*

Книга за книгой

Сибирские огни. N9/2015. Литературно-художественный журнал. Новосибирск. 2015. с.192.

 

Наскоро полистав неожиданно попавший мне в руки номер, я подумал: наверное, Сибирь достойна лучшего журнала. Но есть то, что есть.

Есть "Сибирские огни". Они открываются романом "Дежурные по стране", автор Алексей ЛЕСНЯНСКИЙ, премия "Дебют 2013", Премия И.Ф. Анненского. Группа молодых людей взяла на себя непростую задачу – изменить ситуацию в стране своими усилиями, своим нравственным служением. Они идут к нищающим крестьянам, фанатичным скинам, бесстыдным жрицам любви – туда, где нужны невероятные усилия, чтобы добиться результата. Идея хороша, если бы картонные герои не передвигались в нарисованных декорациях, для каждой реплики поворачиваясь лицом к залу. Как сказано в самом романе: "Степь не пахнет, вкус огурца отдает пенопластом". Кстати, огурцы, как водится, ядрёные, водка – родимая, Родина, естественно, мать. Думать над сюжетом можно и нужно даже, вот читать – не хочется.

Зато в пьесе Л.Кармалиты "История одного убийства" герои живее иных реальных людей. Вполне им сопереживаешь, даже голубям, которых пытаются отравить, хотя сами голуби на сцене и не появляются.

Три подборки стихов: молодого поэта Сергея Кубрина, литературного ветерана Николая Шипилова и Ольги Дмитриевой, пишущей под вычурным псевдонимом Лёля Серебряная, предъявляют неплохой уровень сибирской поэзии за последние тридцать лет, но перечитать мне захотелось только строки О. Дмитриевой, ох, простите, Лёли Серебряной.

Очень содержательной показалась мне переписка знаменитого прозаика В.П. Астафьева и литературоведа Н.Н.Яновского 1965-79гг – она много добавляет к объемному видению литературного процесса 60-70-х годов. Мне, во всяком случае, было интересно.

Пытливому читателю рекомендовал бы статьи Е.Красильниковой "Пляски на костях" о разрушении исторического некрополя Западной Сибири и обзор С.Голиковой "Рыбачий берег", посвященный художнице Н.Нагорской, гравюры которой создают великолепное графическое обрамление журнала.

В общем-то, я бы поискал свежие номера "Сибирских огней".

 

За стенами скрипучий ветер / Цепляется за провода. /

Так и живёшь на белом свете / На белом, как зимой вода.

 

 

Уильям Карлос Уильямс. Стихи разных лет.  Пер. Андрея Щетникова. Артель "Напрасный труд", Новосибирск, 2016. 72 с.

 

Удивительное разноцветье для книги, изданной в чёрно-белых тонах. Я насчитал 25 цветов и оттенков в шести десятках стихов. Предпочтение при этом отдаётся чистым цветам, коль скоро "Густо-медовое пятно… портит цвета целого мира", но всё же колорит не сводится к семицветью радуги.

И, как это ни смешно звучит применительно к стихам, я озяб, читая книгу. В ней "листья берёз отворяют холод" и "тело,… перекрученное как зимний ветер", "острые копья, на которые падает снег" и "бледные тени лежат на замёрзшей траве", "жёсткие колеи забило снегом" и даже "блохи… умерли от холода".

Автор говорит простыми словами о простой жизни. Какие-то из его стихов можно свести к трём-пяти словам, например: больница, зола, осколки бутылки ("Между стенами") или: Женщина с ребенком плачет у окна ("Молодая женщина в окне") и на первый план выходят формальные приёмы – странно смещённая разбивка на строфы или яркое цветовое (читай, смысловое) пятно в подчёркнуто бесцветном тексте: "я увидел цифру 5 / золотую / на красной / пожарной машине". Он печалится о погибшем коте, вместе с которым замёрзли те самые блохи и дивится "белым бёдрам в небе" – это луна напомнила ему округлые совершенные бёдра многократно рожавшей жены сержанта полиции (Уильямс сорок лет работал врачом-педиатром).

Метафор подчёркнуто немного в его стихах, и потому каждая из них словно драгоценная бусина на черном бархате стиха.

 

Небо переполнено горечью. / Из темноты перемен / весь этот долгий день /

Дождь идёт и идёт, / словно вовсе не кончится.

 

Сергей Паламарь. Опустите им веки. Москва.Санкт-Петербург. Издательство "Нестор-История", 2014. 236 c.

 

Как иногда радостно бывает осознать, что ты читал с автором одинаковые книги, и на вызов времени и вопросы собственной совести ты с ним пытался ответить не то, чтобы одинаково, но с одних позиций. Нравственных или боевых, не суть важно. И этот мир у него болит так же неутолимо. И место свое во вселенной он определяет не должностным рангом, а критерием, которого –  не то, чтобы не объяснить многим в современье, а – просто объяснять смысла нет. Одни поймут и так, другие – не поймут никак.

Мы не больше были, чем человек,

но и меньше нам было никак нельзя.

Кто-то скажет - поза. И пускай поза. Человек, умеющий держать спину прямой, не согнет ее в подобострастном поклоне, чем бы это ему ни грозило.

Каждый имеет право на дыбе

вполне иронично хранить молчанье.

     Для меня в работах художника всегда важней не амбивалентность профессионализма, а пристрастность личности. Кто-то скажет – однобокость, по нынешним временам – горб, но другие помнят, чем оказался горб героя старого фильма, испытавшего "боль прорастающих крыльев в плечах".

 

     Ну конечно, конечно, сейчас в жизни совсем не место героям, все равны всем, и безликий представитель человеческой массы, оказавшись на любом из многочисленных шоу, может внезапно стать звездой, по-прежнему ничего из себя не представляя.

Кругом толпа – не выйти за кулисы,

и оттого – обилье мелких сцен,

и перемена платья у актрисы

отнюдь не означает перемен.

И смешно задавать вечные вопросы в мире, где гуглояндекс заранее знает все ответы –

...будут истины открыты и избиты...

и безопасный секс куда насущнее искренности и глубины чувства. Стоит ли удивляться, что масштабность жизни уступает масштабности потребления (и потребления культуры, в том числе).

Нет чумы, но целые эпохи

пропадают в западне презерватива.

     Сквозь пестренький, разнообразный, всепобедивший быт, не отодвинувший, а попросту сделавший бессмысленным, неуместным Бытие, кажется, не пробиться сколь угодно сильному импульсу самопожертвования

но даже во имя любви не стал

крестом придорожный столб

 

И 9 из 10, а может, 99 из 100 скажут – и за-ме-ча-тель-но! Жизнь становится все комфортней, все приемлемей, лучше и веселей. Разве плохо, когда

не кошки скребут на душе

а шуршат в голове тараканы.

Спокойная совесть, что может быть лучше! Я пожму плечами, не стану спорить и возражать, а просто вернусь к молчаливой беседе с автором. Человек сомневающийся, переживающий, испытывающий стыд и боль вины мне ближе, чем уверенный в себе, сознающий свою правоту, знающий, что и как надо делать в этой жизни.

Я читаю эти стихи, многие из которых звучат песнями, и понимаю, что автор знает толк в дальних трудных дорогах, потерях и разочарованиях, что ему по пути и по сердцу со стародавним бродягой, пару тысячелетий назад искавшим доли на пыльных дорогах окраин великой империи. Того называли громкими именами, прочили царство, искушали всевластием, а он был человек, страдающий и сострадающий...

...ничего ему не удавалось,

разве только вино или хлеб.

    И, по прежнему, мне и любому, кому посчастливится испытать созвучие с автором этой книги, не остается

ничего, кроме этой свободы /выбирать несвободу своей

совершенно неясной природы,/ человеческой, в силу вещей,

кроме страшного счастья рождаться, / видеть, слышать, дышать, осязать,

совершать, узнавать, ошибаться, /ненавидеть, любить, умирать.

 

                                                                                              Сергей Пиденко

 

Анатолий Маковский. Чемодан. Стихи. Москва, 2006 г. – 58 с.

 

 Сборник стихов Анатолия Маковского называется «Чемодан», и уже это название вызывает ассоциацию с дорогой. Особенно железной. И в самом сборнике немало стихотворений о вокзалах. «Киевский вокзал», «Курский вокзал», «Площадь трех вокзалов». Жизнь лирического героя здесь выглядит как вечная дорога. Во время которой он наблюдает за жизнью, глядя на нее не без доли какой-то горькой иронии. Автор иронизирует над своим героем, над жизнью.

 

Обокрали меня, извините..И спасибо брянской милиции, что оставили маленько на жизнь

 

 

Марат Исенов. Письма к Сэторо Канно. Стихи. Алматы, 75 с.

 

 Стихи этого сборника вызывают в голове образ японской поэзией – хокку. Некоторые из них похожи на привычные нам стихотворения, а некоторые состоят из одной строчки. А все вместе они похожи на осколки огромного зеркала, в котором автор отразил многообразный и яркий мир. Каждое из них в отдельности – часть этого отражения и вместе с тем само – отдельный мир.

 

Я видел много таких же, подобных мне/ растерянных и беспомощных /а внизу было целое лето/его душное тело в ущельях

 

Оскюморон. Стихи и проза. Студенческий литературный альманах. Выпуск 4. Самара,  , 155 с.

 

 Оскюморон, как известно каждому школьнику – это сочетание несочетаемого. И в этом альманахе, как в жизни, сочетаются совершенно разные авторы и стили. Лирические стихотворения о любви и одиночестве, стихи о природе, а рядом – отклики на события недавнего прошлого, как падение лайнера в 2015 году (Елена Лазарева «Что там..в облаках?»). А рядом - стихотворения, вызывающие в своей памяти стиль Владимира Маяковского. Стихи-вызов, иногда даже без рифмы. Нашлось в сборнике место и прозе, причем в том числе и фантастической, как в рассказе Антона Никтарова «Первая ученица Эдриана», который похож на отрывок целого романа, в который читателям сборника дано мельком заглянуть. Так или иначе, но, думаю, сборник будет интересен всем. 

 

Чувство – единственное, что осталось в нем от человека, таков был дар властительницы царства мертвых, такова была расплата за обретенное могущество (Антон Никтаров «Первая ученица Эдриана»).

 

Алина Науменко

 

Арсен Мирзаев. "Само собой" Санкт-Петербург 2013. Изборник, тираж 750 экз.

 

Мы люди простые, академий не заканчивали, поэтому скажу по-простому: Лирический герой Арсена Мирзаева Антон Компотов заявляет "Надо жить, не то помрём" Правильно, Антон, правильно! Соглашаюсь. Благодаря предисловии литературоведов, я узнал, что произведения А.М. причастны к поздно футуристической традиции и натурфилософским мотивам, перекликаются с нео- и поставангардом. А я, как простой читатель-нелитературовед, назвал бы впечатление от стихов "обаянием Петербурга». А ещё понравилась строфа: " Небес покою, не беспокою".

 

 

Литературный альманах 2015  детской студии творческого чтения юный журналист г. Тольятти. Издательство Марины Волковой. Тираж 200 экз.

 

Нет ничего лучше детских творческих работ. Замечательно, что в Тольятти есть литературная студия для детей, где уже 4-х и 6-летние энтузиасты могут исследовать литературный мир. Название учебных групп: "Букварики", "Читарики" радуют слух. В "Литературном альманахе 2015" детской студии творческого чтения юный журналист г. Тольятти работы юных литераторов сопровождаются филологическими комментариями старших товарищей Э.Учарова и Г.Булатовой. Комментарии эти будут полезны и начинающим литераторам постарше. (Лично я получил для себя полезные сведения из этих комментариев)

 

утро светом залило опушку, лес расчесал зелёную макушку. (Аня Подгорнова) 

 

Слава Трошин

 

А.В.Жданова «История зарубежной литературы». Вторая половина 20 века. Учебно-методическое пособие. 2015 год. ВУИТ, 175 с.

 

    Хороший учебник отличить от плохого довольно легко. Учебник должен быть исчерпывающим по информации и лаконичным по содержанию. Пособию по зарубежной литературе под ред. А.Ждановой это удалось в полной мере. Зная  обстоятельства жизни и смерти автора учебника, можно было предположить, что это будет проявлено в тексте. Так и есть, вернее - ничуть не бывало!  Книга яркая, страстная, местами провокативная, живая. Книга, написанная человеком не равнодушным и любящим предмет, о котором он собщает. Особенно восхитили меня два раздела – «Использование мифологии в литературе второй половины 20 века» и «Творчество Сэлинджера». Миф, кажется, более всего интересовал автора учебника – помимо прекрасного вступления в тему здесь присутствуют – вопросы по темам, анализ творчества писателей, у которых миф несет основополагающую роль в тексте, планы занятий. Жданова находит у большинства ярчайших прозаиков 20 века(Астуриас, Тутуола, Вольф, Барикко) следы мифотворчества, мифологизации и это, безусловно, ключ к расшифровке их творчества. Раздел о Сэлинджере прекрасен глубоким анализом внелитературных факторов творчества писателя. Дзен-буддизм и йога оказываются крайне важными составляющими текстов американского писателя. В качестве примера А.В.Жданова приводит в пример сборник «Девять рассказов», который явно соотносится с индийской поэтикой. Что ж, учебник очень хорош. Рекомендуется не только студентам вузов, но и всем, интересующимся зарубежной литературой 20 века.

 

Мифологическое сознание выстраивает определенный хронотоп: время мифа лишено протяженности – это либо вечное настоящее, либо эпоха первотворения, т.е. период, когда времени не было, возраст мифических героев не меняется (вечная юность, вечная старость).

 

Сушко В.С. Дым в сторону реки. Москва, 2016 год. 164 с. Тираж 200 экз.

 

   Вика Сушко издала сборник рассказов. Добавим – сборник хороших рассказов. В нем три раздела: Нелинейная проза, Микроповести, Рассказы. В книге много свежести, экспериментов, много необычного – и в сюжетостроении, и в методе. Встречаются откровенно постмодернистские изыски, например, текст «Записки о несуществующем городе». Это небольшие полуфантастические истории людей из жизни некого города. 

   И все же главная тема книги – любовь, даже можно сказать - влечение. Мужчина и женщина влекутся друг к другу, иногда ясно понимая – счастья не будет, и все-таки!! Влечение как закон бытия, как основание быть  - этот тезис никто и ничто не может опровергнуть. Так и слоняются персонажи этой книги в поисках счастья с другим(другой), но обретают ли? До конца неясно!!

   В книге есть и отличные иллюстрации о месте проживания автора книги. Например, Самара удостоилась отличной вещи «Волга-Волга». Это маршруты прогулок по Самаре, а каждая главка имеет географическую точную привязку: Площадь Куйбышева, Дом архитектора, Струковский сад, Московское шоссе.

Что ж, книга однозначно интересная. Требующая прочтения. Оформление также не подкачало. В книге около 20 рисунков автора. Да-да, Вика Сушко – еще и художник. Вывод краток – читать!!

 

Наступила весна – безнадежное время, когда глыбы льда падают на головы неслучайных прохожих, а мальчики влюбляются в не тех девочек, в плоскогрудых русалок с вечно всем недовольной линией рта.

 

 

Нижний Новгород. Литературно-художественный журнал. №2(9) 2016 год. Тираж 1000 экз.

 

    Журнал «Нижний Новгород» выглядит очень солидно!! Настоящий такой «толстяк» на 264 страницы и с множеством рубрик. В журнале можно найти и поэзию, и прозу, и эссе, и публицистику, и краеведение. Поэтическая часть журнала наиболее сильная: Татьяна Вольтская, Александр Кабанов, Денис Липатов. Хороши рассказы Марины Ворониной «Попутчицы»  и Павла Тужилкина «Дурачок». В разделе критики  интересны воспоминания о советском поэте Юри Кузнецове, а также эссе о жизни и творчестве Василия Розанова. Поэт и критик  Дмитрий Ларионов пишет о книге Захара Прилепина «Непохожие поэты». Три ныне почти забытах автора получают право на реабилитацию в глазах даже самой придирчивой критики. В целом – журнал читается неплохо, есть, конечно, и проходные вялые тексты, но какой толстый журнал не грешит этим? Прекрасному Нижнему Новгороду – журнал «Нижний Новгород».

 

Это все литература/это все роман с ключом/есть игра – замри фигура/не волнуйся ни о чем. (Д.Липатов)