Мария Белонучкина

Комментарий после комментариев


Говорить о подборках, которые были прочитаны мной в рамках нынешней премии «П» после стольких слов, уже сказанных коллегами, достаточно сложно. Но очень нужно. И говорить я буду просто, практически по-рабочекрестьянски.
Видимо, рубануть свою позицию надо сразу и сплеча. Так вот. Нет никакого смысла идти в жюри премии по современной литературе, когда ты делишь поэзию на хорошую и плохую. Хорошая – это когда есть ритм, рифма и знаки препинания, а плохая – она же новомодная – это когда этого нет, а есть еще «матные слова». Ну, нельзя всерьез относиться к такой позиции. Меня так и тянет проверить ошибки в речи такого оратора, и нахожу, и немало, что вызывает еще более глубокую печаль.
Я ставила оценки исходя из нашего общего редакционного критерия, который в первую и единственную очередь обусловлен наличием таланта, а соответственно, качества текста. Качество текста – это единство формы и содержания, это образность, это экзистенциальность (в смысле именно балансирования на грани), это оригинальность и благозвучность, если хотите. Но в приоритете содержание, а не форма, более того, скованность формальными традиционными рамками мешает языку поэзии – для кого-то важно сказать, современной поэзии – ок, мешает языку современной поэзии. Хочется Пушкиных и Лермонтовых? Их уже есть у нас! Наоборот, копирование традиционных форм сейчас выглядит архаично, а в сочетании с элементарными ошибками – комично.
Объясняю на примерах номинантов.
Если говорить в целом, понравились единицы. 10 мы не поставили никому, но это не значит, что мы не посчитали тексты нескольких поэтов весьма достойными. Нулей не ставили тоже, из уважения к номинаторам, но это не значит, что для нас эти тексты что-то представляют.
Итак, если позволите, без регалий.

1. Сергей Бирюков
Не отрицаю, что футуризм по сю пору имеет место быть, и вживую Сергей Бирюков весьма, между прочим, интересен: артистичное чтение, удачные строки. Поэт делает упор на звучание стихов, собственно, поэтому такая фонетическая заумь иначе называется звучарной поэзией. Но эта подборка совершенно неудачная. «Теорема Хлебникова» и «Ода режису Гейро», т.е. большинство стихов - как раз не звучат, как ни пытайся их воспроизвести вслух. А вот «Из стихов на французском языке» с их чисто французским легкомыслием – звучат. Легкомысленно так звучат.

2. Ольга Брагина
Вполне понятен авторский замысел: семейная сага оформлена как проза, являясь при этом поэзией. «Когда б вы знали, из какого сора» и всё такое. И стихи хорошие, но это перечисление милых сердцу мелочей почему-то утомляет.  Может быть, потому что кажется, что сага никогда не закончится? Но в любом случае, стихи выше среднего балла.

3. Евгений Горбачев
ветер в деревьях оставил одежду
в чернеющих голых деревьях
в лапах куриных сухих

вижу я голых детей без одежды

Зачем так? Ничем не оправдана эта избыточность «голых детей без одежды».

век проходит наизусть
как война кричала в устье
и качала на воде
люльку в чёрной колее
Обе рифмы неудачны, однако это финал стихотворения.
В целом вся подборка произвела впечатление «в огороде бузины, а в Киеве дядьки», но 2 балла за потенциал встречи дядьки с бузиной.

4. Анна Гросул
Если ноги у этих стихов растут от Полозковой, а ноги у Полозковой растут от Бродского, то боже, как они длинны. Вот это и есть сейчас то, что некоторые называют модой на стихи. Это целая девочкина тенденция. Наверное, так писать интересно, хотя это мне не нравится, и таких стихов пишут тонны. Но звучание не лишено приятности.

5. Лада Дождь
Ох уж эти псевдонимы, не предвещающие ничего хорошего! Вот первый традиционный автор. Женская лирика. Все размеры. Автор знает, как надо жить поэту и женщине. Любовь. Творчество. Комсомол. Весна. А кто, собственно, Лада Дождь? Ну, я о ней узнала только, что ради рифмы и размера она готова пойти на неблагозвучные и путаные инверсии. Как любая женщина на жертвы, наверное… 1 балл как поэту без лица. Или даже поэтессе.  

6. Сергей Ивкин
Не в первый раз читаю стихи Сергея Ивкина, и что мне нравится в нем, так это его умение удержать внимание. Несмотря даже на некоторые языковые ляпы, которые он допускает, вроде
Пока меня не отдали под Суд
за время, разбазаренное на ме-
лочёвку, я приеду в дом к отцу…

Несмотря на проскальзывающую иногда «бродскость» (ну а у кого нет?), здесь есть собственный голос. И сильный.

7. Геннадий Каневский
О своих писать нехорошо, поэтому напишу о жюри. Не знаю, как сам поэт, а я изрядно повеселилась рецепциям иных любителей словесности, просто готова обличительная рубрика в передаче «Поэзии серебряные струны». Потому что мне действительно стало печально от того, с каких пор мы стали так ненавидеть свою культуру, литературу, великий и могучий и пр. и пр., если мы путаем божий дар и яичницу. Грусть, печаль, вселенская тоска. Наиболее характерное для сборника стихотворение – «Шар»? Смешно.
Игорь Хомечко откровенно хамит (дело не в фамилии?), приводя в пример хорошие, между тем, стихи. Советуя всем учить матчасть, не может определить размер.  Стыдно! Раскаяться должно как на духу и принять уже как есть и страну свою, и историю литературы  своей, и русские «слова матные», и ямб пятистопный. Аминь.

8. Нина Краснова

Я промолчу.

9. Алексей Кудряков
Ну, тут и Иосиф Александрович, и «Полина! полынья моя!»…  В общем, я снова не вижу автора, и печаль моя снова со мной, потому что всё есть у этого поэта конца 20 века – и талант, и умение находить рифмы, образы. Только себя в 21-м нет. А так хорошо.

10. Кристина Маиловская
Сначала думала, что-то есть от Наташи Романовой. Но нет, померещилось. Дочитала до «Я – такая-сякая! Я – разная», вспомнила «Я бываю такая разная, то капризная, то прекрасная», опечалилась. А впрочем, есть тут некая дерзость, вот в тех стихах, которые мерещат Наташу Романову. А то все Бродский да Бродский.

11. Егор Мирный
Снова радуют глаз не только хорошие стихи, но и известная нам по предыдущим выпускам рубрика передачи «Поэзии серебряные струны». Автор передачи не может определить размер и найти рифму в стихах. Ребята, давайте ему поможем! Правильно, это снова наш любимый пятистопный ямб! И рифма имеется, неточная, потому и интересная, небанальная. А что непонятно, так это все образы, метафоры.
В общем, если отойти от глупостей некоторых критиков, я поставила в данном случае 8 баллов. Однако ж, на мой взгляд, это самый сильный автор из номинантов (10 я поставила бы только своему номинанту, на то мы его и выбрали среди многих). Поэтому когда сейчас еще раз перечитываю, жалею, что не поставила девятку, но дело уже сделано. Эти стихи настолько поэзия, что я не понимаю, чего в них можно не понимать.

12. Дмитрий Мухачев
После строки о снежной королеве- «начальнице ледников» снова вернулась печаль. Но прочитав в обличительном обзоре рубрики «Поэзии серебряные струны» о моде «устраивать оргии в церкви особ женского пола», я воспряла духом. Интересно, что ж это за церковь такая? Я о ней не слышала. В отличие от поэзии Дмитрия Мухачева. Вот о ней еще несколько слов. В подборке номинанта есть действительно неплохие стихотворения – «Чикатило шлет телеграмму возлюбленной Эльзе Кох…», «Атака клоунов». Есть хорошее стихотворение «мертвая девушка из костромы…», которое портит раздельное написание слова «непроходящим», а есть совсем никакие, как последнее, не знаешь, что и сказать.

13. Галина Рымбу
Эта подборка скорее опечалила меня, чем порадовала. Некоторое время назад мы говорили о том, что у Гали Рымбу блестящие стихи, но то ли литинститут так кует кадры, то ли сам язык настолько затянул автора, подобно болоту, что читаешь – и сам проваливаешься в трясину, и хочется выбраться. Я увидела, что автор очень любит слова. Очень разные слова, красивые слова. Слова и сны. Говорить во сне. И смысл стихов воспринимается так же, как был бы понятен сон во сне. Я еще посплю и подумаю, чего мне не хватает здесь по сравнению с прежней Рымбу.

14. Владимир Тарковский
К сожалению, данный автор не впечатлил меня еще в списке премии 2010 года. И придерусь все-таки сразу к пунктуации: уж либо ее совсем нет, либо она правильная, n'est-ce pas? Ощущение, что автор еще не определился, использует он знаки препинания или нет, поэтому пробует и так и этак. Что касается целой картины, то у автора есть неплохие строки, но не могу выделить ни одного целого удачного стихотворения. Зато много неплохих попыток.

15. П.И. Филимонов
Еще один автор, который порадовал. Очень понравились «Загреб», «О дивный новый», «Жена шахтера», «Четвертые», позабавила «Критика чистого». А вот хокку (хайку?) совсем не впечатлили. Поэтому 7 баллов.

16. Александр Хинт
Совершенно противоречивые впечатления, поэтому сложно говорить. Трудно было заставить себя читать дальше после первого стихотворения, но, на самом деле, автор заслуживает прочтения. Много неудачных рифм или словоформ вроде «передрассветного мерцанья», которые всё портят, удавшиеся и неудавшиеся части одного цикла (например, «Игры в живое и мертвое»), и вместе с тем от начала до конца хорошие, впечатляющие стихи («Пятая группа крови», «Беседа жива», «Тест Ахматовой», «Невесомый тростник уронил до утра…»).

17. Сергей Чернышев
Только понравилось стихотворение «Песочница» - и вдруг: «по улицам вот-вот двинуться алиены, роботы, космонафты» - ну что это такое? И в остальном… у меня мало слов на этого номинанта: фотографические образы – хорошо, но не ново, в целом, он традиционен, но, по моему скромному мнению, тривиально традиционен.

18. Светлана Чернышова
Хорошо. Очень мило – про Машу. Совершенно здорово, по-народному – про Рождество Христово. Очень понравилось – «Саночки». Из последних номинантов это лучшая подборка, 6 баллов.

19. Вячеслав Тюрин
Данный автор пишет слова, рифмует, знает размеры. «Исповедь графомана» очень сложно дочитать до конца, потому что смысла продолжать это на столько сток я не вижу. «Взгляни на мир и обомлей…» - несколько ударений как бы, видимо, надо переносить в угоду этому вашему размеру, получается плохо – слово «ворОжит» действительно очень хочется «развидеть».

20. Олег Хлебников
Здесь поставила бы 0, но обещала этого не делать. Ребята, вот она и началась – передача «Поэзии серебряные струны». Что касается автора, может, лучше поговорим о ФАЛЛОСОФИИ Нины Красновой?

21. Боргил Храванон
Апогей печали:
...Чей стих
                  громаду лет прорвёт
Мучительнейшей из побед?
Как свет
              давно угасших звёзд.
Звёзд,
          отгоревших
                              без планет...

Дальше можно бы и не читать, но есть строки чуть лучше. Впрочем, и они ситуации не спасают, очень жаль Маяковского, он, вроде бы, здесь не виноват.


В заключение хочу сказать спасибо организатору премии «П» Александру Петрушкину за много приятных и веселых минут, проведенных за чтением номинанов и членов жюри. Старалась повеселить читателей и со своей стороны. Но если уж говорить серьезно, то вкусы вкусами, а есть не хорошая и плохая поэзия, а поэзия и непоэзия (точнее, бытие есть, а небытия нет, так ведь?). Очень жаль, что такие элементарные вещи я адресую жюри поэтической – на секундочку – премии, и среди номинантов есть несколько действительно поэтов. Надеюсь, премия «П» не превратится со временем в передачу «Поэзии серебряные струны». Очень хочется в это верить.

С уважением,
Мария Белонучкина,
Зам. редактора журнала «АльтерНация»

К списку номеров журнала «ПРЕМИЯ П» | К содержанию номера