АРХИВ:

Альманах “Волга” № 13, 1956 г

В архиве тольяттинского поэта, музыканта и коллекционера самиздата Михаила Лёзина обнаружился альманах «Волга», №13, выпущенный в 1956 году. По нашему предположению, альманах выходил на протяжении всего строительства Куйбышевской ГЭС (1951-1957 гг.) Нам показалась интересной статья С. Лисецкого «Жигулевские зарисовки». Помимо описаний быта строителей гидроэлектростанции, в ней содержится описание первых художественных и культурных мероприятий в перенесенном городе Ставрополе, впоследствии Тольятти. Предлагаем читателям фрагмент статьи.

Редакция альманаха «Графит»


После шести вечера…


   Весна 1956 года…
Южные склоны Жигулей покрылись нежной зеленью. На вершинах едва заметно покачиваются стройные задумчивые ели. Воздух прозрачен и свеж.
На Куйбышевской ГЭС уже работает несколько агрегатов. Они дают промышленный ток Москве и городам Поволжья.
   У высоких плотин плещутся волны нового моря. Из шлюзов доносятся гудки теплоходов, идущих на Астрахань, Ростов и Москву.
   В фиолетово-серой дымке чуть виден противоположный берег. У него выстроилась целая флотилия судов. А еще недавно здесь, в котловине левобережной поймы Волги, стоял старинный городок Ставрополь.
   Представьте десятка полтора длинных немощеных улиц с дощатыми тротуарами. На улицах – приземистые домики, тесовые и каменные. У каждого из них крыльцо, и рядом – широкие деревянные ворота, разукрашенные причудливой резьбой: здесь и павлины с невероятными хвостами, и невиданные цветы, и какие-то чудовища, и удивительно нежные розетки и завитушки. Посреди города торчала каланча с вечевым колоколом, а ближе к лесистым холмам, горбящимся вдали, стояла церковь с белыми колоннами и куполом, похожим на зеленую луковицу. Таким остался Ставрополь в памяти старожилов.
   Ныне он изменил свой облик и «адрес». Широко и привольно разместился новый город на высоком яру, среди соснового леса, а на его прежнем месте родилось море; лишь кое-где еще желтеют песчаные островки. Над ними вьются чайки…


   Вечер. В городах и поселках строителей Куйбышевской ГЭС, раскинувшихся на десятки километров по обоим берегам реки, зажигаются огни. Густеет толпа на улицах.
Закончен трудовой день, со строительных участков давно разошлась первая смена. Сняты рабочие костюмы, люди успели уже пообедать и, немного отдохнув, спешат сейчас в вечерние школы, послушать лекцию, посмотреть новый фильм, взять интересную книгу в библиотеке.
   На одной из улиц Социалистического города – большое здание с ярко освещенным подъездом. К нему направляются группы оживленно беседующих мужчин и женщин. В руках у них портфели, книги, листы чертежной бумаги, свернутые в трубку и надетые на рейсшину.
   Нетрудно догадаться, что это студенты вечернего филиала индустриального института. На трех его факультетах – гидротехническом, энергетическом и механическом – занимаются около семисот человек.
- Конечно, работать и учиться – не легко,- говорит Виктор Михайлов. - Однако ничего не поделаешь: нужно!
   Михайлов приехал на Волгу около пяти лет назад. Работал начальником земснаряда. Недавно его назначили главным механиком одного из участков управления гидромеханизации. Он готовится защищать диплом инженера.
На первом курсе энергетического факультета учатся Николай Георгиевич Агеев и его жена Юлия Дмитриевна.
- Вдвоем веселее,- блеснув стеклами очков, говорит Николай Георгиевич.
- Он вечно шутит,- жалуется Юлия Дмитриевна. - А, сказать по совести, учиться очень трудно. Днем – работа, вечером – лекции.
   К чтению лекций в институте, помимо профессоров и преподавателей, привлечены руководители стройки: главный энергетик И.А. Никулин читает курс электрических систем, заместитель главного инженера строительно-монтажного управления, кандидат технических наук В.И. Щелканов – теорию гидротехнических сооружений, главный инженер управления правого берега, кандидат технических наук Х.Ш. Мустафин – использование водной энергии. Лекции иллюстрируются примерами из жизни стройки, с которыми студентам приходится повседневно сталкиваться в процессе работы.
…В поселке Комсомольском, на площади – красивый, с широкой террасой и античными колоннами клуб. Он построен в числе первых домов поселка и давно уже завоевал себе добрую славу. Приятно посидеть в уютном читальном зале. Мягкий свет ложится на лица и раскрытые книги; тихо шелестят перелистываемые страницы газет и журналов. Время летит незаметно.


    Портовый городок расположен на горе, у соснового бора. Строители гидроузла и жители новых городов и поселков на Волге, волей судьбы оказавшиеся нынешней весной приморскими жителями, часто приходят сюда побродить по лесу, полюбоваться морскими далями, а вечером посмотреть в клубе новый фильм или прослушать лекцию.
   Море прильнуло к Жигулям, широким заливом раскинулось в Усинской пойме и где-то далеко-далеко слилось с голубым небосклоном. Лес полон звуков. То раздается звонкий торопливый прерывистый стук дятла, то хрустнет сухой сучок под ногой, то прострекочет, перелетев с ветки на ветку, сорока…Порой пересечет тропинку лось, красиво поведет головой, окинет путника боковым зорким взглядом и не спеша протрусит в чащу…
На площади – клуб. На его фасаде – плакат: «Первая художественная выставка». Это примечательный штрих для нового городка, убедительно характеризующий многогранность его культурной жизни.
   На открытие выставки собрались гидростроители с обоих берегов Волги. Главный инженер Куйбышевгидростроя академик Николай Васильевич Разин под аплодисменты присутствующих разрезает зеленую ленточку, и посетители входят в просторный зал. С искренней заинтересованностью окидывают они взглядом стенды с живописными и графическими работами местных художников. Здесь экспонировано около двухсот произведений, в которых строители Куйбышевской ГЭС показали многое из того, что они видели и чувствовали, о чем мечтали, и что удалось им запечатлеть творчески.
   Выразительны рисунки акварелью, тушью и карандашом инженера проектного отдела Андрея Кузьмича Вингорского: «Нижний шлюз перед пуском», «Водосливная плотина», «Портрет экскаваторщика М. Ю. Евеца», «Уголок Ставрополя». Привлекает внимание «Репинский домик». Это карандашный рисунок старинного, срубленного из бревен, шестистенного дома с шатровой крышей, принадлежавшего некогда Анне Андреевне Буяновой. Здесь в 1870 году жил Репин.
- Домик этот особенно дорог местным краеведам,- рассказывает автор рисунка.- Он любовно перенесен из зоны затопления в новый Ставрополь. Улица, на которой сейчас он находится, названа строителями именем великого художника… А в будущем намечено установить на нем мемориальную доску и открыть в его комнатах художественный музей.
Вот акварели А.Е. Эстулина. Среди них «Осень в Жигулях», «Яблоновая гора», «В половодье», «Набережная Портового поселка» и другие. Н.М. Червяков экспонировал несколько этюдов, написанных маслом, и четыре рисунка.


Рабочий бетонного завода Г.В. Татауров запечатлел в своих произведениях дорогу у Яблонового оврага и общую панораму ГЭС. Любопытны работы В.П. Севастьяновой – «Паводок», «Вода спадает», «Водосливная плотина», а также этюды, написанные на Волго-Доне – «13-й шлюз» и «Канал».
   На выставке много волжских пейзажей арматурщика В.В. Калинина, рабочего Г.П. Нацевского, гидромеханизатора О.В. Шишкина и учителя Ставропольской школы Я.С. Звидрина.
В ряде произведений чувствуется собственный живописный почерк художника, что так же дорого, как и собственный голос в стихах начинающего поэта.
Некоторые участники выставки стремились создать композиционный пейзаж, пейзаж-картину. К произведениям этого жанра относится большое полотно клубного работника В.Ф. Еремина – «Строительство водосливной плотины».
   Нужно особо сказать о картине «Охотники на отдыхе» Виктора Николаевича Кувшинова. Автор изобразил молодых гидростроителей, отправившихся в выходной день на охоту. Они сидят группой на лесной опушке и с увлечением рассказывают друг другу веселые охотничьи байки. В картине есть серьезные недостатки в рисунке и цвете, но вместе с тем в ней чувствуется и хороший юмор и глубокая влюбленность художника в жизнь.
Более десяти лет назад – во время Великой Отечественной войны – Виктор Николаевич был тяжело ранен. Его привезли в госпиталь почти в безнадежном положении и, чтобы сохранить жизнь, пришлось ампутировать по локоть обе руки.
- В госпитале я научился писать держа карандаш зубами,- говорит художник. - Потом стал заниматься живописью, привязывая кисть к оставшейся части левой руки…Без живописи, которую я люблю с детских лет, мне нечего делать на земле…
   Теперь у Виктора Николаевича есть семья: его жена работает техником-геодезистом на стройке, есть сын Валерик и любимое дело. Так он победил тяжелый недуг и нашел свое место в жизни.
   Познакомившись с выставкой, выходим на широкую, освещенную солнцем площадь. По шоссе, ведущему к строительным площадкам гидроузла, мчатся автобусы и автомашины. Десятки людей проходят по площади. Любители фотографии «щелкают» аппаратами на высоком морском берегу. Слышатся шутки и звонкий смех молодежи…
   Много можно еще рассказать о том, как проводят свой досуг строители гидроузла. Здесь двенадцать клубов, два Дворца культуры, четырнадцать профсоюзных библиотек и около двадцати киноустановок.

  
В клубах насчитывается больше пятидесяти коллективов художественной самодеятельности – это около двух с половиной тысяч энтузиастов, отдающих свои свободные часы музыке, драматическому искусству, живописи, литературе, хореографии и акробатике.
   Строители Куйбышевской ГЭС умеют хорошо работать. Умеют они и отдыхать. В обычные будничные вечера многие из них посещают лекции, слушают музыку, читают книги, играют в шахматы, пишут стихи, встречаются с друзьями, занимаются в кружках, танцуют в клубе… Каждый отдыхает по своему вкусу и по своему возрасту.
   А в воскресенье в добрую погоду… Встаньте-ка пораньше, до зорьки, и отправляйтесь на Волгу, в окрестности стройки. Там вы обязательно увидите и завзятых рыболовов, и художников-любителей, и группы рабочих, приехавших сюда целыми семьями, с рыболовной снастью и котелком для ухи, с аккордеонами и баянами. Как тут чудесно в эти весенние дни! А сколько песен поется о радости творческого труда, о Родине, о простом человеческом счастье!...

Куйбышевгидрострой. 1955-1956 гг.











К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера