Ровным, принимающим все твои причуды чувством. Это раздражает. Угнетает. Унижает. Вот такова поэзия Шешолина. В этом её чудо. Она прекрасна и огромна, но не требует пьедестала. Не требует названия. Любимый поэт. Любимые стихи. Долгожданные переживания. Нет. От любви, заложенной в эти стихи читателю неудобно. Её очень много.

К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера