АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Белла Верникова

«Взревут водяные быки». Эссе-рецензия

его тревожную и античную визуальность

                                        (автоцитата)

 

Среди иллюстраций к произведениям классической и современной литературы, включенных в мою книгу «Отпечатки слов, губ: Стихотворения. Графика» (М.: Водолей, 2016), на стр. 117 напечатана в черно-белом варианте приведенная выше, слева, иллюстрация к стихам Валерия Бодылева с подписью под рисунком:

 

 

VFL.RU - ваш фотохостинг

 

VFL.RU - ваш фотохостинг

 

ВЗРЕВУТ ВОДЯНЫЕ БЫКИ – СОЧИНИТСЯ МОРСКОЙ РОМАН, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ОДНОЙ СТРОКИ

Это цитата из стихотворения одесского поэта Валерия Бодылева «Марина», вошедшего в подборку его стихов, опубликованных в открытом на портале «Мегалит» журнале «Литературный Иерусалим» (№7, 2014).

В данной подборке стихов застыла или бушует стихия воды в своем природном, морском бытовании – «Когда Борей завоет, и стеклом / Предстанут беглые растекшиеся воды»; «Вот она, облитая тусклой водой, парусиной накрыта разорванных облаков», «С востока – моря стылого валы / Оно звалось у древних Морем мрака». Как видно из стихотворений «Марина», «Корабли Одиссея», «Овидий», Бодылева интересует жанр маринистики в сочетании с историческим прошлым Северного Причерноморья, восходящим к греческой и римской античности.

Я привела стихотворение В.Бодылева «Марина» в публикации с графикой в интернет-журнале «Сетевая Словесность». И отметила это в своей книге «Из первых уст. Эссе, статьи, интервью» (М.: Водолей, 2015, стр. 44-45): «Искусство фиксирует и выражает явные-неявные смыслы, как в стихах одесского поэта Валерия Бодылева, представленных мною на сайте «Иероглиф» и в «Сетевой Словесности» в метатексте «На плоскости, в камне, в слове»: «Скрытый смысл проступает порой и теряется среди подветренных слов. Но гудит корабельной доской над подвижною бездной морской».

В моем эссе «Торопись, покупай живопись» (журнал «Новый Континент», апрель 2016) указана авторская мотивация в создании иллюстраций современной поэзии: «Именно в том, чтобы представить читателям хорошие стихи хороших поэтов, разыскав их в безбрежном море публикаций и создав собственную графическую интерпретацию данного стихотворения, я вижу смысл своих метатекстов с графикой, размещенных в последние десять лет на сайте «Иероглиф» и в журнале «Сетевая Словесность».

В рецензируемой подборке В.Бодылева из журнала «Литературный Иерусалим» (№7, 2014) собраны не просто хорошие, а очень хорошие стихи. Заключает эту подборку стихотворение, которое можно отнести к шедеврам любовной лирики:

 

Валерий Бодылев

ВСЕ ЧУВСТВА

 

На расстоянии взгляда,

в котором рассветная мгла

библейского сонного сада

еще догреховной была.

 

На дальности долгого звука,

что рвался, как сдушенный стон,

как отзвук любовной науки,

которой был славен Назон.

 

На близости жарких касаний,

казалось, бесчувственных дам

из средневековых романов,

уподобленных снегам.

 

Но все, что касается вкуса

пылающей плоти твоей

лежит за пределом искусства

во тьме этих летних ночей.

 

…………………..

 

На сайте «Иероглиф» размещены две мои иллюстрации к стихотворениям Валерия Бодылева, напечатанным в данной подборке и в сборнике стихов одесских поэтов «Глаголы настоящего времени» (Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2013. Сост. и автор предисловия Юрий Михайлик) – «Марина» и «Мадам Бовари». Эпиграф к данной рецензии имеет отношение к стихотворению участвующей в этом сборнике одесской поэтессы, также не равнодушной к античности:

«Мифологический сюжет соединен с сегодняшними переживаниями и в стихотворении одесского поэта Анны Стреминской «Эвридика» (опубликовано в журнале «Зинзивер», №3, 2013), к которому я сделала графическую иллюстрацию, представленную на выставке в Варшаве (весна 2015) и отмеченную в числе победителей Международного конкурса графики «Неделя Искусства в Польше». Первоначально иллюстрацию к стихотворению «Эвридика», подчеркивающую его тревожную и античную визуальность, я разместила на сайте «Иероглиф» в числе моих метатекстов с графикой».

Как написано в предисловии книги «Из первых уст. Эссе, статьи, интервью», автор утверждает ценность и значительность задержанного поколения одесских писателей, живущих сегодня в разных странах, к которому относит себя. К числу этих писателей относятся и Анна Стреминская, и Валерий Бодылев.

Иллюстрировать поэзию Бодылева интересно и потому, что в его стихах тематически и образно присутствует визуальная живописность, как в стихотворении, посвященном Сезанну, предшественнику кубизма и связанных с ним течений европейского модернизма начала 20-го века:

 

СЕЗАНН

 

Сезанн звучит как будто бы Сезам, и значит – приоткройся, внемли. Открыты Фебовым старательным лучам Прованса выжженные охряные земли. Горы Сен-Виктуар косая тень в углу, и воздух расслоён на сотни льдистых граней, размазан свет по синему стеклу аквариума мастерской Сезанна. Мазки густы, теснятся на холсте. В них мир со всех сторон надвинувшийся связан. И в этой гипсовой античной немоте сокрыта сущность южного пейзажа. Алхимик кропотливый, демиург, твоих составов камень, пыль да глина. Холст завершён, дописан, входит в круг созданий совершенно  беспричинных.

 

И другие стихи В.Бодылева в рассматриваемой подборке при сохранении рифмы записаны в строку, напоминая строфикой стихотворение в прозе. В подобной строфике, разрабатываемой современными поэтами, находит выражение насыщение поэзии прозой, характерное для развития русского стиха, см. мой поэтический метатекст «Верлибры Юрия Тынянова» – «внося прозу в поэзию, Некрасов обогащал ее».

К стихотворениям Валерия Бодылева применима характеристика Осипа Мандельштама из его статьи «Утро акмеизма», приведенная мною на сайте «Иероглиф» в одном из метатекстов с графикой:

«…поэт возводит явление в десятизначную степень, и скромная внешность произведения искусства нередко обманывает нас относительно чудовищно-уплотненной реальности, которой оно обладает».

Отзвук знаменитых строк Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. / Я список кораблей прочел до середины» слышен в стихотворении Бодылева «Корабли Одиссея». Следуя русской поэтической традиции, поэт привносит в нее собственный голос, обусловленный личным интересом к мотивам античной маринистики:

 

КОРАБЛИ ОДИССЕЯ

 

Тень наклонённых столпов Геркулеса, сколком бутылочным блещет вода. Тычутся в берег, к утёсам отвесным растерявшихся греков суда. Путь замышляли к таинственной Фуле, к царству туманному зыбких теней. Только буря рассеяла и развернула список, перечень их кораблей. На бортах наросты от мидий, обрывки ветхих снастей. Лучше выбери Меотиду, незадачливый Одиссей. Здесь на кромке, краю Ойкумены рыжий суглинок берегов. И никто не слыхал о беглянке Елене. А Гомера прочли через двадцать веков.

 

Поэт Валерий Бодылев, живя в Одессе, захвачен морской стихией в ее сочетании с другими природными состояниями, аналогично тому, как идеи древнегреческих философов об основных элементах природы – огонь, воздух, вода, земля – сложились не без влияния морской спе- цифики античной Греции.

 

Ознакомиться с пдф-версией номера вы можете по ссылке:

http://promegalit.ru/modules/magazines/download.php?file=1501441081.pdf

 

К списку номеров журнала «ВЕЩЕСТВО» | К содержанию номера