Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Сергей СкорыйОб авторе: Родился в Крыму. Член СП России. Автор 5 поэтических сборников, книги... >>> |
Эсмира ТравинаОб авторе: ... >>> |
Мария ВирховОб авторе: ... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Роман ГершзонСлово о царе ИродеКогда мы называем имя «Ирод», то однозначно подразумеваем злодея и убийцу, того самого злобного и жестокого царя Иудеи, который более двух тысяч лет назад приказал убить в городе Вифлееме всех младенцев мужского пола и совершил еще много других ужасных дел. Однако для современных израильтян царь древней Иудеи представляется преимущественно мудрым политиком и великим строителем, в свое время отстроившим национальную святыню еврейского народа – Иерусалимский Храм. Ирод создал много величественных сооружений, переживших века и тысячелетия. Современные израильтяне называют иудейского царя Иродом Великим или Иродом Строителем, и никак иначе. Ну, а то, что этот царь много народа погубил, так времена были такие… Много тайн и загадок было в жизни великого еврейского царя. Начать с того, что Ирода звали вовсе не Ирод. При рождении он получил имя Хордус (Гордус), в латинском и греческом переводе – Херодс. Русское звучание имени получилось после искажения перевода с древнегреческого языка. Ну, а мы в этом повествовании будем придерживаться привычного для нас имени – Ирод. Всю свою сознательную жизнь царь Ирод (74-73 – 4 г. до н.э.) боролся за сохранение собственной власти и был верным вассалом Римской империи. А власть Ирод наследственно получил практически сразу, при рождении в очень знатной семье. Дед Ирода, царь Идумеи Антипатр I, в свое время сдался на милость завоевателя – еврейского хасмонейского царя Александра Янная. Тогда Антипатр и его подданные приняли иудаизм, то есть стали евреями, и Антипатр I сохранил власть в своей стране. Этот переход в иудаизм царя Идумеи и его подданных на протяжении тысячелетий вызывает однозначное осуждение у евреев. Считается, что принятие иудаизма у Антипатра было насильственным, а это строго запрещено еврейскими религиозными канонами. Справедливости ради следует отметить, что подобный насильственный переход в иудаизм целого народа и его царя в истории был только один раз – с Антипатром и его подданными. Но и этого оказалось достаточно, чтобы на свет появился Ирод, могучий и ужасный. Отец Ирода, Антипатр II Идумеец, поддержал римлян во время захвата Иерусалима военачальником Помпеем в 63 году до н.э., после чего был назначен римским наместником Иудеи при вассальном царе Гиркане II. Мать Ирода, по имени Кипрос, тоже не была еврейского рода – она происходила из племени набатеев. Вот такая ирония судьбы и истории: сын идумейца Антипатра и набатейки Кипрос стал со временем еврейским царем Иродом Великим. Заботливый папаша Антипатр II в 47 году до н.э. с согласия римских властей назначает молодого Ирода правителем (тетрархом) Галилеи, где Ирод отличился в подавлении народного восстания под руководством Хизкии. Ирод захватил в плен руководителя восстания и других повстанцев и казнил их без суда и следствия. Разгром и казнь «галилейских разбойников» вызвали одобрение римлян и горячее осуждение евреев. После казни повстанцев Ирода вызвали на суд Синедриона – высшего органа юридической и религиозной власти евреев Эрец Исраэль во времена Римской империи. Ироду грозила смертная казнь. Поэтому молодой тетрарх предпочел бежать в соседнюю Сирию, где римляне назначили его государственным чиновником и правителем Келесирии, области восточнее реки Иордан. Через несколько лет, уже в статусе неприкосновенного римского чиновника, Ирод вернулся в Иерусалим, и его отец Антипатр с трудом уговорил сына не вредить судьям Синедриона. Ирод воздержался, но обиду не забыл и не простил. Политическая интуиция никогда не подводила Ирода. После убийства римского императора Цезаря в 44 году до н. э. Ирод верно служил римскому правителю Кассию, убийце Цезаря, и отличился во время сбора налогов с населения Иудеи. Но опять наступили тревожные времена. В 43 году до н.э. некто Малих, приближенный царя Гиркана II, убил Антипатра, отца Ирода. Ирод и его брат Фасаэль обратились к Кассию с требованием судить Малиха. Убийцу Антипатра судили и приговорили к смерти. Подозревали, что царь Гиркан II знал о готовившемся убийстве, но это осталось только подозрением. В том же году военные действия против властей Иудеи начал племянник Гиркана Антигон II. В Галилее произошла решающая битва. Армия Ирода разбила войско Антигона II. Антигон бежал с поля боя, а Гиркан объявил Ирода своим спасителем. В 41 году до н.э. на Ближний Восток прибыл римский правитель Марк Аврелий, который назначил братьев Ирода и Фасаэля тетрархами Иудеи при царе Гиркане II. Но уже на следующий год Антигон II со своей армией и союзниками-парфянами вторгся в Иудею, захватил Иерусалим и взял в плен царя Гиркана и тетрарха Фасаэля. Фасаэль в плену покончил с собой, а Гиркана увели пленником в Вавилон, откуда он уже не вернулся. Ирод с семьей успел бежать на Мертвое море и укрылся в крепости Масада. Но прятаться в неприступной крепости было не в характере Ирода. Оставив в Масаде семью, молодой правитель отправился в Египет, где пообщался и посоветовался с местной царицей, красавицей Клеопатрой. Затем Ирод отплыл в Рим и там заручился поддержкой триумвира Марка Антония, сердечного друга египетской царицы. После этого римский Сенат назначил Ирода царем Иудеи и пообещал полную поддержку в борьбе против самозванца Антигона II. Так новоявленный царь Ирод сумел свое военное поражение превратить в большую политическую победу. Весной 37 года до н.э. армия галльских, фракийских и германских наемников царя Ирода при поддержке римлян захватила Иудею и взяла штурмом Иерусалим. Антигон II был захвачен в плен и казнен римлянами. В том же году Ирод женился на внучке Гиркана II, хасмонейской принцессе Мариамне, надеясь таким образом обеспечить себе лояльность простого народа. Однако приход к власти в Иерусалиме потомка набатеев и идумеев не вызвал одобрения у местного населения. Евреи признавали только правителей, которые вели свой род от библейского царя Давида. Род царя Давида прекратил свое существование со смертью прямого потомка Давида, персидского наместника Иудеи Зоровавеля, еще в 510 году до н.э. Представители хасмонейской династии, пришедшей к власти в Иудее в 167 году до н.э., утверждали, что прямым потомком царя Давида был их предок Хасмон. Царь Ирод, понятно, не мог похвастаться такой родословной. Однако с приходом Ирода к власти пришел конец и правлению династии Хасмонеев. Ирод уничтожил всех членов дома Хасмонеев: внучку царя Гиркана II – свою жену Мариамну, собственных сыновей, рожденных Мариамной, – Александра и Аристобула, мать Мариамны Александру и хасмонейского первосвященника Аристобула III. Повиновение народа царь обеспечил с помощью армии и тайной полиции, которая следила за недовольными людьми. Недовольные просто исчезали из жизни, и их больше никто не видел. В хасмонейские времена высший еврейский религиозный орган страны Синедрион (Санхедрин) фактически участвовал в управлении Иудеей и даже мог накладывать вето на решения царя. Во времена Ирода значительно сократились права Синедриона, а 45 его членов, сторонники Хасмонеев, были казнены. Синедрион при Ироде превратился в религиозный суд и уже не оказывал влияния на политическую жизнь страны. Царь также присвоил себе право назначать и смещать первосвященников по собственной прихоти. В 29 году до н.э. римский триумвир Октавиан Август в результате гражданской войны победил покровителя Ирода Марка Антония и стал единоличным правителем Римской империи. Казалось бы, правлению Ирода приходит конец, так как Октавиан жестоко преследовал сторонников Антония. Но Ирод тут же отправился в Рим, принес новому римскому императору богатые подарки и присягнул Октавиану Августу на верность. Обласканный римским правителем, царь Иудеи победителем вернулся в Иерусалим. Про таких людей и подобные события наши современники говорят: «переобулся в воздухе»… Во времена правления Октавиана Ирод и его страна достигли вершины своего могущества. Хотя Иудея и находилась в политической зависимости от Римской империи, но располагала автономией в вопросах внутренней политики. Страна практически вернулась к границам Хасмонеев и царя Давида, включая также примыкавшие к северо-восточным границам районы Келесирии. Ирод реконструировал Иерусалимский Храм – главную святыню еврейского народа. Еврейские мудрецы тогда говорили: «Тот, кто не видел Храм Ирода, никогда не видел великолепного здания». Царь Ирод осуществлял масштабное строительство по всей стране. Были выстроены великолепные дворцы в зимней резиденции Ирода – Иерихоне, реконструированы или полностью построены крепости Антония, Иродион, Кипрос, Масада, Махерон и Иродион в Заиорданье, различные дворцы, ипподромы, театры и амфитеатры. Ирод отстроил древний город Шомрон, получивший в честь императора Октавиана Августа новое название – Себастия. По приказу Ирода возвели город-порт Кейсария, ставший международным торговым центром и обогативший страну. Был также построен храм на острове Родос в благодарность за радушие местных жителей. И в настоящее время поражают воображение оригинальные архитектурные шедевры, созданные Иродом Строителем и дошедшие до наших дней. Если не любовь, то признательность подданных заслужил царь за свою борьбу с голодом в Иудее в 25 году до н.э. Ирод собрал тогда в своем дворце все золотые украшения и на эти средства купил продовольствие в плодородном Египте. В тяжелые дни голода царь распределял среди людей еду, семена, одежду, дважды снижал налоги для населения. Тем не менее, отношение евреев к царю Ироду оставалось неприязненным и откровенно враждебным. Его считали предателем и убийцей, не имеющим законного права на царский престол. Вряд ли особую любовь к Ироду испытывали даже его многочисленные жены и дети, а было у царя 10 жен и 15 детей. Жестокий, подозрительный и скорый на расправу царь убивал не только недовольных подданных, но и собственных жён и детей. Ирод был неординарным человеком. С одной стороны – великий правитель и искушенный политик, по-своему заботившийся о подданных и установивший стабильные, добрые отношения с верховной властью. С другой стороны – безумный тиран, подозрительный, жестокий и вероломный человек. Даже люди, приближенные к тирану и клявшиеся тому в своей любви и верности, не были застрахованы от подозрений и скорой расправы. Любимую жену Мариамну Ирод казнил, обвинив женщину в супружеской измене. Послушный суд подтвердил обвинение и приговор. Несчастную Мариамну казнили, несмотря на все заверения и клятвы царицы. Александра, мать Мариамны, выступила в поддержку якобы обманутого зятя и осудила собственную дочь. Тем не менее, через некоторое время уже Александру обвинили в подготовке государственного переворота, судили и приговорили к смертной казни. Все делалось якобы по закону, смертные приговоры выносил суд. Так что «басманное правосудие» в мире существовало еще до нашей эры… В конце своей жизни Ирод, в жестокой борьбе сохранивший жизнь и престол, жил на грани безумия. Правитель страдал подозрениями и манией преследования, мучился от тяжелых болезней, от его тела шел тяжелый, неприятный запах. Незадолго до смерти царь казнил своего первенца и наследника Антипатра, сына от первой жены Дорис, обвиненного в заговоре против царя. Утверждая этот приговор, император Октавиан Август заметил: «Быть свиньёй такого человека лучше, чем быть его сыном». Ненависть народа к царю Иудеи восприняли ранние христиане, что отразилось в евангельском тексте об убийстве Иродом младенцев в Вифлееме. Согласно Евангелию, волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу, не сообщили Ироду место проживания Святого Семейства. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Матфей 2:16). Реальность подобного избиения достаточно сомнительна, так как жестокий царь Ирод умер в 4 году до н.э., за четыре года до предполагаемых событий. Уже смертельно больной Ирод дал приказ верным солдатам в день своей смерти убить многих почтенных еврейских старцев и представителей еврейской знати. Тиран правильно понимал, что оплакивая старцев, евреи будут оплакивать и ненавистного им умершего царя. Но это распоряжение Ирода не было выполнено, и простые люди Иудеи радостно встретили смерть узурпатора. За четыре дня до смерти Ирод назначил наследником престола своего сына Архелая от жены-самаритянки Малтаки. Тетрархами при Архелае Ирод поставил Ирода Антипу и Ирода Филиппа. Согласно Иосифу Флавию, Архелай устроил отцу пышные похороны. Вот как описывает Иосиф Флавий похороны Ирода: «Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее – золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними – телохранители, за ними – колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском – 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадий до Иродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода». Думаю, что история Ирода закончилась только в 2007 году, когда израильский археолог Эхуд Нецер нашел в крепости Иродион хорошо спрятанную гробницу царя Ирода. Некоторое время гробница экспонировалась в Музее Израиля в Иерусалиме. Наверное, археолог знал древнее предание о том, что царь Ирод проклял людей, которые попытаются вскрыть его могилу. Профессор Нецер трагически погиб в октябре 2010 года в археологическом парке Иродион недалеко от гробницы Ирода. Но это, как говорит популярный российский телеведущий, уже совсем другая история…
К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |