Дмитрий Овчинников

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Родился в Риге (Латвия) в 1990 г. В начале 1990-х переехал с семьей в Россию, в Новосибирск. Окончил Сибирскую академию государственной службы. Пишет стихи, рассказы, публицистические статьи. В журнале «Кольцо А» публикуется впервые.

 

 

 

Искусство как вид творческой деятельности человека издавна занимало особое место в его жизни. Именно с помощью искусства как средства отражения действительности он познавал окружающий мир, развивал свое сознание, а также передавал свои знания следующим поколениям – сначала в изобразительной форме, а затем, с появлением письменности, и в виде словесных описаний. Известно, что искусство родилось в глубокой древности из процесса труда людей, и причиной его возникновения было их стремление к организации своего трудового опыта в словесных и других знаковых, символических формах. С течением времени непрерывно совершенствовались средства, методы создания художественных произведений, возникали новые технологии и даже новые виды искусства. Это было связано с общим развитием человеческой цивилизации, прогрессом науки и техники. Но неизменной оставалась сущность искусства, его главное назначение – эмоциональное воздействие на человека с целью вызвать ответную реакцию, не оставить его равнодушным.

По своей сути искусство имеет эстетический характер. Эстетичность – это способность пробудить чувство красоты, принести художественное наслаждение. Она является неотъемлемым свойством искусства, его сущностной основой. Ведь его главная задача – вызвать у человека заинтересованную эмоционально-личную реакцию, затронуть его душу. Художественные произведения нельзя воспринимать спокойно, холодно, исключительно на сознательно-рациональном уровне. Их отличительная черта заключается в том, что они влияют на чувственную сферу человеческого сознания, в них преобладает не объективная, а субъективная сторона. Ни одно художественное произведение не имеет однозначной интерпретации, оно не содержит в себе абсолютной истины. Каждый человек, в соответствии со своим жизненным опытом, степенью эмоциональной восприимчивости видит в том или ином произведении что-то своё, причём зачастую то, что в него изначально не вкладывалось его создателем.

Обычно в искусствоведческой литературе выделяют несколько основных функций искусства. Кроме собственно эстетической, это познавательная, оценочная и функция самовыражения. Особое значение эстетической функции объясняется тем, что без нее невозможно выполнение других функций, которые также, каждая по-своему, играют очень важную роль.

Искусство издревле исполняло функцию важного социального явления, было не только видом деятельности отдельных персоналий, оторванным от повседневной жизни миллионов простых людей, но непосредственно касалось этой жизни, влияло на неё. Искусство, в частности и прежде всего литература, не только отражало окружающую действительность, чутко улавливая актуальные тенденции общественной жизни, но и само создавало повестку дня, формировало сознание людей, задавало тенденции общественного развития. Классический пример этого – великая русская литература XIX века. В то время выдающиеся русские писатели были настоящими властителями дум общества, прежде всего молодежи, которая училась на этих произведениях, из них узнавала жизнь, брала примеры для подражания в лице различных литературных героев, которые олицетворяли определенные характерные типы эпохи.

В то же время большое социальное значение искусства обусловливало его обличительную силу. На это обращал внимание Н.Г. Чернышевский, который писал, что «художественные произведения могут иметь значение приговора явлениям жизни». В значительной мере этот тезис был отражением взглядов так называемого реалистического направления в литературе, представители которого считали, что искусство, помимо своей эстетической сути, должно служить определенным утилитарным целям, нести в себе некий идеологический посыл, реагировать на явления жизни, разоблачать пороки окружающей действительности. М. Горький отмечал, что «искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличивать плохое, чтобы оно вызывало отвращение». То есть искусство здесь видится своеобразной лупой, которая, будто солнечные лучи, вбирает в себя, аккумулирует социальную энергию, представляет действительные факты жизни в преувеличенном, даже гипертрофированном виде, чтобы ярче донести до потребителя художественного произведения ту или иную художественную идею. Она может заключаться в том, чтобы вызвать у человека положительные чувства, любование красотой природы или человеческих образов, а может, наоборот, преследовать цель добиться неприязненного отношения, чувства негодования и отвращения. Насколько эти цели будут достигнуты, зависит от мастерства создателя, точности и талантливости примененных им художественных средств. Ведь, как писал тот же Горький, «героическое дело требует героического слова». Писатель имеет дело со словом, которое является его главным инструментом. Но очень часто получается так, что этот инструмент выдает фальшивый звук, который не доходит до адресата. Впрочем, далеко не всегда в этом смысле все зависит от автора. Как в свое время справедливо заметил великий российский поэт Ф.И.Тютчев, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». Здесь требуется довольно редкое сочетание таланта и удачи, которое выпадает на долю отнюдь не каждого человека. В любом случае, если писатель не сумеет найти наиболее яркие и увлекательные художественные средства для выражения мыслей, которые он намеревался вложить в своё произведение, они не получат отклика в сердце читателя, даже если в произведении были подняты какие-то интересные и злободневные темы.

Но все это в основном осталось в прошлом, потеряло актуальность в наших сегодняшних условиях. Сегодня можно констатировать, что искусство утратило большинство своих прежних функций, и в целом изменилась его роль в общественной жизни. Можно выделить несколько взаимосвязанных факторов, которые опосредуют подобное состояние дел:

1) существенное ускорение темпа жизни, в связи с чем у современного человека просто нет времени на восприятие серьезного искусства, рефлексию над вечными вопросами бытия; он отдает предпочтение развлекательным способам времяпрепровождения, ищет легких удовольствий и быстрых впечатлений;

2) общая коммерциализация почти всех сфер нашей современной жизни, что очень пагубно отразилось на искусстве, которое также в сегодняшних реалиях превратилось в обычный рыночный товар, существующий по жестким рыночным законам.

Последний фактор привел к замещению, например, настоящей литературы беллетристикой, которая отличается очень низкими художественными качествами, но полностью отвечает потребностям рынка, пользуется огромным спросом. В результате, сейчас, пожалуй, почти невозможно встретить высококачественное художественное произведение, которое удовлетворяет всем главным критериям настоящего искусства. Такие произведения сегодня – скорее исключение из правил, отклонение от современной нормы.

Понятно, что массовая и элитарная культура так или иначе сосуществовали всегда. Массовый читатель всегда в большей степени ориентировался на беллетристику, но и высокая, настоящая художественная литература всегда находила своих ценителей. Другое дело, что сегодня коммерческая составляющая, которая имела место и в прежние эпохи, приобрела гипертрофированный масштаб, да и само литературное творчество, подчас мало отличимое от графомании, стало доступно огромному количеству людей, тогда как прежде было уделом относительно узкого круга образованного населения. В творчестве неприменим знаменитый гегелевский закон о переходе количества в качество, тут действуют совсем иные механизмы и закономерности. Сегодня мы зачастую имеем дело с подменой понятий, размыванием граней между подлинной литературой с большой буквы и её суррогатами. В результате сегодня книжные полки заполнены разнообразной литературной продукцией, которую в массе своей можно уподобить «словесной руде», если пользоваться терминологией Владимира Маяковского. Подлинных жемчужин же, к сожалению, не так много.

Понятно, что современные книгоиздательства, являющиеся коммерческими организациями, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а не на заботу о духовном развитии общества и его нравственном совершенствовании. Они руководствуются принципом apres nous le deluge, и, в общем-то, по-своему их можно понять – законы рынка диктуют свои правила. Просто бизнес, ничего личного. Но при таком раскладе в проигрыше остаются писатели, создающие подлинное искусство, и читатели, ценящие именно такое искусство.

Нельзя не обратить внимания на еще один, не менее важный фактор. Дело в том, что за последние годы произошло очень существенное, даже революционное событие – изменился способ восприятия человеком окружающей действительности. Если раньше слово было основным носителем информации, на основании которого у человека создавалась картина мира, то сегодня его место занял образ. Говоря по-научному, сегодня мы наблюдаем преимущество визуального ряда над вербальным. У современного человека уже сформировалось клиповое мышление, что особенно ярко заметно у молодого поколения, которое получает подавляющее большинство информации из телевизора и интернета, в то время как ранее главными источниками информации были книги и газеты.

Подытоживая, можно сказать, что сегодня функции искусства свелись к развлечению и эмоциональной разрядке человека, который в повседневной жизни испытывает очень сильные физические и умственные перегрузки. Пока трудно делать какие-то окончательные выводы относительно дальнейшей судьбы искусства и его роли в обществе. Здесь гораздо больше вопросов, чем ответов. Очевидно, что это серьёзная проблема, на которую нельзя закрывать глаза. Нынешнее положение вещей, несомненно, весьма тягостно для многих деятелей высокого искусства, которые, будучи не в силах изменить ситуацию, вынуждены принимать правила игры и творить в нынешних не слишком благоприятных условиях. Популяризация и развитие искусства во всех его формах должно стать приоритетной государственной задачей, делом всего общества. Условия жизни меняются, что требует изменения способов осуществления художественной деятельности, поиска новых форм воздействия на людей. Поэтому сегодня искусство занято не столько просветительскими и образовательными проблемами, сколько вопросом поиска наиболее эффективных форм своего существования. Возможно, решив эту экзистенциальную задачу, оно, в конце концов, вернется к своим исходным функциям. По крайней мере, остается только надеяться на это.