Семен Воложин

Революционность. Катакомбная живопись и нынешний polit-art


Катакомбная живопись начала нашей эры является, по-моему, типичным представителем прикладного искусства – «при церкви». (Церковь тогда была запретной и пряталась в катакомбах.) И в соответствии со своей функцией эта живопись была совершенно понятна посвящённым. А нам, столько веков спустя, да ещё и нам-атеистам (пишу «нам», потому что не верю, что мода на религию после 70 лет гонения на неё в СССР может быть глубокой в XXI веке, и религиозное искусство может стать «понятным» большинству), - нам эта живопись, естественно, не понятна. И мне есть работа. Хоть в этих произведениях нет ничего подсознательного, ничего являющегося результатом сшибки ценностного переживания противоречащих друг другу частностей, - частностей, в каждую из которых можно ткнуть пальцем. Тут всё просто: нечто означает нечто.

Означающая частность:


«Физические и психические контакты фигур между собою отсутствуют… отрешены от того, что связывает людей между собою на основе волевых актов и действий». Не станем придираться, что девочка своей левой ладонью касается отца. Это просто невнимательность живописца.

Означаемое:


Выражена их связь «с высшими духовными силами», которые познаны «благодаря божественной благодати» где-то, возможно, в другом месте и в другое время, а сейчас, при созерцании иллюстрации высших духовных сил отрешённостью от физических и психических контактов, те, высшие, просто вспоминаются. А может, и будет спровоцировано опять переживание благодати.

Означающее:


«фронтальность», «en face» фигур.

Означаемое:


«выражена связь фигур со зрителем». «Они образуют друг с другом и вместе с молящимися священное сообщество во времени и вечности… понятие трансцендентного единения». Всё как-то соединено со всем.

О-щее:

Пространство, то, что не фигуры и свечи, ничего не изображает.

О-мое:


Это сфера «свободной, неограниченной, вневременной пространственности… метафизическое понятие… идеальное свободное пространство, в котором все ощутимое, измеримое, механически связанное потеряло всякую власть и значение».

О-щее:

Фигуры и «не обездвижены» (все подняли руки), и «кажутся застывшими и безжизненными».

О-мое:


Застылость «основана на подчинении физических моментов движения высшим духовным факторам руки приподняты вверх, но не над головой, что было б слишком энергично, при встрече с которыми физические события должны отступить на задний план». Но «не безжизненны и бесчувственны», а «открыты к восприятию божественного духа».


«Эта застылость не основана, однако, как в древневосточном искусстве, на неподвижности идола, противопоставляющего отношениям действительности с их смущающим многообразием глыбообразно недифференцированную первобытную силу» (Дворжак. История искусства как история духа. С-Пб., 2001, С. 27). Мне нравится слово «глыбообразно», и его противопоставление «смущающему многообразию действительности». Так и чувствуется иллюстрация нирваны.

Самадхи Будда. III или IV в. Шри Ланка.



Означающее:

«фигуры «изображаются… в… нишах как можно большей …пространственной глубины».

Означаемое:

Должна «возникнуть мысль о вырезе из бесконечного свободного пространства» и что ему более поклоняются, чем памяти об умерших, тем более, что не изображению умерших поклоняются, что превратило б изображение в фетиш, в идолопоклонство.

Означающее:

Нет «индивидуальных физических и психических признаков» ради обобщения: девочка ростом меньше мамы, та меньше папы; у всех лица удлинённые, что подчёркивается длиннотой носов; длинные шеи, удлинённые вертикальные пропорции всего тела, все худые.

Означаемое:


Тип «душевной красоты и нетленности»: Христос такой. Поэтому «противоборство антропоморфного поклонения Богам язычниками и христианской веры, состоящей в том, что человек создан по образу Божию, не содержит в себе противоречия, ведь это сходство не телесного, но духовного порядка».

О-щее:

«христианские изображения — не безжизненны и бесчувственны»: одежда девочки и мужчины изукрашена.

О-мое:

«Тот, кто красоту разумной и бессмертной души, созданной Богом по своему образу и подобию хранит в непорочности и целостности и таковою, как художник или скульптор, сам ее создает в подражание вечной и духовной природы, образом и подобием которой является человек, тот станет похожим на высший и священный божественный образ и будет унесен с этой земли в обитель блаженных, на небеса и будет жить, как в храме». Внешняя красота и богатство является отражением высшего и священного. Но не в женщине, преимущественном прибежище дьявола. «…до сих пор нет женщин-священников, всем женщинам необходимо покрывать голову в храме…» (тут).

О-щее:

Тематика – умершие люди.

О-мое:

Выражает «идеал спасения и мистическую общность». Мёртвые умерли только телом, душа их осталась жива, и грядёт спасение. Факт смерти является просто «средством узнавания» высшего, «введением в символизм».

О-щее:

«развитый круг образов».

О-мое:

«плод высшего образования и художественной культуры этого периода».

О-щее:


Стремление «преодолеть предметность, чувственное воздействие и природную закономерность».

О-мое:

Происходит из «трансцендентности христианского мировоззрения».

О-щее:

«радикальность», минус-приём относительно официально принятого искусства прославления телесности.

О-мое:

Иное отношение к миру.



Последние строки спустя тысячелетия объясняют пафос и энергию деятелей типа группы «Война» и «Pussy Riot». Но они объясняют и их фальшь, в лучшем случае самообман.

Как факт: «Панк-группа Pussy Riot была признана лучшим арт-проектом 2012 года и получила премию «Сделано в России» в рамках одноименного проекта журнала «Сноб» (http://www.polit.ru/news/2012/09/14/art/). А что такое журнал «Сноб»? – «российский журнал, позиционирующийся как «проект для международного сообщества успешных профессионалов» <…> в основных городах проживания русскоязычной аудитории (Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк) <…>  Издатель: ООО Медиа-Группа «Живи» <…> основана Михаилом Прохоровым миллиардером» (Википедия).

Эти представители polit-art считают себя наследниками контркультуры 60-х годов ХХ века на Западе. А те считали себя левыми. Те и в самом деле протестовали против капитализма, в частности, против так называемого Марксом отчуждения, против рисующейся им картины «результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия» (http://www.terme.ru/dictionary/879/word/otchuzhdenie). Бесчеловечность, мол. Это по отношению к детям богатеньких, по большей части, родителей. И – со стороны общества потребления. И бунт против общества потребления выразился в…  сверхпотреблении, в удовлетворении жажды предельного опыта: сексуальной безответственности, извращений, наркотических опьянений, соответствующей одежде, музыке и танцах. Капитализм в ответ это всё обеспечил, нажившись попутно (это ж была всё же своя, капиталистическая протелесность, предтечей которой было Возрождение, а пред-предтечей – античность, но не катакомбная живопись, которая была, наоборот, за материальный аскетизм и против античности). Поэтому примитивизм и детскость прикладного искусства polit-art (похожие на катакомбную живопись) выражают глубокую внутреннюю фальшь, не будучи направлены на аскетизм.

Так во времена катакомбной живописи христианство было гонимым и бедным, и те художники против христианства не выступали. А вот когда стало оно государственным и богатым… Бунтарской живописи не появилось, но появились юродивые. Перформанс средних веков. Те богохульничали и делали безнравственные поступки, ходили голыми или в лохмотьях, чтоб через осуждение себя народом, грешным же! – пробудить совесть народа. И получалось. Потому что юродивые совершали подвиг материального лишенства. Жить голым на морозе… Было ли что-то подобное у хиппи? – Нет. И это обнажало фальшь хипейских лохмотьев.

Безнадёжность в этом плане ждала и их теперешних последователей (облаготельствованная миллиардером Прохоровым).

Нет. Кое-что им удалось. Если «Pussy Riot» выступили против личного богатства Патриарха, воплощённого в дорогущих часах на его руке, то одеться им надо было  кричаще небогато и дико, но не в лохмотья. Лохмотья напомнили б юродивых, которые – аскеты – себя не запятнали фальшью, морально и физически борясь против богатства. И «Pussy Riot» нашли подходящую форму одежды. На фоне богатств храма это выглядело революционно.



Но в том, что скрыли свои лица, уже проявилась фальшь. Хотели опознания и  наказания избежать? – Протелесность вылезла. Прокапитализм. А – левые. Мол.

Левизна теперь, антикапитализм, накануне глобальной экологической катастрофы от перепотребления, должна б отдавать скорее аскезой.

А какая ж аскеза, когда в словах их публицистической, то есть «в лоб», песни такое осуждение власти: «Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах». Им предельный опыт подавай. Сверхпотребление.

Оно спрос увеличивает (например, женской косметики для мужчин). А то – прибыль капиталисту. – Потому ли Прохоров?

Нет, капитализм теперь из фазы социального государства переходит к либерализму (если красиво), к антинародности (если некрасиво). Россия, как всегда, позади. Путин и в кризис социалку не дал свернуть. Прохоров за увеличение рабочего дня. Путин против. И т.д. – Значит, надо Путина вон. Вестернизироваться надо, американски глобализироваться. Значит, даёшь радикальное прикладное искусство. Пусть называет себя левым. Мавр сделает своё дело – революционизирует болванов – мавр сможет уйти. А пока – премию ему. Дураку.

К списку номеров журнала «ЛИКБЕЗ» | К содержанию номера