Илья Будницкий

Отголоски части речи

Родился в городе Среднеуральске. Окончил УПИ. Увлекался театром, нетрадиционной медициной, поэзией, занимался боевыми искусствами. Издано три сборника стихотворений – "Сотворение", "Дыхание дней", "Прекрасная Елена". Недавно вышло избранное в двух томах: первый – "Стихотворения и поэмы" - многое из написанного за более чем тридцать лет; второй – роман-дневник в сонетах – "Тезей".


 


***


Прикроватный столик полон книг,


и, как неприлежный ученик,


то одну раскрою, то другую... –


молча полистаю и усну,


или откровением блесну –


все ещё бессмысленно тоскую...


 


Почему бессмысленно? – смотри –


по реке поднялись дикари,


и не возвратились из похода, –


паводок, и засуха, и лед –


все с рекой случится и пройдет,


повторится временами года.


 


Живопись наскальная щедра –


киноварь до росчерка пера


так же поражает, как и стрелы,


попадет – и дышишь по складам,


подражая отмелям и льдам,


притворяясь черным или белым –


 


в книгах все оттенки учтены, –


что случилось? – нет твоей вины


в снова повторившемся сюжете –


по складам читают дикари –


 


если хочешь – слово повтори,


даже если слова нет на свете...


 


Отголоски части речи




Новое время мнется, как промокашка,


или под стать сосуду, в котором бражка –


только наклонишь – сразу дохнет сивухой,


если у моря – то стариком, старухой,


неводом, рыбкой вызверится, желаньем -


что там ещё прикинулось мирозданьем?


Эхо? – в заначке нет на него колодца.


Море шипит, и плавится и плюется,


вот для кого нет времени и распада,


там, где прибой – окатыши и рассада,


мокрое, ибо нет на него сосуда,


не красота, но нечто, с которым буду


перебираться в боги, пловцы, титаны,


перемежая форте, откат, пиано, –


 


ночью важнее облако и Селена,


или на время снова ложится пена,–


и высыхает – не письмена, но влага, –


я подойду к сосуду и рядом лягу,


выучу шум, состарюсь, пропахну йодом,


воображу, что невод, пройду по водам...


 


 


***


Возьмем сюжет блокбастера – зола,


унылая осенняя пора,


природа засыпает крупным планом,


мельчайшие детали – конский круп,


чернеющий на заднем плане сруб,


и комментатор новым Эккерманом. –


 


Он говорит о милых пустяках –


о нянюшки слабеющих руках,


о детском смехе, юбках, кринолинах,


о том, что все друг в друга влюблены... –


в сюжете нет ни мира, ни войны,


лишь осень, шелестящая в долинах...


 


Зола все ближе, ближе... – до крупиц,


и вдруг порыв – как ночью взмах ресниц, –


и перед нами девушка, девица,


она поет (в субтитрах все поют),


про холод и осенний неуют,


и, то ли ей, то ль нам пора влюбиться. –


 


Действительно пора! – сюжет лохмат,


и зелен, как лисицын виноград,
но попадает в яблочко не целясь –


есть Золушка, есть ярмарка, есть бал,


и только дождь куда-то запропал,


а под него так хорошо всем пелось... –


 


Хрустальный ли, алмазный башмачок –


событие лишь повод и крючок,


аллюзия для встречи и сюжета, –


встречают по одежке или без, –


в конце (в субтитрах) – вновь зола и лес,


и девушка в осеннее одета...


 


***


Всё письмена – морозные узоры,


и вихри телеграфа, и кора,


немое эхо танца Терпсихоры,


кометная ночная мишура,


следы животных, снег под фонарями –


летящий или падающий к нам,


и то, что притворяясь снегирями,


стучит с утра в окно, мешая снам,


и сумерки с опавшею листвою,


и облако, чей след неразличим,


но я сейчас сравнение удвою –


не музыкой, которою звучим,


но рябью по воде – она повсюду,


из воздуха и влаги сплетена, –


в сосуде и сбегает по сосуду,


вершина и подъятое со дна,


и чтение подобно разговору,


дыханию, сиянию, огню,


в студеную ли, летнюю ли пору,


когда я сам словца не пророню...


 


***


Кочки на болоте – голова в соломе,


осень на излете, протопить бы в доме,


до сухого жара, маленького лета,


пестрого базара, птичьего балета,


вечности подёнок, говора излучин,


завтрака спросонок, – мир окрест изучен,


заново дарован, ветрено и зябко –


кочка вместо крова, лягушачья лапка,


мышья перебежка, беличья потайка,


в инее тележка, далеко хозяйка...


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

К списку номеров журнала «ВИТРАЖИ» | К содержанию номера