***

О самарской литературе

В редакцию альманаха был прислан материал, содержащий небезынтересный и небесспорный материал о состоянии дел в самарской литературе. Мы не ведаем, что за автор или группа авторов скрывается за псевдонимом Литературное ПТУ, но предоставляем самим читателям составить мнение об этой статье.


Речь пойдёт в основном о поэзии. Литераторы городского округа Самара ожидаемо делятся на условно правых, т.е. консерваторов-охранителей и так же условно левых, настроенных на инновацию.
Как и положено, в провинции хранители традиции имеют значительный численный перевес. Не последнюю роль в наличии этого перевеса играет существование периодических изданий «Союза писателей»: для взрослых ультра-православного «Русского эха», а для начинающих «Молодёжной волны». В обоих изданиях основным критерием при составлении и редакции является так называемая морально-этическая составляющая.
До недавнего времени поэт-иронист и главный редактор «Молодёжной волны» Денис Домарёв организовывал различные еженедельные литературные мероприятия в культурном центре «Арт-пропаганда». Самым популярным событием «Арт-пропаганды» стали «Поэтические ринги», завлекающие молодых поэтов своей соревновательной основой. Молодых поэтов вообще непросто заманить в несимпатичное литературное пространство, не провоцируя примитивных тщеславных инстинктов. Среди десятков выступавших в «Арт-пропаганде» поэтов я бы выделил уже заявившего о себе ранее Никиту Рублёва с его нехитрым рифмованием на актуальные среди «молодёжи» темы. Поэзия Никиты Рублёва близка и понятна одной части публики, и вызывает жёсткое отторжение из-за грубости и предсказуемости у другой. Не лишним будет выделить, возможно, даже более талантливых, но пока ещё не имеющих своего индивидуального «голоса» Амаля Имангулова и Евгения Больдта. За ними будущее.
А вот более возрастных участников литературной группы «Лабиринт» Дмитрия Ревякина, Викторию Альфредовну, Алексея Сыромятниквова, Павла Загаринского выделять не обязательно. Так называемые подготовленные читатели без труда оценят их метафизическую поэзию.
Если же говорить об условно левых поэтах, то тут не без досады надо сказать, что не так давно они лишились своей основной площадки «Самарской областной юношеской библиотеки» по причинам далёким от литературных. Просто «левые» литераторы за последние несколько лет заметно
маргинализировались, а кто-то даже частично политизировался. И теперь им остаётся только примерно раз в год посещать крупные литературные фестивали с их круглыми столами, за которыми возрастные корифеи «говорят правильные вещи».  
Кроме «левых» и «правых» есть ещё неопределившиеся литераторы-маргиналы. Для самых отчаянных ежемесячно открывает свои двери бар «Сквозняк», ставший излюбленной ареной для синих сквернословов и душевнобольных резонёров. Но всё же, секс и насилие – основные темы для стихов приблизительно 30% поэтов. Недоброжелатели (вроде «Лабиринтовцев») склонны завышать эти цифры, называя «Сквозняк» рассадником пошлости. Это не так.
В каком-то смысле маргинальными являются собрания «Стихийного бедствия» под руководством Павла Шиверова. «Стихийное бедствие» за короткий промежуток времени безболезненно способно трансформироваться из литературного клуба в тренировку по ЧГК (или даже по КВН).
Чуть не забыл, что время от времени экс-член «Союза Писателей» Люба Глотова проводит неформальные собрания «Девятой студии» целиком посвящённой разбору текстов молодых авторов. Пожалуй, это чуть ли не самое вменяемое литературное мероприятие Самары.
В основном же мы продолжаем спорить на темы: «можно ли использовать мат в стихах?» и «являются ли верлибры стихотворениями?».

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера