АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Полина Андрукович

номинатор "Черновик"

Александр Моцар
Линии-танцы Полины Андрукович



Когда смотришь на работы Полины Андрукович, невольно ловишь себя на мысли о том, что изображенный хаос - контролируемая акция. Сама Полина называет это танцами или эскизами к балету "Ромео и Джульетта". Думаю, подобная запись музыки и танца возможна. Рисунки отвечают накалу сюжета Шекспира. Линии Андрукович передают передвижения артистов по сцене. Сложная паутина отношений шекспировских героев, сплетается в дисгармонию сюжетной линии пъесы. Трагедия обретает еще одну жизнь, на этот раз в исполнении Андрукович. Вот как сама Полина пишет об этом:

"...а вот, изложу-ка сюжет танца: кружится девушка, другая (Джульетта) повторяет её кружении Первая уходит, на сцене появляются, кружась вместе, два молодых человека, видят Джульетту и дерутся контр-жур с освещёнными головами. Тибальд, падая, задевает Джульетту, Джульетта падает. Ромео долго и бестолково бегает по сцене и исчезает за кулисами, приходят санитары, делают Джульетте укол, она оживает и, кружась, уходит. Потом Тибальд сам встаёт и уходит... сразу после этого сквозь сцену проходит толпа людей, оставляя насильные вещи... только я не знаю, может это перформанс?".

На мой взгляд, рассуждение на тему о том, перформанс ли описанная акция - не имеет смысла. Линия, обретшая статус слова-действия сама по себе заслуживает внимания. Любопытно еще то, что линии-танцы Полина Андрукович разглядела в монотонном усыпляющем полете мухи:

"Всё делалось издавна, - как-то я повторяла рукой движение мухи, это было года три назад. Что означают работы, я не знаю. Наверное, танец. Делаю я их с закрытыми глазами, - даже зажмуренными. Это скорее абстрактные "встречи", если хотите - "случаи" Хармса, могут быть и иллюстрациями к стихам, и репетициями Стиха..."

Данила Давыдов в своей статье "Барышни и хулиган", опубликованной в "Книжном обозрении", говорит о том, что поэзия Полины Андрукович напоминает ему европейский вариант дзэна.

"Это поэзия мимолетного, неформулируемого, этакий европейский вариант дзэна. Внутренний голос, даже если и состоит из слов, не может быть линейным, он пускает ростки, которые переплетаются, вступают в противоречие, зачеркивают друг друга. Но ни о какой зауми говорить здесь не приходится. Это осмысленные, то есть обретающие смысл по мере рождения стихи, письмо, опровергающее само себя, возвращающее его к речи".

То же самое можно сказать и о рисунках Полины. Перед нами линии, которые вступают между собой в конфликт, живут своей насыщенной жизнью, вернее сюжетом, заставляющим размышлять, узнавать, следить за полетом уже не мухи а иного, не известного нам, осмысленного существа.



Стихи:

. . .

цветы, полученные от
собак и купленные
отцом и принесённые мною,
уже застыли,

как тот мой утренний

окурок… как придать им движение?





. . .

мёртвый человек ушёл далеко,
утро было солнечное,
но вдруг я получила о нём весточку из
арте-фак'та, т ли я нонече
буду в театэре? Папа всё спал,
утро было солнечным, горели

розы рыжие как сон





. . .

ночами обомлевшими от счастья
я шла. Томился в кухне зверь
чудной, мелело в ванной, млечное
кончалось, и было
«свежий ветер в форточку», цвело
кобылье тело, расширялось
эзотерически. Растянутое «время»
однажды лопнуло, и он меня
поцеловал.
Потом спала я…





. . .

седьмое октября 2008:

в скромной памяти
и ясном присутствии
завещаю музею им. Пушкина фото и масляные
работы…
что ещё, Данила?
Остальное

Учителю…
Дождь всю ночь, кошмары,
И трудно было проснуться,
Но я выспалась
И, в скромном уме
И ясной памяти,
Ничем не владею больше





. . .

Недалёкая история про
Судьбу одних людей,
И в гостинице Астория
Был один из них злодей
Он писал стихотворение,.
Чтобы голубем не быть,
А прекрасное мгновение
Приказало долго жить…





. . .

отъезжая от Любви,
оставляю виз-а-ви

я в метро,
которых профиль,

потому что это осень





. . .

всё кончилось, я больше не пишу
стихов. Орнет однажды
всё кончилось Временем
чужим
я люблю его





. . .

Коленьке

Мишку с ушка и до пяточ
Ки съели мы тогда с
Тобой, потому что на
Ши деточки навал
Илися гурьбой и яв
Ились нам Тобой…
И ничего со мною не случится, если я пройду
Небеременная мимо милиции?
Вот новые времена!





. . .

Два голубых крокодила
Встречают кролика и
Начинают драться за
Него. Все трое пада
Ют, приходят сани
Тары и стоЯт. Тиба
Льд встаёт и уходит,
А лежащих вяжут
Санитары-Архангелы,
И те бьются на вязках и внет поют по-ПсковскИ;
Выходит добрый волк и осврнет освобож
Дает кролика, кро
Лик обнимает
Кролкодиланет крокодила, который на вязках.
Тишина, нет движения.
Воленет волк закуривает
За сценой. Я играю волка…

К списку номеров журнала «ПРЕМИЯ П» | К содержанию номера