Марина Саввиных

Крепость несокрушимая. К 75-летию красноярского писателя Александра Астраханцева






    С незапамятных советских времён и доселе этот день празднуется в нашей стране как День защиты детей. Символично, что Александр Астраханцев пришёл в грешный мир сей именно под его дружелюбными звёздами. Если сделать попытку одним-двумя словами определить магистральную идею его прозы, то для меня это слова: защита главного. Это сорняки растут повсеместно и агрессивно. А главное, высшее, сверхценное нуждается в защите. Разоблачая мещанские хватательные инстинкты, часто скрытые под маской респектабельности и светского лоска, печалясь о трагических нелепостях жизни, Александр Астраханцев и его герои до конца остаются борцами-моралистами, рыцарями — не без страха и не без упрёка, но всё-таки превозмогающими гнёт непреодолимых искушений и остающимися людьми.


Герой прозы Астраханцева — человек сугубо нормальный. Обычный порядочный человек, воспитанный в духе «кодекса строителя коммунизма», то есть, по моему глубочайшему убеждению, далеко не худшего свода нравственных установок. Он дорожит своей работой и исполняет её не просто добросовестно, за деньги, а с творческим энтузиазмом. Он любовно и радостно вглядывается в жизнь, обращая внимание на её неожиданные или типические подробности. Ему необходим смысл жизни и её цель, и он с завидным упорством продолжает объяснять мир, всё более необъяснимый и все безнадёжнее погружающийся в бездну абсурда.

В произведениях Астраханцева на наших глазах обычный человек, пусть не гоголевский — «маленький» и не герой Достоевского — «униженный и оскорблённый», но всё-таки обычный, средний человек восстаёт один на один против взбесившейся Вселенной за это своё право — быть нормальным! Оказывается, для того, чтобы просто отстоять свою «нормальность», иногда требуется проявлять недюжинные свойства натуры, граничащие с прямым героизмом. Ещё бы! Ведь «неандертализм», как определяет современное направление культурной жизни «лирический герой» рассказа «Мы живём в мире модерна», забил уже все душевные поры нашего житья-бытья. «Да, конечно, под напором их жизни исчезнут деревья, цветы, травы — но на их месте вырастет искусственная, рукотворная природа, и трудно сказать, что ценней и прекрасней! Мы, люди с нашими традиционными, патриархальными взглядами, грустим по уходящему миру, зелёному и голубому,— но на его месте растёт и ширится мир иной — новый, невиданный: крашенный гарью и ржавчиной свалок, сверкающий консервными банками, цветным битым стеклом, пластиком из-под фанты и кока-колы, мир ярких наклеек, украшающих землю вместо однообразной зелени травы и деревьев. Поблагодарим же нынешних творцов за этот их терпеливый, неутомимый ежедневный труд!» — горько иронизирует герой-рассказчик, и солидаризируешься с ним невольно. Уж очень точно подмечены чёрточки типичного современного деятеля — от науки ли, от «шоу-бизнеса» ли, просто ли от бизнеса: «...а повадки-то, а глазёнки-то хитрющие, а эти движения рук, которые невольно гребут к себе, куда денешь? Поня-атно, откуда они?»

«Городские рассказы» Астраханцева — это по нынешним меркам банальные, а с точки зрения проверенной веками человечности ужасающие свой аморальностью житейские истории: «Презентация», «Вампир», «Дневник обречённого»... В каждом из них — пересечение естественного человеческого мироотношения с противоестественной, но повсеместной — тотальной! — экспансией хищничества и разрухи. Любопытно, что гибель героя в этой неравной схватке Астраханцев вовсе не считает неизбежной. Писатель как раз всем пафосом своего творчества призывает читателя к нравственному сопротивлению или хотя бы к сознательному неучастию во зле!

Меня как читателя больше всего взволновал рассказ Александра Астраханцева «Мастер каратэ». Я очень долго находилась под благотворным впечатлением от этой мудрой и, надо сказать, очень сильной в художественном отношении вещи. Рассказ представляет собой монолог тренера-каратиста, обращённый к новичкам. Смысл его — утверждение приоритета силы духа, высших моральных мерок в любом деле, даже в таком, как «драка», боевая или спортивная борьба. Тренер рассказывает мальчишкам о своей жизни, о величайшем испытании быть Учителем, об ответственности человека за каждый поступок, который он совершает осознанно или бессознательно...

Некоторые слова мудрого Мастера настолько оказались мне близки, так точно выражают мысли, давно уже не дающие мне покоя, что я выписала их в свою заветную записную книжечку и время от времени перечитываю сама и читаю своим ученикам: «...Зло никогда не побеждает, оно в конечном счёте жалит себя само. Если ты его сотворил, и оно не успело обернуться и настигнуть тебя,— оно найдёт твоих детей и внуков; цепь замкнётся. В старину об этом хорошо знали. Это теперь, когда привыкли жить единым днём, подзабыли, но закон-то работает! Поэтому на зло надо отвечать добром. Это даже не Христос первым сказал — у китайцев, у индусов, у того же Платона эти азбучные истины записаны лет на пятьсот раньше. Так что ж, значит, зря я каратэ изучал? Нет, может, именно поэтому никто никогда даже не был со мною невежлив: от меня, видимо, исходит некая энергия уверенности в себе... только от этого мне легко жить. Кажется, я свободен от зависти, от жадности, от злобы — они остались где-то там, внизу... В конце концов, что такое жизнь, ребята? Это луч над бездной, сияющий, тонкий, как струна, луч, и по этому лучу — нам идти. Идти бережно, легко и стремительно, иначе — бездна. Это — искусство жить достойно и отвечать перед собой за своё достоинство».

И ещё одна цитата, чтобы, как говорится, «на этой оптимистической ноте» закончить разговор: «Жизнь — одна, и такая быстрая, ты ещё только собрался, а она уже машет тебе рукой: прогрохотала на стрелках. Всё, что не стало тобой, уходит бесследно. Как не было. А когда говорят, что жизнь — непременно борьба, так это чаще всего демагогия. Сразу спросите себя: а с кем борьба? И за что? Может быть, она не стоит усилий? Потому что борьба — это чаще всего пустая злоба, это — уничтожать и мучить друг друга: злую энергию в себе надо как-то переливать в другие русла. Как? Если бы, как говорится, знать, где упасть... Это большая работа, ребята, если не главная. И никто её за нас не сделает... Надо, конечно, объединяться: наши поражения — от одиночества. Всякое зло, как я заметил, быстро объединяется. Но нам-то тоже как-то надо, а? Подумайте, ребята!»

В день юбилея хочется пожелать писателю Астраханцеву творческого подъёма и осуществления надежд. Пусть Ваша крепость, Александр Иванович, стоит несокрушимо — в этом залог будущих заветных плодов, которые обязательно принесёт молодая литературная поросль.

К списку номеров журнала «ДЕНЬ И НОЧЬ» | К содержанию номера