АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Вадим Султанов

Новый прекрасный мир?


Обманчивое, двойственное впечатление складывается при чтении рассказа А. Галяутдинова «Новый день», опубликованного в 12-м номере журнала «Бельские просторы».
С одной стороны чувствуешь себя приятно польщенным обилием знакомого жаргона, которым обыкновенно пользуются пользователи Интернет-сети. Всякими там интересными английскими именами, а именно: HITMAN, Freelancer, Sweet Lips (последнее, по-моему, женское). Свободой общения и свободой влечения. Новыми технологиями: картой расширения с громоздкой аббревиатурой вместо названия, тарифом «Клик», Пчелайном и Яйцами как операторами мобильной связи.
Любопытно, что и говорить.
С другой стороны становится как-то неловко. Человеку (то есть лирическому герою рассказа, а может и самому автору, здесь это трудно понять, поскольку рассказ претендует на автобиографичность, а то и, не дай Бог, на реализм) – двадцать два года. А он все еще не вылез из коротких детских штанишек и занимается бог знает чем!
(N.B. Мой дядя к этому возрасту был уже женат. У него был ребенок, ружье и надувная лодка. Прочие предметы домашнего обихода, вроде супруги и терки для моркови. И вообще, он был нравственно и политически устойчив, в отличие от понятно кого. Хотя я это так, к слову, так сказать, в качестве образца для подражания).
И об этом, то есть о том, что герой рассказа еще не вылез из коротких детских штанишек и занимается бог знает чем, говорит в этом рассказе все что угодно. Взять хоть, допустим, темы разговоров alter ego А. Галяутдинова с остальными персонажами рассказа.
«Как обычно, темы плавно меняются, идут одна за другой, начиная от политических новостей, новинок хайтек до личной жизни и мыслей по жизни вообще. Так уж устроена человеческая сущность, что конечной и  самой продолжительной темой становится секс и все связанное с ним» - делится с нами молодой писатель. Как будто и так не ясно, о чем будут трепаться его персонажи – студенты и молодые менеджеры в свободное от учебы и работы время. При этом сопровождаются разговоры активным употреблением напитков с высоким содержанием алкоголя, многочасовыми радениями в Интернет-сети, в так называемых «чатах». И прочими несомненными признаками морального разложения.
И все это подается как нечто новое, недавно открытое, от чего у автора захватывает дух. Как будто не было в мировой литературе книг, подробно описывающих падение нравов в современном обществе. Не будем щеголять эрудицией, в данном случае сомнительной, просто скажем, что есть уже и Ирвин Уэлш, и Генри Миллер, и, не к ночи будь помянут, распроклятый У. Берроуз. Хотя читать их, конечно же, не стоит. Нет, нет, не стоит.
Ах, автор не про падение нравов? Он про любовь, свободу, юность и беспечность?
Ну да, ну да, верю, верю.
Однако, если говорить серьезно, в рассказе беспокоит не только и не столько это.
Нет, это не только устойчивая зависимость персонажей от Интернет-игр и алкоголя. Не их раскованная распущенность в духе французского Просвещения, когда замужние женщины и женатые мужчины открыто хвастались количеством связей на стороне. В конце концов, посмотрите любое ток-шоу на телевидении или интернет-форумы поразвязней – там, в конечном счете, то же самое. И даже не их неустойчивая психика, что с выраженным знанием дела показывает А. Галяутдинов в эпизодах с персонажами, путающими реальность жизни и виртуальную реальность игры (хотя и Юм, и Беркли заметили бы, что особой разницы между ними нет).
Беспокоит, на самом деле, другое.
То, что так четко выразил основной персонаж рассказа, от первого лица которого ведется рассказ и который, как обычно в таких случаях предполагается, выражает мнение автора: «Есть очень хорошая фраза, правда, не помню, кому она принадлежит: «Живи так, словно каждый день последний. Ведь скоро такой день наступит». Что ж, я молод,  и я живу так, чтобы не жалеть в старости…».
До этого он говорит о том, что он охотно бы стал тем человеком, который в конце своей жизни не жалел бы ни о единой прожитой секунде.
Эх, кто ж этого не хотел бы!
Весь вопрос только в том, как проводится жизнь, ни о единой секунде которой, как хотелось бы верить, (о, как хотелось бы верить!), не пожалеет этот молодой человек. В том, что делается им, чтобы его жизнь приобрела осмысленность и законченность, чтобы на смертном одре, пыхтя и кашляя в предчувствии агонии, он мог сказать: «Господи, хорошо я прожил жизнь и не жалею ни о чем, и ничего бы не хотел бы изменить и начать заново!»?
Ведь достаточно просто привести несколько его слов о самом себе, чтобы понять: жалеть он будет, и не о секунде. И даже не часе или дне. Речь, как мне, к несчастью, кажется, будет идти о гораздо больших промежутках времени:
«Работа меня не устраивает. Надоело уже целыми днями торчать в этом компьютерном салоне…Приходится терпеть, так как нормальной работы я не найду».
«Люди мрут, и ничего с этим не поделаешь. К тому же мне совершенно безразличны те 999 человек, которые умерли вместе с моим дядей. Для меня имеет значение только его смерть, поскольку мы родственники».
«Львиная доля моего свободного времени уходила именно в этот виртуальный мир… On-line игры – мой порок. Виртуальный мир совершенно ничем не отличается от реального. В он-лайн мире ты можешь освободиться от своих предрассудков, но самое главное – ты становишься частью мира, который понимаешь. У тебя появляются вполне конкретные цели, и ты способен их реализовать».
Итак: безволие, равнодушие и бегство от реальности. Помноженные на зарождающийся алкоголизм, беспорядочную половую жизнь, завышенные потребности и общую недисциплинированность.
И именно это является предпосылками осмысленности его существования?
Вот что самое ужасное в его герое, каким бы свободным и раскрепощенным он себя не позиционировал (простите за англицизм, но иначе о нем не скажешь). Причем, качества эти свойственны не только ему, но, в большей или меньшей степени, всем, кто его окружает, людям молодым, за которыми будущее, за теми, кто будет жить в России и руководить ею в ближайшие тридцать-сорок лет.
Вот что страшно. Вот что пугает до дрожи в конечностях. Потому что я не хочу жить в стране, во главе которой стоит человек, основные потребности которого – секс, наркотики и рок-н-ролл.
Вместо постскриптума: «Окончание сегодняшнего дня Freelancer’у хорошо известно. Но это нисколько не беспокоит его. Завтра будет новый день, а значит, будет новая история».
Здравствуй, новый прекрасный мир?

К списку номеров журнала «ЗАПАСНИК» | К содержанию номера