Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Только для своих | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
Центр |
Александр ВулыхОб авторе: Родился в 1956 году в Москве. Работал журналистом в московских газетах. С 1992... >>> |
Николае СпэтаруОб авторе: Поэт, публицист. Родился в 1961 году в общине Хорбова, административный край... >>> |
Мария БушуеваОб авторе: (Китаева) прозаик, автор нескольких книг, в том числе романа "Отчий сад" (М.... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Разговор с писателем:Андрей КнязевС тольяттинским прозаиком Андреем Князевым я познакомился в середине 90-х годов 20 века. Меня привели в восторг его публичные выступления, на которых он великолепно читал свои небольшие стихи, рассказы и миниатюры. С тех пор многое изменилось. Публикации в журналах: «Окрестности», «Абзац», «Василиск», «Волга» и др. укрепили его известность как автора рассказов и миниатюр. Мы встретились с Андреем накануне нового, 2012 года, у него на квартире, которая в течение многих лет является точкой притяжения многих творческих людей Тольятти. Сергей Сумин. - Андрей, первый вопрос - многие знают тебя как поэта и музыканта, расскажи, как ты пришел к прозе? Самый ранний твой рассказ, который мне известен, датирован 1994 годом – это и было началом? - На самом деле проза, поэзия и музыка возникли примерно в одно и то же время. Да, ты прав, 1994 год – тогда что-то, наконец, стало получаться, и именно в прозе, со стихами и музыкой уже позже пошло … - Вообще, после прочтения твоих рассказов я часто ловил себя на ощущении странности, тайнописи. То, что я прочел, можно было бы охарактеризовать словом-ощущением - «ужасно интересно». Это ощущение ты сознательно заложил или же это мое личное восприятие? - Ну, не знаю… Вообще, я мало что закладываю в текст сознательно. Когда я пишу, то двигаюсь по течению. Хотя то, что ты увидел - верно. Хоррор – это то, что мне было всегда интересно… - Еще об ужасном. В некоторых твоих вещах это видно очень отчетливо... Понимание некоей «темной стороны мозга», определенной тяги к злу и разрушению, например, в рассказе «ХОНКИ ТОНК»… - Ну, я думаю лучше свою темную сторону изливать в творчество, чем в жизнь... У меня писательство, кроме всего прочего, это и некий сброс отрицательной энергии. - Андрей, вообще тема разрушения, понимание темной стороны мозга – некая константа твоего творчества. С темой зла, хаоса связана и тема двойничества, оборотничества, раздробленности сознания. Твои персонажи не обладают цельностью, они как бы плохо сшиты, распадаются на части? Ты сам это замечал? - Да, я это замечал. Тема раздвоения личности у меня встречается в самых разных вариантах. Возможно, я сам так себя воспринимаю – как некий коллектив внутренний, обитающий в одном мозге… Ну, что я могу пояснить в этом? Это все, скорее всего, некие проявление моей собственной природы, которые манифестируется через хорошо знакомую всем постмодернистскую ситуацию. Плюс разновидность некой автопсихотерапии. - Это не болезнь, Андрей? - Нет, это не шизофрения, если ты это имеешь в виду… Я вообще полагаю, что такое раздробление, раздвоение – обычное дело. Я уверен, что и в других людях, как во мне, живёт некий коллектив. Вопрос в том, насколько дружно он живет. Патология возникает, как раз тогда, когда каждый член этого коллектива начинает считать себя единственным. - В некоторых рассказах Зло и Хаос вообще торжествуют – от них как бы невозможно уйти человеку. В рассказе «ДЕВКА ОГОНЬ», например, искушение длится ровно столько, сколько нужно, чтобы погубить эту самую Девку. Итак, Зло победит? - Это просто опыт. Посмотри вокруг. В реальности зло торжествует явно чаще. Но в этом рассказе смысл, пожалуй, не в победе зла, а в том, чем и как искушают героиню. Ее искушают богатством, властью и т.д., она все искушения проходит, и не выдерживает только искушение красотой. Как там у Достоевского? Красота спасет мир. А здесь этот тезис просто вывернут наизнанку. - Вопрос о твоей творческой манере. Помнится, Ницше где-то говорит, что художник больше боится быть понятым, чем непонятым. Ты используешь это ускользание от взгляда читателя, скрытые смыслы, шифровки или же твоя фраза равна твоему личному высказыванию? - Дело в том, что я почти никогда не выступаю от себя лично. В моих рассказах повествование всегда ведется от какого-то персонажа. Даже там, где речь идет от первого лица, надо понимать, что все-таки речь идет не совсем обо мне. Это некий театр. Вряд ли это сознательная маскировка, скорее способ конструирования текста. - Что ж, Андрей, это интересно. Тогда возвратимся к тому вопросу о соотношении иронии и ужаса в твоей прозе. О некоторых довольно страшных вещах (убийство, насилие) у тебя повествуется довольно ироничным языком. Как вообще уживаются эти два чувства – страх и смех? - Эти две вещи довольно плохо сочетаются, может, поэтому мне так интересно с этим сочетанием экспериментировать. Тем не менее, и в реальной жизни они частенько соседствуют. Часто бывает, что они смешиваются, создавая удивительные, жутковатые эффекты. В каком-то смысле, это все тот же реализм, результаты наблюдения за какими-то жизненными ситуациями. - А это не провокация, вызов читателю, эпатаж? - Конечно, эпатаж. Этот прием здесь просто торжествует, скачет на белом коне впереди красной армии… - Андрей, то, что мне нравится у тебя, рассказы и миниатюры читатели прочтут в этом «Графите», а что тебе самому из своей прозы нравится, любимые вещи у тебя есть? - Ну. Ты же понимаешь, со временем меняются предпочтения. Что-то больше симпатично было раньше, что-то нравится сейчас. На данный момент самым удачным рассказом я считаю «У края могилы». Рассказ написан в 2007 году. На утро после новогодней вечеринки. - Интересно, Андрей, обязательно прочту. А теперь поговорим о нашем городе. Город Тольятти - не город утонченности, глубокой культуры. Скорее, в нашей жизни торжествуют более грубые, примитивные, стихийные начала. Каким тебе рисуется родной город? Хотел бы ты когда-нибудь покинуть его? - Нет… Я здесь вырос. Я этот город не идеализирую, но люблю. А культурную ситуацию здешнюю я воспринимаю в таком «скифском» ракурсе. Тольятти – город молодых варваров, он возник недавно, здесь собралась шпана со всей страны. Понятно, что ничего академически-культурного они создать пока не могли, но зато у них много энергии, которая плещет, принимая иногда самые причудливые формы. Варварская такая ситуация со всеми ее плюсами и минусами. - Как бы ты прокомментировал миниатюру «Тайные страницы Корана»? Это просто шутка? - Ну, в общем, да! Единственное - там тема феминизма обыгрывается, которая довольно регулярно у меня появляется. Как там – «Все вы тут придурки, а вот женщины у вас ничего - толковые, повинуйтесь им во всём». - Андрей, а как бы ты определил свою мировоззренческую позицию? Ты кто: скептик, агностик, атеист, циник? Имеется ли вообще какая-то четкая мировоззренческая позиция у писателя или он как бы растворяется в позиции своих персонажей? - На данный момент я воинствующий атеист. В мировоззренческих вопросах я, как правило, рабски следую за модой. А что сейчас моднее, чем агрессивный олдскульный атеизм? А персонажи у меня придерживаются тех взглядов, которые нужны для текста, для концепции произведения. И уж точно я не агностик. Этим я давно переболел, еще в старших классах. Агностицизм – это все-таки уход от ответа. Одно из двух – либо пациент мёртв, либо он жив. Атеизм же это вера, со всеми вытекающими… Есть вера в бога, а есть вера в отсутствие бога… Я верю, что бога нет, иррационально, бездоказательно. - По поводу писательской техники вопрос. Ты фразу немножечко жуешь, мнешь… Например, в том же «ХОНКИ ТОНК» встречаются повторы слов, даже грамматические несоответствия. Одна фраза идет в настоящем времени, а следующая – в прошедшем. Что ты этим подчеркиваешь – ужас сознания, разрушительность главного героя? - Да, я хотел через стиль показать разрушенность мира, в котором происходит действие. Сначала рассказ назывался «Расследование», но в процессе работы у меня стал вытанцовываться этот вихляющий стиль, отсюда и окончательное название возникло – «ХОНКИ ТОНК». В музыке это звук слегка расстроенного пианино. На синтезаторах можно встретить… - Ага, пианино расстроено. Это я значит правильно спросил… какой-то глубинный уровень текста я чувствовал, но ты прояснил это мое ощущение. Все это как бы добавляет твоему рассказу дополнительный уровень, сложности, что ли… Интересно все складывается, Андрей! А вообще, есть ли современные авторы, которые тебя восхищают? - Ну, не то чтобы восхищает. Мне нравится Пелевин. - Ну и последний вопрос, Андрей. Поскольку каждый писатель немного пророк, скажи – чего нам стоит ожидать в 2012 году? От себя? От мира? - Лично я предполагаю, что все будет то же самое… Мир никогда не меняется. |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |