Вячеслав Крыжановский

Стихотворения

* * *

Столб ты мой фонарный, железобетонный,

Сроду неспособный гнуться и качаться.

 

Всё-таки спрошу я, что же ты стоишь так:

Как-то неподвижно… слишком вертикально?

 

Или что увидел, или что услышал,

Или… ну, не знаю, — что-нибудь учуял?

 

Или что замыслил, — словно раб усталый,

Может быть, куда-то перебраться хочешь?

 

В дальнюю обитель, где покой и воля,

Где у Лукоморья дуб и леший бродит…

 

Сам себе кажусь я: то таким же дубом,

То рабом усталым, то котом учёным.

 

В городе огромном, сам себе не сторож,

Со столбом веду я мысленно беседу.

 

А вокруг: каштаны, ясени, берёзы,

Тополя, рябины, яблони и груши.

 

Там вон встретишь вербу, там сосну приметишь,

Лиственницы, тисы, буки и осины,

 

Клёны, вязы, липы, кедры, ели, пихты…

Нет же, до столба мне надо докопаться!

 

Грабы и орехи, туи и платаны

ивы и ракиты, черёмухи и ольха.

 

Столб ты мой случайный, столб шероховатый.

Ровный, вертикальный, железобетонный…

 

* * *

Раньше я думал, что настоящее время —

это как бы ось симметрии

между «раньше» и «потом».

Потом я так уже не думал.

 

Настоящее время, пожалуй, — ось

римских весов с противовесом,

где противовес сдвигается ближе и дальше

по рычагу, уравновешивая груз на чашке.

 

В Эрмитаже есть такие (зал № 127),

противовес сделан в виде головы юноши.

Художественная ценность бытового предмета

может быть интересна в контексте этого рассуждения

 

о настоящем времени.

 

* * *

вакансия поэта

            уже почти не опасная

            разве что напрасная по-прежнему ;)

и в наши дни

            каких-то мелких пакостей

            где места не найдёшь куда долбануть

            и пробы ставить некуда

не просто оставлена

а что называется присутствует в избытке

            на счастье сотен тысяч :D

            (впрочем пустое и не ближе)

 

и значит место это свято

            поскольку не пустует

            и кажется не пустовало никогда

            тому в истории примеров?

вот говорят ещё

что не место красит человека

            (ну и ещё что люби искусство в себе и т. д.)

добавим к этому лишь что

            уж тем более и не время его красит

и не время

 

 

* * *

 

Сам себя не похвалишь — никто тебя не похвалит.

Не процитирует в статье, не упомянет в обзоре.

На фестиваль не пригласит, не включит в сборник.

Не полюбит, не поцелует, не прижмёт к сердцу.

 

И пускай. Как говорится, не очень-то и хотелось.

И как ещё говорится, блажен муж иже не иде.

А также не ста и не седе. Будет он яко древо.

Ну а кого туда и не зовут, блажен паче.

 

Размышляю я день и ночь об этих законах.

Стараюсь не ходить, не стоять, не садиться рядом.

Кто занимает место, а кто — пространство и время.

Вот ещё стану я с современниками соревноваться!

 

Я лучше в баре буду — какой-нибудь там баристой.

Воробушком в этом птичнике петухов да кукушек.

Знаю я эту фишку. Выползет такой из табакерки.

И — мало того, что не похвалит.

 

* * *

 

Выходил за хлебом, сладким и яйцами; ещё дыню купил и арбуз.

Там, снаружи, уровень оцифровки, конечно, выше в десятки раз,

но нельзя, например, сохраняться; что, впрочем, скорее, плюс:

получается реалистичнее, что ли. Ну а тут у нас —

 

поселенцы на острове очередном. Жгу истощившиеся рудники.

Звенят молотки кузнецов, ослы с поклажей снуют вперёд и назад.

И поросята на свинофермах поворачивают пятачки

и моргают своими пикселями, с монитора глядя в глаза

 

 

* * *

 

у девочки бюст (и бюстгальтера лямочка на ключице)

солнечные очки макияж каблуки серьги пирсинг тату

мальчик же рядом ну ещё совсем зелёный как говорится

пацан пацаном хоть и тоже в очках и с мороженым и тот и та

 

пацан пацаном (хоть и тоже пирсинг) уши прыщи проводочки

плеера или что у них есть ещё там ленточка на рюкзачке

а девочка о девочка эх такую взял бы совсем не в дочки

а совсем бы даже наоборот и у обоих мороженое на палочке

 

и я проходящий не без улыбки мимо (и в очках ведь тоже)

красивый сорокатрёхлетний почти ещё не седой

(хотя с их-то точки зрения просто некий прохожий

взрослый дядька длинный такой в летней шляпе и бородой)

 

и после в тени на лавочке записывающий всё это

про мальчика и про девочку (особенно про неё)

как про в отсутствии печали просто проходящее лето

идущее мимо с мороженым сорок третье лето моё

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера