Елена Рышкова

Любите ли вы поэзию? Реплика эксперта

Любите ли Вы поэзию?

По-моему, это вопрос экзистенции человека, поэтому безответен. Поэзия, как уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование  - это такой способ бытия, с помощью которого может быть поставлен вопрос о смысле этого бытия. Бытие, которое обладает способностью вопрошать о бытии и есть его смысл.
Для меня поэзия это такой же способ познания, как и любой другой в точных науках, но превосходящий их всех приближением к истине. Ведь истина не факт, она всегда выше и расплывчатее факта, она вечна, а факт это порождение времени.
Нет, поэзия это не голос бога, но его экзистенция в человеке, его способ осуществления себя в  реале.
Именно поэтому я не обращаю внимания на критику со стороны. Она всегда относительна и человечна, в то время, как я леплю своего бога с помощью слова.
В присланных мне стихах, нет, не на судейство, на сопереживание, есть те, что всколыхнули слово в душе и дали имя образам, а есть и другие. Это не потому, что они менее  значимы, но душа моя не безразмерна и вылита в форму. Именно она, форма моей души определяет мои возможности восприятия чужого образа видения.
Ведь поэзия индивидуальна и только когда я встречаю слова, соразмерные мне, только тогда я могу услышать что-то новое о своём бытие.
Поэзия это истинное на-Речие, на котором невозможно лгать, значит, каждый автор говорит правду, только вот я не всегда могу её понять.
Это как чужой язык, который не поймёшь, пока не узнаешь всю историю народа.
Поэтому не рассматривайте мои впечатления, как математически точный результат. Это ощущения, искры памяти на материи бытия.

Более всего мне близок Алексей Сомов. По мироощущению, по широте человеческой трагедии.
Не нужно анализировать размер или рифму, когда все они отступают в тень и остаётся лишь слово в первозданной своей красоте, равное человеку, его произносящему.

«…и снова жестокие дети
подставят тебя и сольют»

«Это мы – неживой застывающий воск,
простецы-гордецы-подлецы-человеки –
трудно бредим Тобой, нерассказанный…»

«поэт в России равен лишь России»

«А говорят мол ангелы как дети
Но мнится хороши и те и эти»

«...Танцуй же на разрыв шаблона»

Если Алексей ловит мою душу афористической точностью мысли, то Глеб Симонов, это impression.
Чистейший цвет словесных созвучий.

«покатилось белое по траве
поселилось белое в голове
залежалой скукою с молока
разбежалось звуками по рукам»
«вот они басмачи
видишь их не молчи
бегай стучи кричай
стену укирпичай
пей с капитаном чай
турум-пурум-пурум
сердце моё Каракум»

Вот этот образ «мяса» я буду помнить долго.

«мясо в газете
думает о свободе.
мясо молчит о глубоком-глубоком небе,
ветках деревьев, земле, по которой ходят,
белой воде, разгоняющей жидкий трепет,
душно завёрнутых в секцию объявлений:
дети товары услуги и что-то ниже...
мокрая краска. серые светотени.
мясо не плачет,
но и почти не дышит»

Он красочен до рези в глазах и три цвета спектра, как в настоящем мире рисуют глебовый стих всеми оттенками слова.

И ещё один брат по слову – Марат Исенов

«и всегда присутствует то
что сквозит между словами...»

Вот это ощущение недосказанности, невозможности объяснения и есть суть поэзии. Ведь объяснение уничтожает истинный смысл. Оно плоско, как тарелка с  кровавым бифштексом.
Марат говорит так, словно открыл то, до чего мне расти и расти, но никогда не вырасти.
И я прощаю его за это ощущение невозможности равностояния, потому что

«…надежда во что бы то ни стало
всегда нуждается в оправдании
как и человек
который вам всё рассказал…»

И четвёртый из авторов по мне - это Жанна Прашкевич.
Более всего ценю умение сказать коротко, но настолько глубоко, что мир просто тонет, как
Град Китеж в этой бездонности.

«пролетают мимо
в их глазах —
презрение и вопросы
они думают
никогда не будем

такими

скучными
злыми
толстыми
взрослыми»

Куда уж глубже о детях и человеках.

И куда уже точнее о себе в искусстве

«искусство становится ближе
вот и я в изящном полуобороте
вдохновенно рисую
йодную сетку на попе»

На этом закругляюсь и благодарю всех поэтов, которые согласились со мной пережить свои стихи.

К списку номеров журнала «ПРЕМИЯ П» | К содержанию номера