Дмитрий Соснов

«Искрись стихами, юная душа! Искрись, прошу, пожалуйста, не гасни!»

Литературные фестивали и конкурсы, в которых участвует молодёжь, всегда являлись неотъёмлемой частью литературной жизни. Я вспоминаю, к примеру, фестиваль «Это – мы»! Проходил он в разных местах, но мне особенно запомнилось выступление в конференц-зале ОГОНБ имени Пушкина в 2002 году…Торжественная атмосфера зала, горящие глаза слушателей, громкие аплодисменты, так необходимые тем, кто выступает впервые…Но главное в этих мероприятиях – непосредственное общение авторов, когда люди узнают, кто и что читал, почему выбирает тот или иной литературный стиль, манеру выступления, а потом, как правило, форму издания и даже название первой и последующих книг…

Поэтому фестиваль детско-юношеского творчества «Искрись стихами, моя юная душа!», уже три года проводимый Омским Библиотечным техникумом (за понимающую позицию в этом отношении стоит сказать большое спасибо его директору Зорине Николаевне Берковской и всему коллективу этого учебного заведения), – немаловажное явление омского литературного процесса, продолжающее славную литературную традицию живого авторского общения с читателями.

Как писал в своё время Илья Сельвинский, «читатель почувствовал боль своего поэта». Он имел в виду ободряющее письмо читателя в то время, когда поэта не печатали по соображениям цензурного характера. Сейчас возникла несколько другая проблема – литература перекочевала в сеть Интернета. В интернет-пространство стала выбрасываться порой откровенная грязь, пошлость, или, говоря проще, графомания… Обычно проведению фестивалей подобного рода предшествует представление рукописей участников составу жюри, в ходе которого подобная низкопробщина отсеивается, а результат голосования зависит и от качества стиха, и от умения преподнести его на публику…Второе даётся обычно не сразу. Вспоминается, что в своё время я, студент юрфака ОМГУ, проиграл поэтическую дуэль сопернику из-за неумения хорошо прочесть стихи. Его стихи были явно слабее, но читал он их уверенно, и в итоге победил… А через два года на другом мероприятии подобного рода произошла обратная ситуация – прочитал стихи о любви, окрылённый настоящим чувством, и публика отдала свои симпатии мне. К счастью, тогда в учебных заведениях было немало энтузиастов, просто любящих творчество и продвигающих его бесплатно…

Увы, бессребреники сейчас не в моде. Жаль, что люди такого сорта, золотой запас нации и любого государства, порой влачат жалкое существование, не в силах угнаться за техническим прогрессом. Выступать вживую со стихами непосредственно или, скажем, со стихами, положенными на музыку, сейчас вроде как невыгодно… Но только слово, наполненное живым чувством, порождает живую реакцию читателя или слушателя. Конечно, можно воспользоваться интернетовскими смайликами, но тепло человеческой речи ими не передашь…

Поэтому стоит особо поблагодарить видных омских писателей, члена Союза российских писателей Сергея Денисенко и члена Союза писателей России, руководителя молодёжного ЛИТО Марину Безденежных, нашедших время для работы в жюри этого конкурса! В наше время, заполненное отнюдь не литературными делами, это отнюдь не просто!

Поэтому я ратую всей силой своей души за продолжение живого творческого общения, живых творческих выступлений, благодаря которым происходит передача творческого опыта от одного литературного поколения другому! Пусть продолжаются такие мероприятия, продолжают выходить в свет такие издания, как альманах «Менестрель», литературный тандем «Тарские ворота» и «Иртышь-Омь», и ежемесячный журнал «Литературный Ковчег», который, кстати, является школой литературного мастерства, для тех, кто приходит в литературу!

Да, Слово – это Бог! И пусть оно будет живым и чистым!

 

Дмитрий Соснов,

член редколлегии журнала «Менестрель»,

менеджер по связям с общественностью журналов

«Тарские ворота» и «Иртышъ-Омь»,

заместитель главного редактора журнала

 «Литературный Ковчег».

 

 

 

СТИХИ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ

 

ГОРГУЛЕНКО Ольга

 

ЗВОНОК

 

– Что бы вы не искали,

Вы нашли не тот адрес,

Вам дали не тот телефон, –

Знакомый голос сделал короткую паузу, –

Вы ошиблись, попав не в тот дом.

– Хорошо, большое спасибо, жаль, что попал

не туда,

Может, вы знаете, в какую квартиру позвонить и когда?

Я хотел лишь сказать, что нынче погода ужасная, не люблю гром и грозу,

Прячусь в подушках, как маленький,

В самом тёмном углу.

А вчера, встретил старого друга,

Он опьянённый нёсся на всех скоростях,

Куда и зачем, я так и не понял,

Может, его жена на сносях.

Потом купил пакет «попкорна» –

Покормил воробья,

Отчего-то стало одиноко, позорно,

Вернулся домой не спеша.

Включил свет, открыл холодильник,

Там только йогурт и майонез,

Сел на диван, постучала соседка,

Вышел, зашёл, испытал стресс.

Пожалел, что не имею собаки,

Потому что некого обнимать.

Наверное, с ней я мог бы даже в бараке,

Жить, смешить, удивлять.

Знаете, а я спать разучился,

Сердцу видятся дали иные…

Классик сказал: «И эти губы, и глаза зелёные»,

А я тут понял, нет, голубые.

Представляете, я набрал номер,

Распивая пресный по-летнему чай,

Наступив всем чертям на голову,

Чтобы сказать два слова:

«Не уезжай...»

По ту сторону стучало молчание,

Я слышал лишь оживший перрон,

Знакомый голос, надломившись, ответил:

– Вы ошиблись, забудьте мой телефон.

 

СЮНИКАЕВА Зинаида

 

Метро

 

Хочется чуда. Хотя бы йогурт.

Я не буду просить уже о стране.

Люди порой и хотеть не могут, –

Я мечтаю. Я этим рада вполне.

 

Пуд потерпевших, погрязших в лоске;

Как и все – я до центра. Автобус. Билет.

Так же хочу в предосеннем Омске

Затеряться в метро... которого нет...

 

Там, у подземки, стоят подростки

И добром раздают карманный восторг

Всем потерпевшим, погрязшим в лоске:

Кому – горсть, а кому – огромный кусок...

 

И не боятся, что я зачем-то

Заберу из карманов больше других.

Я захватила щепотку света;

Мне хватило на чудо – серый, но стих.

 

Это получше, чем йогурт с витрины,

Хоть масштабом не больше карты Мали.

Пусть и наивны, и примитивны,

Но за то от души и лично мои.

 

Ну, а подростки стоят у входа

И тихонько прохожим радость дают.

Их озорство – не табак. Не мода.

Ты постой. Посмотри. Ребята поют.

 

 

ВОЛИК Юлия

 

«Как приятно вместе засыпать…»

 

Как приятно вместе засыпать,

Знать, что утром вновь тебя увижу,

Обниму и твой поймаю взгляд,

И любимый голос вновь услышу.

 

Кофе крепкий нам с тобой сварить,

Вечером тебе готовить ужин,

Крепко-крепко так тебя любить –

Больше мне никто не нужен.

 

Нужно только мне твое тепло,

Чтобы обнимал меня покрепче.

Если станет вдруг в душе темно,

Ты прижми к себе, и снова станет легче.

 

Это счастье – быть с тобой вдвоём!

Вместе навсегда, как пишут в книгах.

Крепкая семья и тёплый дом… –

Будет всё у нас, как в самых лучших фильмах!

 

 

АКУЛОВА Анастасия

 

Ссора

 

Сжимает горло горечь, как оковы,

Душа кричит беззвучно в пустоту.

На те же грабли наступила снова,

Пересекла незримую черту.

 

И рада бы сказать: «Я не жалею» –

И гордо вскинуть голову опять.

И рада бы забыть, но не умею.

Обида не даёт тебя понять.

 

И рада б крикнуть вслед: «Ты мне не нужен!»

И снова стать холодною зимой.

Но знаю – без тебя жизнь будет хуже.

Любимой быть хочу – но лишь тобой...

 

КУЗНИЦЫНА Олеся

 

* * *

 

Смотри на мир глазами кошки,

И ты увидишь яркий свет,

Бегущую сквозь лес дорожку,

В окне движение планет.

 

Увидишь чистое ты небо,

Услышишь щебет райских птиц,

Но где бы ты сегодня не был –

Не смей смыкать своих ресниц.

 

Смотри на мир глазами зверя,

Услышь немую тишину,

Гляди, глазам своим не веря,

На след, ведущий в пустоту.

 

Увязни в липкой паутине

И измарай ладонь в крови.

Услышав хриплый крик скотины –

Не закрывай глаза, смотри.

 

Раскрой глаза свои пошире

И обостри свой чуткий слух.

Всё, что творится в этом мире,

Не сломит твой железный дух.

 

Коснись на миг мелодий нити,

На вкус попробуй сладость грёз

И высеки свой путь в граните

Под шелест серебристых звёзд.

 

К списку номеров журнала «МЕНЕСТРЕЛЬ» | К содержанию номера