Дмитрий Дзюмин

Алина Витухновская и транс-философия ЧУЖОГО

   В 1994 г. по сфабрикованному обвинению «за торговлю наркотиками» (а фактически за первую концептуальную статью о наркомафии в газете «Новое время»1) двадцатиоднолетняя московская поэтесса Алина Витухновская была арестована сотрудниками ФСК и провела в камере предварительного заключения один год, чем и привлекла к себе пристальное внимание российской общественности. «Зная меня  депрессивной в куда более благоприятных условиях, все ждали, что в тюрьме я отчаюсь окончательно. Я, наоборот, везде появлялась с улыбкой и старалась держаться гордо, превращая все это в акцию».2

   «Акция» во многом способствовала росту популярности Витухновской как поэтессы и радикального мыслителя, признанию её таланта известными писателями, журналистами, публицистами, отчасти политиками (Константином  Кедровым, Андреем Вознесенским, Валерией Новодворской, Львом Тимофеевым, Ольгой Кучкиной, Юнной Мориц3, Дмитрием Быковым и др.) «явный талант в сочетании с положительными местами Москвы и знакомством с нормальными людьми» 4 и в тоже время постоянные нападки за сотрудничество с Эдуардом Лимоновым и НБП. «Мне могут соответствовать какие-то куски — из Ницше или, может быть, из Хайдеггера, если б я его смогла прочитать на немецком. Меня все время обвиняют в связи с фашизмом. Нет, фашизм в прикладном значении национал-социализма меня не интересует. В фашизме, помимо всего прочего, была заложена деструктивная основа и идея. Даже само определение «деструктивный» мне не близко — я вынуждена им пользоваться».5

   Деструкция в понимании Витухновской - способ творения Ничто – «уничтожение одномерной (рабской) реальности», принуждающей к бытию. Бытие – рациональная иллюзия самоутверждения человеческой цивилизации, отрицающей небытие как абсолютный трансцендирующий источник, не поддающийся освоению и подавлению6.Поэзия Витухновской – не поэзия в привычном смысле, а утрата поэзией самой себя – превращения поэтического творчества в «жуткую пытку текстами» - осмысление поэзии как ИЗВЕРГАЕМОГО СГУСТКА,  экзистенциальной структуры не-бытия, чувственной и погибающей.

   Не-бытие вынуждено всегда погибать в бытие, чтобы всякий раз – разрывая его, подчёркивать собственную исконечность, синкретичность и неизменяемость, поскольку всякий раз – в разрыв бытия входит ЧУЖОЕ ALIEN, ОПАСНОЕ, ВОПИЮЩЕЕ, провоцирующее бытие на защитную реакцию закрытия / иллюзорного покрывания разрыва – ограничение Вечности клишированным человеческим сознанием, неспособным открыться трансцендентному. Если понимать ЧУЖОЕ как трансцендентное – т.е то, что не может быть дано нам в повседневном опыте и то, от чего многие из нас закрываются различными пост – картезианскими уловками, то АБСОЛЮТНО ЧУЖОЕ –  есть Вечность, не-бытие, или до-бытие. Получается, что, снимая с себя всякую заданность рационализированной формы и содержания, поэзия пытается ответить на вопрос, который никогда не задавал себе Декарт: предположим, что  я существую, но почему? Зачем существует Вселенная, и есть ли НЕЧТО или НИЧТО за-пределом? А если оно есть. Там, почему его нет Здесь? Чем это может быть обусловлено и вы-мышлено?

   «Я родилась и почувствовала себя в каком-то совершенно чуждом мне пространстве. – признаётся Алина Витухновская  -  Мне всё казалось подвохом, но не в параноидальном смысле, а просто я чувствовала физически, что всё не так, как кажется людям. У меня было ощущение, что в детстве меня лишили чего-то такого, что было до всего, до моего существования. То, чего меня лишили - этому не было никаких аналогов в существующем мире, разве что власть, но очень-очень условно, т.е. не конкретная власть, но какая-то метафизическая. "Трудно быть Богом, но невозможно им не быть" - вот такая.»7

   Пра-правда ( Знание )  ALIEN – следствие страшного экзистенциального отчаяния ребёнка, не понимающего зачем мне тут быть? Другой, не менее важный вопрос  - почему другие должны тут быть? Ответ на второй – следствие ответа на первый – если мне быть незачем, то зачем быть другим? Всякий взрослый с лёгкостью может ответить – «быть необходимо для того, чтобы расти, учиться, жениться, рожать детей», но далеко не всякий ответит на вопрос, а зачем умирать, если быть так необходимо, если быть – хорошо? Тут - то ребёнок и узнаёт, что, оказывается, существует СМЕРТЬ, которая придёт и за дедушкой, и за бабушкой, и за мамой с папой, и даже за ним. Это, вероятно, кажется забавным и неуместным ТУТ, однако сама  жизнь может  показаться  неуместной ребёнку задающему вопрос: почему я – это я, и почему я ТУТ, а не Там? ( почему я жив, а не мёртв? )

   Истинная поэзия - попытка воссоздания зазеркальной «норы»8(чёрной дыры) в языке, не – бытия, Нави. Истинная поэзия всегда темна, непонятна и герметична. Она – есть рассказ о самой себе, но не о той, которая явлена в тут – бытие, но о той, которой  невозможно явиться. Романтики были абсолютно правы, говоря о «невыразимом». Поэзия – бессознательное языка, «ЧУЖОЕ внутри себя, абсолютно своего»,

    Не-бытие в поэзии Витухновской существует не как изнанка бытия, скорее наоборот, частое метаморфическое выворачивание – следствие поэтической аннигиляции мира (приведении к состоянию не-бытия ) пере-сотворения глубинных языковых связей и механизмов концептообразования. Слово выступает как орудие борьбы с другим словом – Чужое ( непривычное, вызывающее, сакральное ), вторгаясь в привычный порядок ( оттого и дефектный, рабский, профанирующий ) дезорганизует языковую систему и переделывает её в  «своё» пространство, занимаясь постоянным расширением локации не -бытия и регулярной агрессией против общепринятого.9

летость стар моих уныла,
Слабы крючья давних ног,

Морщь сухая изощрила
Тело вдоль и поперёк;10

   Над языком совершается акт семантического насилия / выведения новых смыслослов. В отличие от форм радикальной зауми, прежние смыслы не уничтожаются, но де –конструируются посредством остаточных ассоциаций.

Вам хаос – оса,
Ей «Ха!» -
Скажите, усмехаясь,
Вам кажется,
Что нет хаоса,
А есть трость;11

В другом стихотворении даётся «своеобразное объяснение метода»:

Стыдно употреблять слова,
потому что они всеобщи.
Очень стыдно звук умножать на два,
очутившись в месте, где слову проще
возвратиться эхом, нежели замолчать,12

Удвоение звука самим себя приводит к месту отражения / зазеркального отклика – эха, вторгающегося из не – бытия в бытие и разрушающего последнее.

ПОКАТИЛИСЬ ПО ЛЕСУ ГЛАЗА,
ЧТОБЫ НА СЕБЯ НЕ ПОСМОТРЕТЬ.
ТЫ СКАЗАЛ: "УМРИ, ЛИСА, УМРИ, ЛИСА."
ЭТО ЗНАЧИТ НУЖНО УМЕРЕТЬ.

Я УЖЕ НЕ СЛЫШУ ГОЛОСА.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, ВСЕ ЖЕ ПОВТОРИ:
"РИЛИСАУМРИЛИСАУМРИЛИСА
САУМРИЛИСАУМРИЛИСАУМРИ

Повторение слов становится магическим действием против того, кто повторяет. Заклятие, обращённое к бездне, возвращается из неё с удвоенной заклинательной силой. Не- бытие обнаруживает парадоксальную способность к существованию в-себе и вне-себя ( т.е в бытие ) и в бытие-для-Другого

ПОСМОТРИ В МОИ КРАСИВЫЕ ГЛАЗА,
Я ХОЧУ ТЕБЕ ИХ ПОДАРИТЬ.
ПОМОЛИСЬ: "УМРИЛИСАУМРИЛИСАУМРИЛИСА"
ИЛИ САМ УМРИ И САМ УМРИ И САМ УМРИ .

Явление себя-в-Другом – торжество освоенного / прирученного ALIEN – «мёртвой лисы, лисы»  в том, кто видит её / (себя) в зеркале и кого видит она из зазеркалья (не- бытия)

ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ ТЫ РЫЖИЙ ШЕРСТЯНОЙ,
СЛОВНО ЗВЕРЬ С ЧУДОВИЩЕМ ВНУТРИ.
ТЫ ОДНАЖДЫ ОТРАЗИШЬСЯ МНОЙ.
Я СКАЖУ ТЕБЕ "УМРИ, ЛИСА, УМРИ".

   ALIEN – архетипическая форма Абсолюта (Бога), выводимая посредством nihil (её отрицания) и познаваемая не то что apriori, но вообще бессознательно и трансцендентно. ALIEN открывается как знак абсолютного наказания (или дара?) в тут-бытие (мире-иллюзорности, мире-сне) и может быть опознан (не понят и не принят!  ) как недостижимый Абсолют - взывание к ALIEN -  есть взывание к себе и тому, что было мной до ощущения себя физическим телом, т. е взывание к себе до рождения – поиск той самой экзистенциальной пра-правды. Поэзия должна утверждать ТОРЖЕСТВО СМЕРТИ, чтобы становиться  чудом – воскресением из мёртвых в ALIENАБСОЛЮТЕ, но что есть ALIEN(АБСОЛЮТ) как не транс–позиция между НИЧТО и НЕЧТО – тот самый «разрыв существования и не – существования» - «кратковременный период тотального неведения»– опять  СМЕРТЬ? Выход - в признании не–бытия существующим, в снятии изначальных оппозиций Парменида, деконструкции философского знания – его транс-философское, или СВЕРХСУЩЕСТВЕННОЕ переосмысление, по которому Бог – творящая категория, не разделяющая Вселенную на существующую и не –существующую ( то, чего нет в данный момент Вечности в тут – бытие не обязательно отсутствует в других местах).
      
   Парадокс Витухновской в том, что утверждая «ДИКТАТУРУ НИЧТО» и «УНИЧТОЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ» она утверждает только АБСОЛЮТНЫЙ ТРАНС – ALIEN – «кратковременный период тотального неведения», как мы показали выше на абстрактной модели. Пресловутый «анти-логос»  не то, чем он себя называет, а то, чем он является объективно. Стихотворение становится чистым продуцированием смыслов из НИЧТО в НЕЧТО, но  не становится НЕЧТО, будучи уже и не НИЧТО. Понимается один «тёмный гул языка»:

МЫ СОКИ ПЬЕМ ИЗ ВОСКОВЫХ ФИГУР
СЛОВА УШЛИ. НИКТО НЕ ЗНАМЕНИТ.
СЛОВ БОЛЬШЕ НЕТ. ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО ГУЛ.
И УХО БЕЗ ЛИЦА. И В НЁМ ЗВЕНИТ.

И Гамлет вместо «Быть?» спросил «В каком?»
Но прав, и лев, никто не различал.
И клоун рассмеялся животом
И ртом оповестил: «Не угадал».

Виновен размышлявший о вине.
Часы стоят на циферке расплат.

Нам остаётся только цепенеть.
У мертвецов часы живых стоят.

   Чистое продуцирование смыслов обнажает механизм внутреннего течения языка, каким он не может быть в осознанной повседневности – не-бытие как глубинный слой бытия, приемлемый абсурд психоделии, бунт бытия против самого себя. «Доктор нашёл палец на столе. Он указывал на корзину овощей. Он был мёртв. Тогда доктор всё понял. Понял, что двойственность его возможна была до поры, что пора пришла, что мир кончился, сконцентрированный в пальце мир существовал, но теперь вся сущность ( мебель, небо, лес, ногти ) исчезает ненадёжным миражом, потому что им больше НЕОТКУДА БЫТЬ. Звук потихоньку сливался за последний предел, предметы таяли, возвращаясь в небытие».

   Мир сводится у Витухновской к «пропадающей вещи», поедаемой НИЧТО. Смыслы слов опять возвращаются в никуда. Идея не-деструктивного творчества дез - актуализируется. Всё, что могло быть сотворено, должно быть уничтожено. Последняя метаморфоза происходит уже за –пределом, когда «вещь» понимает, что не-существует.  В текстах Витухновской человека не было никогда. «Тело его, поеденное со всех сторон, лишилось привычной формы. Оно уже не было телом. Не было тела, не было человека. Лишь лежало нечто, ставшее Абсолютным Васем  в хаосе космических нулей прекращённого мира. Истинная Васина личность была самодостаточна и исчерпывалась в себе. Забывались понятия и слова, исчезали инстинкты, даже голод. Завершалось».
_ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

1 «Про Витухновскую говорили примерно так: “Наркотики — такой же хороший предлог для сегодняшних чекистов, каким было изнасилование для чекистов 70-х. Дело Алины Витухновской — полигон, где отрабатываются старые политические технологии и заново вводится в эксплуатацию карательная психиатрия”.//  Березин В. Левая и экстремальная литература. Октябрь, 2000, № 9.
2 цит. по  Быков Д. Дело Витухновской.   http;//www.modernpoetry.rema.su.
3 Юнна Мориц - автор одиой из самых эмоциональных и  откровенных статей об этом деле пятнадцатилетней давности: «Они арестовывают молодых людей за таблетки в кармане по доносу, по стуку. Это наилучший способ для того, чтобы настоящие наркоделы оставались на свободе и жили припеваючи, потому что те, кто увлечены захватывающей оперативной игрой с нашими детьми, боятся подступиться к настоящим наркоделам. Они же молодец против овец, они хватают детей». Комсомольская правда 08.10.95 // Ее арестовали "При возвращении в адрес"...
4 Дугин А. О творчестве Алины Витухновской. http://www.arctogaia.com.
5  Алина Витухновская ушла к Маяковскому. Беседа с Алиной Витухновской  // «Дети Ра» 2008, №4(42)
6 см. Маркузе Г. Одномерный человек .— М.: «REFL-book»,1994—368 с.;
Чанышев А.Н.Трактат о небытии Вопросы философии. №10, 1990; Бойко.М. «Диктатура Ничто. Мировоззрение Алины Витухновской» (М.: Литературная Россия, 2007),
7 Я ненавижу поэзию Интервью с Алиной Витухновской 01.02.1997г «День литературы».
8 см. Прудиус Е. Диктатура детства. Образы творчества Алины Витухновской. http://www.hella13.narod.ru
9 Почти вековой опыт европейского авангарда от экспрессионизма до сюрреализма, зауми и дада – прежде всего агрессия против нормативного языка.  Концептуальная чужесть авангардного текста – лучшее доказательство его авангардности. см. Н.С.Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. Екатеринбург, 1999. Электронная версия книги находится на сайте  http://www.avantgarde,narod.ru
10 Витухновская А. Чёрная Икона Русской Литературы, Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005
11 Там же
12 цит. по.  http://www.old.gothic.ru/alina/