Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Алексей ВарламовОб авторе: Род. в Москве. Окончил филол. ф-т МГУ (1985). Кандидат филол. наук... >>> |
Натан ЗлотниковОб авторе: Могила Злотникова на Введенском кладбище Москвы. Окончил... >>> |
Андрей ЛинкимасОб авторе: Родился в 1962 г. в Белогорске Амурской области. Член Союза писателей... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Борис ВольфсонТочка возврата. СтихотворенияМАРТ
На востоке светлеет, но покамест слегка. И томится, и млеет, просыпаясь, река.
Снег ныряет с разбега, и на сизой волне хлопья белого снега – как ракушки на дне.
Зимней спячки осколки – льдин плавучий погост. Шепотки, кривотолки наплывают на мост.
Я понять эти речи не смогу наяву. Сам, как в спячке, навстречу серым льдинам плыву.
Пусть условно движенье, вечен мой недолёт, – сам стрела, сам мишень я, птица, вмёрзшая в лёд.
Но когда моя стая пролетит по лучу, я очнусь, я оттаю и за ней полечу.
ЯЗЫЧНИК
Это было, когда оглушённый твореньем, я, как столб соляной, замирал на дороге, полагая, что куст и ручей – это боги, и искал покровительства их со смиреньем. Купол неба вздымался божественной твердью, бог травы, щекоча, зеленел под ногами. Я старался поладить с земными богами, приобщаясь, как мог, к их простому бессмертью.
Но пределы назначив для зренья и слуха, мне однажды мой мир показался острогом. И тогда я прельстился невидимым богом, сотворившим пространство и время для духа.
Их тащили в телеге крылатые клячи, попирая копытами звёздные комья. Но с законами оптики не был знаком я и не знал, что невидимый – значит незрячий.
Все мои построения зыбки и шатки, и вниманье привлечь мне решительно нечем. Я невидимым богом не мог быть замечен, отраженьем не став на бесцветной сетчатке.
Я напрасно запасся бочонком елея, дар любви не оформил он актом даренья. То ли дело ручей, и трава, и деревья… Возвращаюсь в язычество – там мне теплее.
Там душа моя больше не значится в нетях, – ветерок заболтался с листвой простодушно, и небесная твердь голубеет воздушно, и плывут облака на серебряных нитях.
И когда я умру, в безымянную бездну я не рухну, а просто смешаюсь с землёю, и травою взойду, и дождями омою молодую траву, и зарёю воскресну.
Я сольюсь с бесконечной живой круговертью – в этом сонме богов раствориться легко мне – и, быть может, забуду, а может, припомню, как дышал, и любил, и смеялся над смертью.
ГАЛЬКА
Единые в своем многообразьи и столь разнообразные в единстве, совместно образующие берег и дно – в объединяющем несходстве,
обкатанные морем за столетья, утратившие острые углы и всё же сохранившие отдельность, свой собственный характер, уникальность,
различие размеров и окраски, и тяжесть, и особенности формы, всего сильней заметные у кромки прибоя. В этом главный парадокс:
их крапчатость, пятнистость, полосатость, полупрозрачность, дымчатость и яркость – всё то, что волны сгладить не сумели, они же помогают проявить.
Подбрасываю гальку на ладони, пытаясь разобраться, что же это: песчинка бытия в безликой массе или тот самый философский камень, в котором смысл и тайна мирозданья, краеугольный камень, перл творенья?
Ответа нет. Секрет не раскрывая, прибой бормочет глухо и невнятно…
И осознав, что рисковать не вправе, исполненный похвального смиренья, кладу я гальку бережно на место, чтоб равновесье в мире сохранить.
ТОЧКА ВОЗВРАТА
он разрезал её пополам, будто скальпель, обнаружив, что капля содержит внутри пару точно таких же уменьшенных капель.
превратившись в две линзы у острого края, эти капли, сползая по стенкам листа, в свой черёд препарируют их, преломляя.
пониманье единства разъятой природы. Но шлифует две капли седой Левенгук, как когда-то Гораций латинские оды.
винт подкрутит, с огнём неофита во взоре изучая бесчисленных рыбок-амёб и морские сраженья галер-инфузорий.
и спешит разобраться во всём понемногу. Остальное потом разъяснит Пикассо, сам идущий порой за советом к Ван Гогу.
порождая научные свары и споры: Гейзенбергу учиться советует Борн, нет конца разногласьям Эйнштейна и Бора.
молодого вина – чтоб до самого края – и сквозь призму стакана беспечно следи, как две капли скользят, на краю замирая. Влажный след повторяет листа кривизну – знак вопроса, незнания нашего знак ли – с точкой там, где сливаются снова в одну отразившие небо бездонные капли.
2. по слову или же из слова. Слова истёрлись как основа почти распавшихся времён.
везёт в безмолвие изгнанья слова и знаки препинанья сомнамбулический шофёр.
скорее – несколько рассеян, но твёрдо помнит, что на север доставить должен этот груз.
в край пауз, вздохов, междометий он, как рыбак с тяжёлой сетью, угрюмо тащит свой улов.
он, всё ещё владея речью, теряет сущность человечью близ абсолютного нуля.
и Бог над ним не безобиден, и мир безлюден и безвиден, поскольку снова безъязык.
в конце измятого листочка. И лишь любовь горит, как точка, с которой вновь начнётся мир.
3. Мы говорим: «По логике вещей». Но где же тот профессор кислых щей, который нам покажет эти вещи – да так, чтобы иные знатоки, вкусив с утра лекарство от тоски, не восклицали: «Он опять клевещет!»?
А с логикой у нас совсем беда: мы плохо различаем «нет» и «да», не признаём «быть может» и «как будто», и суеверье верою зовём, и третий нужен нам, когда вдвоём – побыть вдвоём нам выпала минута.
Но – «терциум нон датур»* – не дано нам третьего дождаться: он давно с двумя другими осушает тару: один – Отец, другой – бесплотный Дух, а наш – Сынок – моложе этих двух, но тоже не дурак хлебнуть нектару.
А с пьяных глаз двоится естество, троится, переходит в вещество энергия отчаянного зова. Но остывает вещь, теряя вид, и буквы покидают алфавит, и точка там, где раньше было Слово.
Проснёмся на рассвете: голова ещё бастует, но слова, слова всплывают в ней и, резкость обретая, с души похмельной сбрасывают гнёт. А Третий нашу точку зачеркнёт: «Не бойтесь, – скажет, – это запятая».
* Tertium non datur (лат.) – принцип формальной логики, утверждающий, что всякое суждение или истинно, или ложно, третьего не дано (закон исключённого третьего).
ПРОЩАНИЕ С ВЕЧНОСТЬЮ
Мёртвые славы не имут и сраму. В райском садочке на отдыхе дачном, вставлены в вечность, как в пыльную раму, сами они абсолютно прозрачны.
Сами они невесомы, бесстрастны, кротки, беспечны, легки, беззаботны и к отшумевшим страстям непричастны, ибо бездушны, поскольку бесплотны.
Я б отослал свою душу в конверте к Богу, когда бы она захотела. Но не к лицу дармовое бессмертье ей, эманации бренного тела.
В райском ГАИ не отмечу права я. Вечность покинув, как доску почёта, бьётся душа моя, жилка живая, платит исправно по каждому счёту.
БРЮГГЕ
Эта лепка и этот ажур, зелень статуй и золото залов... Витражей отражённый пожар гаснет в сумраке сонных каналов.
Безопасный, за давностью лет ты забыл про кровавые бучи. Лишь готический храм, как стилет, протыкает свинцовые тучи.
Языками владея едва, я тебя как учебник листаю… Город Брюгге, плети кружева и корми лебединую стаю.
Как учил Симон Стевин, столбцом умножай десятичные дроби и торгуй понемногу лицом, в рассужденьи о сытой утробе.
Я тебя не прошу о любви, как награду приму твое братство и усвою уроки твои, если только смогу разобраться.
Я еще осознал не вполне, что досталась мне в жизни удача: белый лебедь на серой волне, город Брюгге – как с вечности сдача.
ЕГИПТЯНИН
Я жил на берегу большой реки и наблюдал, как каждый день устало катился диск из жёлтого металла и погружался в чёрные пески.
Ночь наступала, и пчелиный рой, искатель галактического мёда, осваивал пространство небосвода и забавлялся звёздною игрой.
Я музыку светил не различал, но, восхищаясь их ночным узором, задолго до Евклида с Пифагором предчувствовал гармонию «Начал».
Кем был я? Лишь рабочим муравьём, безропотным, одним из миллиона. Мы строили гробницу фараона – его бессмертья нерушимый дом.
За день устав не меньше, чем Амон, который опускался в Нил, краснея, мечтал не о бессмертьи, а о сне я, но краток был мой беспокойный сон.
Мне снились камни – груды глыб и скал, и пирамида как венец творенья, и колесо, чтобы уменьшить тренье… Но днём я об открытьи забывал.
Прошли века. Теперь я – блеск зарниц, туман над Нилом, серый прах откоса. Во мне свой след оставили колёса бесчисленных машин и колесниц.
Но я живу как вечный Агасфер, смысл жизни обретя и назначенье в осуществлённом принципе каченья и в музыке непостижимых сфер.
ЧЕРНОМОРСКОЕ
Снова на круги своя, как на место преступленья, возвращаюсь жалкой тенью, чтобы крикнуть: «Это я!»
Не узнаю старой боли, ничего не скажут мне запах йода, привкус соли, клочья ваты на волне.
Пусть по щучьему веленью боль стихает не спеша и целительною ленью наполняется душа.
Но в аптечном антураже наркотического дня с ощущеньем давней кражи я пойму: здесь нет меня.
Социально с тучей близок, как оптический мираж, я собой пополнил список незамеченных пропаж.
Пассажир любовной лодки, расколовшейся о быт, в черноморском околотке я сегодня позабыт.
Видно, с дыркою в кармане был курортный пиджачок. И меня на общем плане заменяет новичок.
Так что с прошлым рассчитайся: дебет с кредитом, актив… – Эй, фотограф, не старайся, не таращь свой объектив!
ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ
Наша жизнь – сплошной каток, тонкий мартовский ледок...
И на этом тонком льду, сколько Бог отпустит лет, совершаем, как в бреду, мы свой жизненный балет. Между «можно» и «нельзя», огибая полыньи, мы с тобой несём, скользя, души зябкие свои.
Под коньком искрит снежок, мелодичен ветра свист... Я скажу тебе, дружок, ты отличный фигурист.
Твой классический полёт завораживает взгляд. И сверкает синий лёд, отражая твой наряд.
Наша жизнь – сплошной каток. И конёк врезает след в замороженный поток пролетевших дней и лет.
Но назло шальной воде, застывающей в момент, мы станцуем па-де-де и сорвём аплодисмент.
МАРИНЕ
Ещё есть время, может быть, немного, но время есть. Потом его не будет. И мы начнём спешить и суетиться, и ничего, конечно же, не сможем вернуть и наверстать. Но это позже. Об этом беспокоиться нелепо сейчас, когда, в счастливом заблужденьи, мы верим, будто время есть, и нам дарованы беспечность и свобода транжирить время, пропускать сквозь пальцы, швырять на ветер, тратить, не жалея, на пустяки, догадываясь смутно, что вовсе не великие свершенья, а эти пустяки и мелочёвка, прожитые подробно и со вкусом, и есть, по сути дела, наша жизнь… Осенний вечер. Ты со мною рядом. Бубнит о чём-то радио. Компьютер и стопка непроверенных тетрадок заброшены. Я вырвался из круга и осознал, что этот вечер наш, и время есть, пускай совсем немного, но всё же есть, – чтобы любить друг друга, смотреть в глаза и на двоих дыханье, не думая о вечности, делить.
К списку номеров журнала «БЕЛЫЙ ВОРОН» | К содержанию номера |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |