Михаил Богатов

ЛИТ.СРЕДА. САРАТОВ

Вместо того, чтобы давать краткую справку о публикуемых авторах или стихах (и то, и другое интересующийся читатель сможет без труда найти в Интернете), хотелось бы посвятить эти две страницы краткой характеристике даже не литературной, но поэтической жизни Саратова на данный момент. Место, с которого мне приходится говорить, не позволяет выносить каких-либо окончательных оценок (как и любое другое место), кроме того – оно (в своё время в 2005-м году) и было создано здесь нами самими. С официальными писательскими организациями, деятельностью министерства культуры по адресу литературной жизни (за редкими исключениями), а также с какими-либо федеральными программами эта характеристика никак не связана.

Проведённый в 2006-м году первый Всероссийский фестиваль поэзии “Дебют” (ныне переименованный в “Центр Весны”) привлёк, помимо приглашённых гостей, совершенно разделённых меж собой местных поэтов, представляющих те или иные объединения или же впервые, на свой страх и риск, желающих попробовать представить своё творчество. Часть пишущих полагала, что ничего, кроме известных им мелких сообществ, в городе больше нет. Общая площадка выявила много интересных особенностей нашей литжизни на 2005-й.  К слову сказать, создалась она тоже стихийно. Теперь можно сказать, что внутренними, собственными ресурсами организовать её даже по сию пору фактически невозможно. К сожалению, провинцию привлекает только столичное и заграничное. Только перед лицом Иного (как в гоголевских произведениях) местные междоусобные войны и обиды забываются – и мы готовы плечом к плечу внимать стихам Ольги Седаковой, Виталия Пуханова, Дмитрия Кузьмина, Николая Кононова, Кирилла Медведева, Андрея Родионова и многих других звёзд литжизни, посещавших наш фестиваль со дня его существования. Сами того не ведая, на наш первый фестиваль мы пригласили такой иногородний “десант”, который активизировал существующие сами по себе довольно долго, прежде и вновь зарождающиеся сообщества. Напомнили всем, что у нас существует свой “толстый” журнал “Волга” (главред – Анна Сафронова, редактор поэзии – Алексей Александров). Напомнили, что существует альманах “Василиск” (в то время главредом коего был Дмитрий Голин). Что не так давно прекратило своё существование объединение “Контрапункт”, многие участники которого живы и поныне, но, что называется, “ушли” в свои профессиональные (нелитературные) занятия. Вспомнилось, что у нас есть Светлана Кекова (которая, в основном, посещала мероприятия, только если в них участвовали её хорошие иногородние друзья и поклонники). Оказалось, что не существует практики публичных неакадемических чтений (за пределами вузовских аудиторий и библиотек). Выяснилось, что многие воспринимают поэзию не как что-то живое и настоящее, но как раз ценят в ней “вечные ценности”, кои чужды нашей “низменной” жизни. Оказалось, что даже интересующиеся вынуждены судить о современности по сайту “Стихи.ру” или по прейскуранту книжной (московской) сети, в которой современные поэты принадлежат к Серебряному веку (и иногда доходят до Дементьева, Евтушенко и Бродского в мелких форматах и по рубрикам “О любви” или “К Родине”). Оказалось, что многие литобъединения не различают бардовскую песню от поэзии принципиально (что приводит не только к игнорированию выходящих за силлабо-тонический склад стихов, но и заставляет наполнять даже силлабо-тонические вполне предсказуемым, “поющимся” содержимым).

Задуманный, как разовый, мы решили делать фестиваль ежегодно. Существование этой площадки никогда не подвергалось нападкам со стороны властей, равно как и «поощрением» с их стороны. Поэтому задуманная нами и благополучно начатая серия “Поэты Саратова”не была продолжена (вышли авторские книги Евгения Заугарова, Александра Гоголева, Дмитрия Голина, Александра Мисурова, Антона Белохвостова, Михаила Богатова, а также сборник “Посвящённые”, собравший добрую дюжину поэтов – все они представлены на сайте “Мегалит”). Мы существовали и до сих пор существуем (в отличие, скажем, от проекта “Нижегородской волны” за авторством Евгения Прощина) совершенно в параллельных мирах с любой из возможных администраций.

С тех пор кое-что поменялось. Помимо ежегодного фестиваля прижилась практика публичных поэтических чтений в кафе, антикафе, барах, различных площадках нелитературных фестивалей (два года существовал – и почил – проект “Завод”). На какой-то момент приглашений в подобного рода места было куда больше, чем качественных авторов. В итоге, по законам экономики, спрос породил предложения – и вскоре все подобные места обросли своими, удобными, часто пишущими, а потому некачественными и, вследствие того, закрытыми тусовками. Поначалу мы выискивали в подобных сообществах “дебютантов” на фестиваль, но, в итоге, сообщества эти стали настолько довольны собой, что полностью закрылись, либо смешались с музыкальными (уже не бардовскими, но рокерскими) коллективами. В саратовской среде молодёжная тусовочность обращает поэзию в рок. Это наша особенность, в отличие, скажем, от Пензы, где всё наоборот – и музыканты тяготеют вырываться к поэзии.

Другой особенностью нашего положения является молчание филологического факультета (сейчас – института филологии и журналистики). Даже кафедры, специализирующиеся на более или менее современных процессах в литературном мире просто проигнорировали нашу инициативу. По странным стечениям обстоятельств базовым якорем в Саратовском госуниверситете в этом смысле стал философский факультет – именно в его аудиториях (за редкими исключениями) и проходила основная часть дневных семинаров и «круглых столов», посвящённых литжизни в России и мире ныне.

Гораздо благоприятнее ситуация с освещением наших мероприятий в саратовской прессе. Тут произошла прямо-таки потрясающая эволюция. Если в 2005-ом году телевидение просило с нас деньги за вызов на мероприятие (для новостного блока) – поскольку всё в Саратове является рекламой – экономической или политической (так думали журналисты), то ныне, когда конкуренция на медийном пространстве несоизмеримо богаче, а лезть в политику опасно, наши поэтические мероприятия оказались хорошим ресурсом для безболезненного заполнения пустующих рекламных площадей (кризис, господа).

Если в самом начале к нам приезжали жители обеих столиц, то где-то после пятого фестиваля (с 2010-го года) заинтересовались и ближайшие регионы. В Поволжье, таким образом, на какой-то момент существовало только две подобных площадки – Нижний Новгород (фестиваль “Стрелка” стартанул годом раньше нашего) и Саратов. С 2013-го Сергей Сумин организовал фестиваль в Тольятти. На данный момент живые межрегиональные связи у нас ближе всего именно с самарскими соседями.

В декабре 2015-го, празднуя десятилетний юбилей предфестивальных общегородских поэтических чтений, мы провели «круглый стол» о литературной ситуации в Саратове сегодня (на котором присутствовал и координатор “Литературной среды” Андрей Савкин). Из обсуждения этого стола выяснилось, что творчество – процесс одинокий, что молодёжь не может найти никакой литжизни и поэтому потребляет подающееся в Интернете случайное сырьё, что никаких денег нет и т.д. То есть, выяснились такие банальности, которые и так были заранее известны. Но, при всём отсутствии какого-либо общего языка, этот круглый стол косвенно продемонстрировал – в Саратове продолжают жить и писать совершенно различные люди, готовые внимательно прислушиваться к тем, кто заинтересован в творчестве. И мы готовимся к нашему десятому Всероссийскому фестивалю поэзии “Центр Весны” теперь уже все вместе.

 

В нижеследующей подборке мы собрали стихи трёх представителей клуба “Дебют” (Юлия Котенёва, Дарья Котенёва, Михаил Богатов), а также Алексея Александрова (редактор отдела поэзии журнала “Волга”) и Андрея Сергеева (филолога-журналиста, работающего на ниве освещения культурных событий города и пробующего себя на поприще культуртрегерства). Выборка подобного рода – в силу ограниченного объёма – совершенно случайна: как в отношении полноты экспозиции поэтики представленных авторов, так и в отношении отсутствия здесь тех имён, без которых литературная жизнь Саратова сейчас фактически непредставима.

К списку номеров журнала «ЛитСреда» | К содержанию номера