Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Только для своих | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
Центр |
Виталий ШрайберОб авторе: Доктор физико-математических наук. Родился в 1944 году в Ленинграде. Окончил... >>> |
Исаак ГланОб авторе: Журналист, работал в «Литературной газете», «Курантах»... >>> |
Александр ПустовитОб авторе: Закончил Киевский государственный университет по специальности... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Константин КедровПроект Велимира. Из литературного дневникаНикто толком не осознал, какой грандиозный прорыв совершился в самом начале прошлого 20-го века, когда великий каббалист, преподаватель в политехническом ВУЗе, где учился Эйнштейн, провозгласил на основе своих физико-математических исследований, что времени нет и нет пространства. Есть только ТАЙМРАУМ (время_пространство или пространство_время). Даже Эйнштейн думал, что Герман Минковский просто придумал ловкую математическую ловушку и не более. Зато молодой поэт Виктор Хлебников сразу понял, в чём дело. Ещё в первом прозаическом отрывке под названием «Завещание» Хлебников сказал: «Пусть на его могиле напишут: «Он связал пространство и время…». Как не вспомнить анекдот про сержанта Иванова, который вслед за Минковским и Эйнштейном связал пространство и время, приказав его подчинённым копать траншею ОТ ЗАБОРА И ДО ОБЕДА. Идея связать пространство и время возникла в сознании студента Казанского университета чуть-чуть раньше того момента, когда Герман Минковский прочтёт свой доклад о пространственно-временном континууме: «Отныне время само по себе и пространство само по себе становятся пустой фикцией, и только объединение их в некую новую субстанцию сохраняет шанс быть реальностью». Многие до сих пор не поняли, что это означает. Даже Эйнштейн просто счёл вначале удобным воспользоваться графиком Минковского как неким математическим обобщением, где в пространстве вместо точек возникают некие отрезки, сливающиеся в линию мировых событий. И лишь в конце жизни Эйнштейн в письме к сыну чёрным по белому написал, что «прошлое, будущее, настоящее» с точки зрения физики есть простая иллюзия человеческого восприятия. Ведь график Минковского покончил с иллюзией времени и пространства Ньютона. Теперь перед нами их единство, названное Бахтиным термином «хронотоп». Хронотоп Хлебникова означал, во-первых, что во времени можно свободно перемещаться из настоящего в прошлое или будущее, поскольку на линии мировых событий Минковского будущее и прошлое присутствуют всегда здесь и сейчас. Чтобы показать, как это выглядит, посмотрим на дуэль Пушкина с Дантесом в свете открытий Хлебникова-Минковского-Бахтина-Эйнштейна.
* * *
Как маялся стилист высокий на диване прилипая кровью и как Дантес был далеко отсюда Он с приближеньем смерти от-далялся от выстрела и пули раны теперь он дальше всей вселенной хотя «рука бойцов колоть устала» и может быть гора кровавых тел не может быть горою никогда поскольку тело больше чем гора любая и нет в полях кровавая гора а в животе кровавая дыра и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой Ивана Ильича не хочу-у-у-у-у-у-у-у
(Читай одноимённого Толстого с тотемным знаком африканским ЛЬВА откуда родом по отцовской ветви Пушкин куда уехал не Дантес - охотник ГумиЛЕВ стрелять во ЛЬВА но не в Толстого а в африканского но рикошетом пули был сражён в одноимённом городе где ныне умирал от Пули Пушкин а шкура ЛЬВА валялась под диваном у ГумиЛЕВа до расстрела)
Итак, дано: Дантес, ЛЕВ, ГумиЛЕВ, Толстой и Пушкин Их связывает Африка и пуля Что общего меж Африкой и пулей? Но в первый миг творенья они ещё не от-делились друг от друга, и более того: Дантес и Пушкин в тот миг едва ли были различимы поскольку весь объём вселенной был менее игольного ушка в которое пролез верблюд (богатый)
Так соблюдая Правило верблюда Дантес и Пушкин вновь соединились посредством выстрела и рваной раны
Дорогой читатель Тебя интересует чему равен ты? Утешаю тебя ты ничему не равен кроме той пули которую так просто извлечь сегодня о чём свидетельствует Вторая мировая война где большинство раненных в живот вернулись в строй для нанесения другим таких же ранений Немцы были Дантесом мы – Пушкиным Мы победили потому что согласно правилам справедливости второй раз Пушкин убивает врага в разбегающейся вселенной всегда побеждает ДРУЖБА
Вот так далеко разбежались Дантес и Пушкин растянулись на два фронта А давно ли вся побеждённая армия Бонапарта сжалась в точку пули Дантеса дабы в битве Кутузов – Наполеон победила ДРУЖБА
Но если взять момент когда до сотворенья мира ДАНТЕС и ПУШКИН были нераздельны как ты и я сейчас когда от пули рана неотличима и опять же вместе когда был ПУШКин ПУШКой а я тобой
К. Кедров, 1980
В книге «Неравнодушная природа» и статье «Вертикальный монтаж» Сергей Эйзенштейн открывает тайну контрапункта пространства-времени. Каждому зримому (пространственному) событию на экране соответствует контрапунктное слуховое или звуковое событие во времени. Пример – древнекитайская притча. Мудрец созерцает рябь на поверхности пруда. «Что ты делаешь?» – спрашивают его ученики. – «Я созерцаю радость рыбок». Самих рыбок не видно, видна рябь от их подводной игры. Так музыка должна быть рябью того, что видим, а то, что видим, должно передавать рябь звучанию. Сергей Эйзенштейн назвал это «вертикальный монтаж», или «4-е измерение в искусстве». Это своего рода эквивалент открытия Германа Минковского в геометрии и физике. На графике Минковского линия мировых событий – это рябь пространства на поверхности времени и времени на поверхности пространства. Они контрапунктны. Подъёму в пространстве соответствует провал во времени. Так, Велимир Хлебников говорит: «Стоит Бешту, как А и У, начертанные иглой фонографа». А – гребень волны, У – вогутая поверхность ряби. Вот зримое воплощение контрапункта:
Бобэоби пелись губы –
втянутая воронка У в глУбь мира.
Пиээо пелись брови –
расходящиеся от О круги в ширину на пОверхности ряби.
Лиэээй пелся облик –
И в облИке связует, стягивает воедИно глубину У и шИрИну И. Осталось связать всё это мировой цепью –
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
И вот перед нами мировой лик – автопортрет поэта-вселенной или вселенной-поэта:
Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило лицо.
Первое измерение в движении даёт линию на плоскости. Таковы плоские фрески и барельефы Древнего Египта. Над плоскостью листа и любой поверхности мы парим изначально. А вот как воспарить над объёмом? Ведь пространство физическое трёхмерно. Богословы объяснят, почему. Догма о Троице напрашивается. Напрашивается и связь его с трёхиспостасным прошло-будуще-настоящим и с трёхмерным объёмом пространства. Однако математики имеют дело с эн-мерным миром. А физики и космологи от пятимерной модели Калуццы пришли к одиннадцатимерной модели мира. Выход в 4-е измерение – это 4-я координата пространства-времени Г. Минковского. Хлебников это понял сразу. И сразу решил, что «узор точек заполнит эн-мерную протяжённость». Пять чувств – это пять точек в четырёхмерном континууме. Они разрознены: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Как только время перестанет быть отдельной от пространства иллюзией, «узор василька сольётся с кукованием кукушки». Проще говоря, звуку будет соответствовать цвет, как у Рембо, Скрябина, Римского-Корсакова. О своем звукозрении Хлебников рассказал в Звёздной Азбуке «Зангези»: эМ – синий всё заполняющий объём – масса, Пэ – белый разлетающийся объём – порох, пух, пыл, эС – расходящийся из одной точки – свет, сияние, Зэ – отраженье и преломленье – зигзица (молния), зеркало, зрачок, Вэ – вращение вокруг точки – «вэо вэо – цвет черёмух. В принципе это может быть и по-другому. Важно соответствие цвета звуку, контрапункт Сергея Эйзенштейна. Таким образом, законы времени – «Доски судьбы» Хлебникова – это контрапункт четырёхмерного континуума. Или вибрация мирового звука, запечатлённая, как волны, на граммофонной пластинке. Впадины – 317, буруны – 365. Универсальная модель АУ – УА. Мир как эхо крика младенца. Скачок от двухмерности к трёхмерному объёму – перспектива эпохи Возрождения. Она заполнена фресками Микеланджело и Леонардо. Озвучена объёмными мессами от Баха до Бетховена. В этом объёме ад, рай, чистилище Данте или панорамы «Войны и мира» Льва Толстого. Выход в 4-е измерение – это Пикассо, Сезанн, Матисс, Эшер, Магрит. В слове это футуризм будетлян, кубофутуристов и обэриутские драмы Александра Введенского, которого интересовали только две вещи – «время и смерть». При этом одно не может быть понято без другого. Машина времени Хлебникова – это горло поэта. «Лавой беги, человечество, конницу звуков взнуздав». Влом во вселенную увиденным звуком и услышанной цифрой. Ибо самое великое событие – это «вера 4-х измерений». Это записано Хлебниковым «иглою дикобраза». Итак, первые слова Хлебникова: «Он связал пространство и время», – и последние: «вера 4-х измерений», – совпадают и сливаются по всем параметрам. Если соединить прозрения Хлебникова с прозрениями Германа Минковского, мы увидим кальку мировых событий, вычерченную лучами света.
Кирасир
Драгунский полк сияя саблями летел хватая перспективу Навстречу пёр кавалергардский полк и трубами сиял
Когда слилось сиянье сабли и трубы всё вспыхнуло вокруг и прежде нежели скрестились сабли друг с другом встретились лучи.
Весь этот узел света распутать не могли и разрубить всё более запутываясь сабли
И в час когда душа безумная от тела отдалялась она металась в кутерьме лучей
Вот кирасир подобен солнцу он когда рубил на части перспективу но в теле был он смел как кокон медный его душа как бабочка металась пока не улетел в сиянье он
Никто не знал сколь сложен сей чертёж из кальки световой на кальке когда летит с рейсфедера душа познавшая премудрость сверхрейсшины
К. Кедров, 1988
Большая ошибка считать, что проект футуристов уже завершен. Он был прерван, что называется, на полуслове в 30-х годах и продолжился в метаметафорических озарениях от начала 70-х годов прошлого века и до настоящего времени. А в глазах читателей, увязших в дофутуристическом, так называемом серебряном веке, он ещё и не начинался. Так что прислушаемся к Малевичу, открывшему в плоскости двумерного квадрата Эн-мерный мир: – Я открыл бездну – за мной, авиаторы!..
Квадрат Малевича
Обронённая фольга в мёртвом воздухе звенит свой затейливый повтор продолжает сладкий звук
свет ночной намолочен резко сдвинута ночь как комод и от пыльного лунного света остался квадрат под квадратом
манит тёплою лунною пылью квадрат не смываемый никем и ничем не вмещая обтекает себя квадрат как рог изобилия сыплет квадрат вещами в отсутствующей вещи немного больше вещей
из него выпадает ночь и прозрачная пыльная луна извлечена как корень сладко ноет корень молочных зубов луны вот и вылетел пыльный мотылёк осыпая пол пылью Квадрат приподнялся вспорхнул и улетел оставляя тень квадрата
Разумеется, поэзия дышит, где хочет. Она может спокойно раскачиваться в гамаке 19-го века вместе с Бродским, Ходасевичем, Ахматовой и другими поэтами, не выходящими из дома, дабы не совершать ошибку. И они по-своему правы – пошто волноваться и суетиться, когда и так уютно. Однако для Хлебникова, Кручёных и для открывателей метаметафоры гамачок тесен. Они тоже правы – по-своему:
Я вышел к себе Через-навстречу-от И ушёл ПОД Воздвигая НАД
Не зову за собой никаких авиаторов. Просто осваиваю внешневнутренние миры со своим Вергилием-Велимиром.
|
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |