Василий Ширяев

Алексей Кудряков «Три взгляда»



1. Ссылка на стихи:
http://magazines.russ.ru/zvezda/2013/2/k6.html
2. Стихотворение целиком:
Три взгляда
1
Зимние не выставлены рамы —
майским утром холода всегдашни, —
а уже из-под земли упрямо
тянется нарцисс — у края пашни.
Бел, что снег, и смотрится героем
в черноземно-чуждом окруженье,
вскормленный водой и перегноем,
как воображеньем — отраженье.
2
Комната в пустом, безлюдном доме,
если подойти к провалам окон, —
то же, что запрятанный в соломе,
наизнанку вывернутый кокон.
Трещинка в пространстве, от которой
свет за тьмой пускается вдогонку,
создавая свой мирок за шторой,
втягивая тишину в воронку.
3
Капельки дождя и конденсата
парных стекол; красно-белым кряжем
гроздь рябины и сухая вата —
между натюрмортом и пейзажем.
Полубытие, полузабвенье —
как защита от возможной раны,
и ничто, связующее звенья:
времени прозрачная мембрана.


3. Это безумно грустные стихи о Болотном движении, замаскированные под пейзажно-созерцательную лирику. Вообще писать стихи о природе уже не вполне уместно, поскольку кто же знает, что такое природа, но так как автор учился в лесном… Надо заметить, что Алексей Кудряков ввёл в русскую поэзию замечательное слово «оподзол».

Почему стихотворение называется «Три взгляда», а например не 4?.. Сему следует 10 страниц о судьбоносном смысле числа 3, которые я, подумав, удалил.

Рассмотрим ключевые строки.

1. «А уже из-под земли упрямо/ тянется нарцисс у края пашни» — (дальше следует 10 страниц текста о слове «нарцисс» с пространными цитатами и ссылками)
«Бел что снег и смотрится героем» — это разумеется «белоленточник», который, тока-тока наступила оттепель, уже выполз.
«В чёрнозёмном чуждом окруженье» — это прозрачный намёк на конфликт «белоленточного» с «почвенными».
«Вскормленный водой и перегноем» — «вода и перегной» это очевидно про Болотную площадь.
«Как воображеньем — отраженье» — это значит, что любил пялиться в монитор.


2. «Комната в пустом, безлюдном доме/ если подойти к провалам окон» — намёк на систему «Виндоуз»
«То же что запрятанный в соломе/ наизнанку вывернутый кокон» — Осиное гнездо в саломе есть прозрачная аллегория на ЖЖ
«Трещинка в пространстве от которой» — традиционная метафора человека мыслящего и немного больного шизофренией
«Создавая свой мирок за шторкой» — шторка — это разумеется экран монитора
«Втягивая тишину в воронку» — интересная метаметафора, на самом деле значит, что воронок заезжает в ворота «Матросской тишыны».

3. Тут автор довольно скомканно излагает свои впечатления от дальшейших событий. Точнее отсутсвие впечатлений.

«Красно-белым кряжем/ гроздь рябины и сухая вата» — польский флаг: красные — кшатрии, а белые — брахманы. Автор пытается осознать причины происшедшего. Тут явный косяк, потому что конфликт «белоленточных» с «почвенными» — это типичные внутрибрахманские разборки, а красное на белом — это просто кровь самого автора на белой ленте. Его наверное побили милиционеры.
«Полубытие, полузабвенье» — автор пытается придумать несуществующее существительное к глаголу «отбывать», поскольку именно этим он сейчас и занят.
«Ничто, связующее звенья» — это известный парадокс. Когда чем-то занят, время бежит незаметно, но в воспоминании представляется событий на неделю. А когда ничем не занят, время тянется медленно, но вспомнить совершенно не о чем, и кажется, что время не движется вообще.
А именно, оказавшись в одиночке, герой пытается убить время с помощью рассуждений о его сущности.

Мы надеемся, что в дальнейшем герой найдёт себе более интересное занятие.

К списку номеров журнала «ЗАПАСНИК» | К содержанию номера