АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Евгений Новичихин

Гражданские струны Игоря Лукьянова

 

 

С сожалением наблюдаю, как в современной отече­ственной поэзии — от одной стихотворной публикации к другой, от сборника к сборнику — падает градус граж­данственности, накал принадлежности автора к тем или иным мировоззренческим взглядам, внимания к общественной жизни, к проблемам своей страны.

Старые поэты, утверждав­шие в творчестве глубину своих устремлений и идеалов, уходят, молодые же гражданственно­сти, как правило, чураются и нередко смотрят на неё как бы свысока. Некрасовское «поэтом можешь ты не быть, но гражда­нином быть обязан» для многих из них — не более чем одно из нравоучений, надоедливых нотаций, которые опостылели ещё со школьной скамьи.

В этом смысле новая книга Игоря Лукьянова «Вечная быль» очень радует. Сын воен­ного летчика времен Великой Отечественной, автор хорошо помнит, кто он и чей:

 

Я впишусь в любые повороты,

Скорость рассчитав

                       один в один.

Ведь во мне с рожденья

                      кровь пилота,

В сорок пятом

                     бравшего Берлин.

 

Оглядываясь в прошлое, поэт с благодарностью вспоми­нает и тех, кто, возвратившись с войны, давал уроки чести и совести только-только всту­пающим в жизнь:

 

Благодарю судьбу

                     за юность,

Где, далеко не старики,

Гражданские будили струны

Учителя-фронтовики.

 

Совесть для Игоря Лукья­нова не только важное нрав­ственное понятие, но и «божий дар», который кого-то может спасти, а кому-то просто не­ведом. Таков же для него и дар добра, который тоже «от Бога, а не мудрости законов».

Поэт понимает, что «ни Дан­те, ни Шекспир, ни Пушкин, ни Есенин не изменили мир», что зло продолжает творить свои черные дела. Но он снова и снова обличает «воров и скомо­рохов», у которых «честность — не в чести», «обладателей вилл и дворцов», ничего не стоящих «пред бездомьем до смерти есенинским, пред хиба­рой, где кончил Рубцов», и тех, «кто предает из-за «тельца» Россию».

Хорошо известно, что рядом с совестливостью всегда идет чувство вины — даже если че­ловек ни в чем не виноват. Об этом когда-то хорошо сказал Твардовский: «...и все же, все же, все же...» Особенно отчетливо видится это чувство вот в этих строчках рецензируемой книги:

 

Поэты —

Сыновья

Отцов Победы.

И славы,

И таланта

Разный груз.

Но всем нам

общим памятником будет

предательством

разрушенный Союз.

 

При этом автор книги не делит Россию на белых и крас­ных: «примирили года». Для него она, Россия, делится по другой черте: кто-то по эту, а кто-то «по ту сторону русской души, по ту сторону русского сердца».

Не люблю смешения жанров в одной книге, но вынужден признать, что небольшой про­заический раздел «Вечной были» хорошо вписывается в общую тональность издания. В центре мыслей Игоря Лукьяно­ва о религиозно-православном сборнике «Алтари Победы», его заметок о поэтах фронто­вого поколения, воспоминаний о литературных учителях Вла­димире Гордейчеве и Геннадии Луткове — патриотизм, госу­дарственность, гражданствен­ность. По мнению Лукьянова, «без этих качеств — нет настоя­щей поэзии».

 

К списку номеров журнала «Приокские зори» | К содержанию номера