Юлия Золоткова

«Уловить красоту мимолетного мира...»: Валерий Сосновский. В тиши полночного проспекта. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013.


    Ритмы и образы первой книги стихов Валерия Сосновского «В тиши полночного проспекта» словно и впрямь зовут побродить по полночным улицам и скверам Петербурга или Челябинска, Екатеринбурга или Днепропетровска, а точнее, по внутреннему ландшафту души автора, где все так «нестерпимо печально» и «нестерпимо красиво».

    

    …Не придавай значенья бу

    Пока мы в Екатеринбу

    Сидим в парадном на ступе

    Снаружи слякоть и капе

    Повсюду намокают сте

    Колонны университе

    Там пахнет снегом и весно

    И только ночь, и только но…

    

    В этих стихах особенно интересна языковая игра, где автор предстает искусно владеющим поэтическим словом. Тонкий силуэт молодого человека, почти денди, вырисовывается в этих стихах. В них есть вызов и ирония, печаль и явные жизненные предпочтения. Кажется, что в них окутывает душу богемным призрачным флером аромат кофе и запах сирени, и тогда в памяти всплывают образы поэтов Серебряного века от Игоря Северянина до Александра Вертинского, от Александра Блока до Осипа Мандельштама, поскольку они тоже пытались «уловить красоту мимолетного мира». Сосновский это делает по-своему, едко-напряженно, с неожиданными вспышками поэтических прозрений:

    

    Что ты знаешь о пальцах, ласкающих струны,

    Извлекающих звуки,

    Что ты знаешь о холоде ночи, безумных

    Скрипках вечной разлуки!

    

    И всего твоих дел, моя бедная лира, –

    В вихре праха и дыма

    Уловить красоту мимолетного мира,

    Промелькнувшего мимо.

    

    Эту мысль вполне можно определить как творческое кредо поэта. Однако порою в его стихах трудно уловить ускользающий смысл. Только акриловое настроение, только эмоция очаровывает и уводит вас в мир человеческой любви.

    И тут-то фантазия автора начинает качаться и пританцовывать в ритмах танго, чувственными джазовыми вариациями отсылая к дивертисментам Бродского:

    

    Две лодочки плывут по влажной мостовой,

    Подбит каблук.

    Не только для ходьбы такие ножки, мой

    Нежнейший друг.

    Не только для стихов такие губки, ах,

    Не для молитв.

    Я трещинок твоих читаю на губах

    Мельчайший шрифт.

    

    Любовь, которая в юности стучится в каждое сердце, только через время обретает свои выстраданные и совершенные черты. Но и путь к ней поэта интересен и уникален. Поэтому с памятью о первых своих чувствах приходит и новый взгляд на свое собственное рождение и на любовь своих родителей, которые, по воле их сына, вновь становятся молодыми и влюбленными.

    

    Ты наденешь лучшие одежды

    И пойдешь гулять по мостовым.

    В этот вечер будет все, как прежде,

    Только воздух будет золотым.

    

    Оглянись — любовь твоя былая

    В том кафе, стройна как кипарис,

    До сих пор флиртует, исполняя

    Свой финальный мстительный каприс.

    

    Посмотри — высоко и отважно

    Над сараем, клумбой, резедой

    До сих пор летает твой бумажный

    Самолетик с красною звездой

    

    И под звуки древней радиолы

    До сих пор, косичку теребя,

    Мать с отцом гуляет после школы,

    Словно вовсе не было тебя.

    

    Эта ретроспекция из прошлого в настоящее заставляет задуматься о любви, о жизни и о смерти — то есть о том вечном и невечном, что есть в этом мире, о постоянно возрождающейся на этой земле жизни и об ускользающих хрупких мгновениях личного человеческого бытия.

    Стихи Валерия Сосновского изысканны и музыкальны, красивы, ироничны и немного печальны. Надеюсь, что для автора это только этап в начале пути. Есть поэты, которые чувствуют боль этого мира, а есть те, кто воспевают его красоту, — и сегодняшний В. Сосновский из их числа.

    И хочется пожелать ему на будущее — без боязни нырять глубже в поэтическую стихию слова и живую стихию человеческой жизни, чтобы, выныривая, преломлять их в чистом зеркале будущих поэтических прозрений.

К списку номеров журнала «УРАЛ» | К содержанию номера