Наталия Черных

СУБКУЛЬТУРА 1,2.3. Этюд




Не только о поэзии. Чем далее, тем более убеждаюсь, что современное поэтическое сообщество - субкультура. Конгломерат субкультур: уральская, питерская, сибирская - далее со всеми остановками. Силлаботоническая, верлибрическая, концептуальная, постконцептуальная, московская, провинциальная. В каждой соблюдаются основные принципы субкультуры: жесткая иерархия, авторитеты, фракции, символика, язык. Но почему субкультура - обязательно плохо. Субкультура - этнос. Тем она и ценна. Адепты субкультуры - народ, обладающий своим  языком и своими традициями.

Когда рушится культура - субкультура сохраняется. Возможно, за счёт жёсткой оболочки, непроницаемый как для интеллектуалов, так и для люмпенов. В конце восьмидесятых было особенно заметно, как здание культуры осело и вдруг, в какую-то пару лет, стало аварийным, а флигель субкультуры крепок и охраняется даже сейчас. Под его кровом возникли новые популяции. В этой среде, как и полагается, есть свои авторитеты, свои легенды и свой мартиролог.

Ещё живые представители конца восьмидесятых в новом мире чувствуют себя вполне комфортно: созданный ими кров надёжно защищает от нынешнего метеоритного дождя. Но мартиролог есть мартиролог. Почти все, кто был достоин внимания культуры, и кого она могла бы принять как семя - ради ребёнка - ушли. Нынешних двадцатилетних мало привлекает клич "умереть молодым". Ибо их приятели действительно умирают молодыми, и отнюдь не так, как мои ровесники, чьи смерти почти всегда можно считать поступком. А просто умирают: от передоза, от отравления, от случайного удара. И тем не менее, субкультуре системы в нынешнем мире место есть. Однако отношение к ней неоднозначное.

Наблюдаю больше смешных попыток реанимации, чем явлений органичной связи. Атмосфера ушла, мир наполнился другой. Новая располагает к более мягким, приспособленческим нормам поведения и письма, но так получилось. И однако поэтическая субкультура создана. Без основы её не получилось бы. И основа эта - отнюдь не то, что принято называть неподцензурной литературой. Возникшая в девяностые и мешающая жить - всем и вся - пена разного оттенка отечественных СМИ прекрасно поглощает достижения субкультурной системы. Но только те, которые могут так или иначе подтвердить её тенденции. То есть, профанные. Значит, остаются – явления СМИ не подлежащие. Однозначной оценки им быть не может. Критерий: известен – значит талантлив, не подходит. В субкультурах чрезвычайно много известных людей, но они известны только в субкультурах. Мне хочется найти такую точку зрения, чтобы о явлениях субкультуры услышали за её пределами, и мне всё равно, что это будет неприятно: и тем, кто снаружи, и тем, кто внутри. Мне хочется снять границы формата. Потому что по сути – формата нет. Есть явление, и оно заслуживает внимания. А за оценками дело не станет.

К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера