Елена Попова

Ответственность за будущее России

В России что-то есть от Европы, что-то – от дикой, не подчиняющейся никаким законам Азии, и всё же идёт Россия по зыби времён то напролом, а то осторожно шаря в потёмках сучковатым, с глубокими трещинами посохом, оступаясь, падая и снова поднимаясь, только ей одной свойственным путём. По-особенному происходит культурное и духовное развитие её народа, который, что греха таить, часто по неразумению своему впадает из крайности в крайность.


«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» Причём разрушения больше, чем созидания. А созидание, не имея в своей основе надёжного фундамента накопленного веками опыта, подчас являет собой жалкое зрелище. Мы идём, наступая на одни и те же грабли, пытаясь изобрести и выдать за «ноу-хау» то, что давно существует…


Интерес к художественной литературе, пропавший в нестабильные 90-е годы, вновь пробуждается. И не просто пробуждается. Ломающий старый лёд весенний паводок бурлит, наконец-то почувствовав возможность показать силу и мощь. Сметая всё на своём пути, он затопляет берега. Глянешь на реку в половодье: вода мутная, почти чёрная. Так и в нашей литературе: народное слово вырвалось, понеслось по российским просторам…


Чуть ли не каждый человек, кое-как освоивший письменную речь, считает себя поэтом. В немалой степени способствуют этому средства массовой информации. Сети Интернета отлавливают и вытаскивают на сайты «Стихи.ру» и «Проза.ру» охотников до мировой славы, печатные издания не столь требовательны к творчеству авторов. Мы долго, разрушив до основания старое и строя новый мир,  несли культуру в массы: «Искусство будет принадлежать народу!» А чтобы народу оно было ближе и понятней, высокую планку, определяющую суть творчества, приспустили. Она всё ниже, ниже…Потерялась цель: будить словом чувства и мысль, на смену ей пришло самолюбование.


Не берусь никого судить, ибо для каждого автора важно быть услышанным. Горько то, что, не предъявляя к своему творчеству особых требований (планка-то занижена!), мы формируем вкус и внутренний мир читателя, неосведомлённого в тонкостях литературного ремесла… Вместо высокохудожественных произведений читатель сталкивается с редким цинизмом и пошлостью.


Все что-то пишут, строчат в надежде увековечить своё имя, забывая жить… Причём жить достойно. Помните у Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Нравственность, патриотизм, любовь ко всему живому и к себе, как части мира, должны лежать в основе любого творчества.   


Что касается техники стихосложения, это – тема отдельная. Новоявленные авторы, «всё знающие и умеющие», творят сами, не придерживаясь никаких правил. Неграмотность – это полбеды. Разглядывая в строчках крупицы зарытого до поры до времени дара, автору можно доступно объяснить простые и не слишком простые истины, но при условии, что он готов воспринимать новое. Плохо, когда автор, умиляясь собственной гениальностью, ничего вокруг не видит и не слышит, как глухарь на току. А если волею судьбы он оказался в самом эпицентре грозного паводка – держитесь! Разотрёт в порошок вместе с льдинами. Но, закрывая глаза на очевидное, мы привыкли дружно чествовать очередного героя…


Как грибы после дождя, растут многочисленные литературные объединения. Литературное пространство России напоминает раздробленную на мелкие княжества феодальную Русь, которая в трудный час вместо сплочения искала союзников за своими пределами. Так и мы: каждый входит в своё отдельно взятое маленькое «государство».  Грустно мне и как-то не по себе. И классиков там чтят, и бурную деятельность имитируют, но проглядывают за этой внешней «мишурой» истинные цели. Доминирует стремление быть в центре внимания, а выбранные способы не всегда корректны…


Истинных словотворцев в каждом литературном объединении стало мало, а графоманов никто не одёргивает, и они, довольные молчанием (знаком согласия), выпускают сборник за сборником. Членство в тут и там возникающих писательских организациях напоминает сетевой маркетинг: вошедший в ряды писательской организации привлекает новых членов, а те, в свою очередь, выискивают следующих кандидатов для уплаты писательских взносов. Настоящим поэтам, с великолепным видением, особым мироощущением издаться – вот парадокс! – трудно. 


Фактически литературными объединениями руководят люди, или совершенно не имеющие отношения к литературе, или не обладающие достаточным мастерством. А может, так и надо: не всем быть Пушкиными?


К начинающим авторам относиться тоже можно по-разному. Все мы в начале творческой стези не застрахованы от ошибок. Со временем ненужная шелуха слетает – и взору предстают посеянные когда-то, а теперь прорастающие неокрепшими ростками зёрна.  Учась ходить, дети малые падают, набивают синяки…  Этот процесс неизбежен.  Но никто не станет отрицать, что каждому автору необходимо обучение и опытный наставник.


Только мы, и никто другой, ответственны за литературное будущее России. Каким оно будет?  Время мудрее нас, и оно, в отличие от людей,  беспристрастно.