АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Станислав Айдинян

Александр Карпенко, «Сквозь пространство»


Александр Карпенко, «Сквозь пространство»
М.: «Вест-Консалтинг», 2015


Александр Карпенко принадлежит к вечной плеяде «внешкольных» самородков, лириков, которые изредка появляются в русской и мировой литературах каждый раз как самостоятельное, сильное и искреннее явление. Еще в 1991 году в своей ранней книге «Третья сторона медали» он в предисловии писал — «Несмотря на маленький объем, перед вами, в сущности, роман в стихах с тремя действующими лицами: Богом, Дьяволом и Человеком. Впрочем, особо проницательный читатель может догадаться, что все это игра воображения, и что героев на самом деле не трое, а двое». Но вот кто эти двое? Бог и поэт, как в первом же стихотворении той книги?.. Порою — так, а порою перед нами иная дуальность — на одной чашек весов сам Поэт, на другой — Жизнь, как — «навьи чары чужих отражений»… Прошло много лет и к 2015-му году, уже в другом столетии, Александр создал другой, конечно, поэтически более зрелый сборник, назвав его «Сквозь пространство». «Проницательному читателю» вполне может снова показаться, что перед ним — «роман в стихах», но уже более определенной, лирически заданной автором темы. Однако составителем книги заявлен не Александр Карпенко, а художник-график Елена Краснощёкова, снабдившая избранные стихотворения своими женственными, сказочными иллюстрациями. И вся книга — «посвящается супруге, художнику, поэту Краснощёковой Елене»… Казалось бы, тут пора и закрыть страницы, вспомнив многим памятную историю, ту, где грузинский поэт Иосиф Джугашвили, когда уже стал Иосифом Сталиным, так сказал о сборнике стихов Константина Симонова, посвященном жене, Валентине Серовой: «Эту книгу надо было издать в двух экземплярах, один для него, другой для нее!»… Вождя не устроила интимность страниц, на которые легла тень чужой любви… У Александра Карпенко и Елены Краснощёковой — другая история. Их любовь, вольно и невольно ставшая темой книги, сотканной из сложных мотивов, предстает в прихотливых и многообразных «отнесениях» ко граду и миру. Вот они, лирические герои, которых по большому счету двое, гуляют под полногласными колоколами, а над ними облака ищут «немыслимые формы», и в гуле колоколов слышима для них «благая весть», — мы догадываемся, что так поэтом зашифрован «благовест», — колокола повенчали их!..
Таковы поэтика и поэтичность Александра Карпенко. Он порой овладевает самой стихией поэзии, естественно создает стихотворный объем, в котором живут его образы и метафоры и стремится к завершению ход его смыслов. Александр из тех, для кого жизнь — живой, бывает, что и духовный, или трагический, повод для поэзии. Там, где явлены духовные мотивы, появляется и афористичность, — «Свято верю в Единую Троицу,/ Три цветка на одном стебельке» — вот кристальная простота в высокой проявленности!.. В стихотворении «Я слышал хор в небесной вышине…» — в нем поэт восхищен до мира ангельского, где звучит пение «влюбленных» звуков в небесных сферах, он уже покинул свое тело, его охватывает покой, и ему становится — «жалко жизнь мою земную»… Лексика становится архаично возвышенной, — появляются и «чертоги мысли»… И даже в такой вышине он зовет Ее, ее Мелодию, ее звук, тот, «…что нам нельзя услышать». Речь идет о ритмико-музыкальной тайне каждого земного «я», которые свыше сопрягает только Любовь… Музыка непременно присутствует между героями и может стать даже мучительной — «…Соучастница мыслей и болей,/ Ты не мучь беспрестанно меня/ Сладкозвучным журчаньем бемолей!». Потом апокрифически говорится, что трагический Бог ищет людей, и люди ищут Бога…
И просто, очень просто всепроникающая книгу тема любви звучит в стихотворении «Какая в мире тишина…», которое завершается так — «…два сердца,/ но душа — одна».
Крылатым шелестом двух любящих душ проникнута новая книга Александра Карпенко «Сквозь пространство», чьим страницам негромко и бережно аккомпанируют графические листы Елены Краснощёковой.

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера