*

Современная немецкая литература. Рецензии

Пётч Оливер. Дочь палача и черный монах/ Оливер Пётч; пер. с нем. Р.Н.Прокурова. – Москва : Эксмо, 2015. – 576 с.

 

Оливер Петч родился в Мюнхене в 1970 году. Его отец был терапевтом, мама — учительницей начальных классов, а о дедушке Оливер говорит, как о лучшем сказочнике в мире. Дед постоянно рассказывал внукам истории об удивительных приключениях куклы и плюшевого медведя. Потом Оливер и сам стал сочинять сказки.

Когда в 1990 году Петч окончил гимназию Christoph-Probst в Гилхинге, в памятном гимназическом журнале на странице «Мечты о будущем» он написал: «2010 год — получить Нобелевскую премию по литературе». Но все оказалось непросто. Идей у Оливера была масса, а вот структурировать их он не очень умел. В 1991-м юноша написал фэнтези-рассказ, отправил его в журнал — рассказ был опубликован. Но дальше дело не пошло. От знакомого Оливер узнал о Немецкой школе журналистики в Мюнхене и решил, что там-то он сможет освоить писательское мастерство. Оливер все еще был с компьютерами «на вы», поэтому от руки написал наивный и трогательный репортаж под названием «Рождественский вечер в доме престарелых» и отправил его в приемную комиссию. Удивительно, но Оливера зачислили.

С 1992 по 1997 годы Петч осваивал секреты мастерства в Школе журналистики. Мечты стать шоуменом и певцом были похоронены. Призрак будущего романа-бестселлера с каждым годом становился все бледнее. В 1997-м Оливер стал сотрудником «Баварского радио», затем перешел на телевидение. Женился, у него появились дети.

Однажды Петчу предложили рассказать на «Баварском радио» о своих предках. Оливер является прямым потомком Куизлей, династии палачей, с XVI по XIX век служившей в баварском городе Шонгау. Петч погрузился в семейные хроники и вдруг понял, что палач — это идеальный персонаж: сложный, противоречивый, интересный. Что его, Оливера, первым романом станет история, основанная на семейных преданиях: «Я понял это так ясно, словно сам положил себе под рождественскую елку стопку бумаги для письма!» Радиопередача о Куизлях произвела фурор, и Петч взялся за книгу.

В 2008 году вышел исторический детектив «Дочь палача», первый из цикла, и стал мировой литературной сенсацией. В 2009 году появилась книга, о которой речь пойдет ниже – «Дочь палача и черный монах».

Из названия мы понимаем, что, как и в первой книге, одной из главных героинь вновь становится Магдалена Куизль – дочь палача. А история, связанная с черным монахом, о котором говорится в названии, возбуждает в нас интерес к обстоятельствам встречи и взаимоотношениям главной героини и монаха. 

Один из главных персонажей книги – Якоб Куизль, отец Магдалены, грозный палач из древнего баварского городка Шонгау. Именно его руками в городе и округе вершится правосудие. Горожане боятся и избегают Якоба, считая палача сродни дьяволу… Однако, за лечением предпочитают идти к нему, а не к дипломированному доктору Бонифацию Фронвизеру. Дочь Якоба, Магдалена, молодая девушка, переживает из-за того, что её сторонятся и недолюбливают жители Шонгау, так как её отец – палач. Но смелый характер и интерес к приключениям отводят её переживания на второй план. Возлюбленный Магдалены – Симон Фронвизер, любимец местных девушек. Из него мог бы получиться прекрасный доктор. Но он возвращается в родной город, бросив учебу, и влюбляется в Магдалену. Бенедикта Коппмейер – купчиха из Лансберга и сестра покойного пастыря церкви Святого Лоренца стремится выяснить причины гибели ее брата – священника. Но и у нее есть своя тайна, которая открывается в самом конце романа.

А началась история поиска сокровищ, любовных переживаний, смелости и проверки моральных человеческих качеств с того, что в январе 1660 года смерть посетила церковный приход близ баварского города Шонгау. При весьма загадочных обстоятельствах умер местный священник. У молодого лекаря Симона Фронвизера нет сомнений: всему виной смертоносный яд! Городской палач Куизль решает заняться этим странным делом. Он и его дочь Магдалена выясняют, что перед смертью священник обнаружил старинную гробницу под церковью, хранящую останки рыцаря-тамплиера и некую страшную тайну, сокрытую им для грядущих поколений. Молодой лекарь также стремится разгадать эту тайну, рассчитывая обнаружить клад тамплиеров. Постепенно становится понятно, что семья Куизлей и Симон Фронвизер не единственные, кто ищет сокровища. Многие заинтересованы в разгадке этой тайны. И в конце произведения тайна разгадана. Каждый из персонажей приходит к её разгадке своим путем, но в финале все оказываются вместе и преодолевают нависшую над ними угрозу неминуемой гибели.

Неожиданные повороты событий, нестандартные ситуации, ярко и правдоподобно прописанные характеры героев делают сюжет необычайно интересным. Героев, о которых автором ведется постоянное повествование, не много, но мы ощущаем, что в действии участвуют и другие персонажи, о которых автор не говорит явно, их присутствие остается как бы в тени. Это большой талант мастера, особенно для детектива, создать ощущение второго и третьего плана. Повествование о поиске сокровища тамплиеров ведется по нескольким сюжетным линиям: история Якоба Куизля, история Магдалены, история Симона Фронвизера и Бенедикты – сестры умершего священника Коппмейера. Наряду с ними разгадать тайну рыцаря стремятся и монахи, желающие вернуть сокровища тамплиеров церкви.

Мастерство автора заключается в необычайно гармоничном, умелом и плавном соединении и переплетении всех сюжетных линий. Соединяя персонажей в повествовании об одном событии и разделяя их для рассказа о другом, автор искусно создает у читателя ощущение участия в происходящем и присутствия внутри событий. Оливер Петч виртуозно погружает читателя в быт и традиции немецкой провинции семнадцатого века, заставляя задуматься над многими остросоциальными вопросами, демонстрируя блестящее знание предмета, прочную детективную линию и приятную простоту изложения. Автору в своей работе удалось реабилитировать представителей весьма неоднозначной профессии и показать, что люди, которые в глазах общества ассоциируются с умышленными убийствами, могут быть человечнее, чем некоторые высокоморальные граждане.

Заключительные слова автора демонстрируют нам, насколько кропотливо он трудился над произведением, стремясь максимально передать исторический дух романа.

А «путеводитель по Пфаффенвинкелю» – это особая награда читателю. Это авторский прием соединения прошлого и настоящего, отчего события, рассказанные в произведении, кажутся еще более реальными. Ведь и сейчас существуют те же места, о которых шло повествование, и живы потомки героев романа, одним из которых является и сам автор.

Безусловно, я советую прочитать этот роман. Особенно он заинтересует тех, кто увлекается детективным жанром, связанным с поиском сокровищ и историей Европы XVI–XVII века. Мастерское переплетение сюжетных линий, нестандартные персонажи, интересное авторское повествование не оставят читателя равнодушным.

Ариадна Смирнова

 

Пётч Оливер. Дочь палача и король нищих / пер. Р.Н. Прокурова. М. : ЭКСМО, 2014.

 

Оливер Пётч на протяжении многих лет активно занимался изучением семейной истории. Он является прямым потомком рода Куизлей, известной династии палачей, в течение нескольких веков (с XVI по XIX век) служивших в баварском городке Шонгау. В результате на свет появилась серия книг «Дочь палача», ставшая сенсацией мирового масштаба.

В третьей книге Якоб Куизль, палач из Шонгау, получает нерадостное письмо от младшей сестры. Элизабет давно уже сбежала от брата с цирюльником, вышла замуж и живет в крупном городе. Но теперь она заболела и хочет, чтобы брат приехал. И Якоб очень надеется успеть. Но по приезде перед ним открывается страшная картина: кто-то перерезал сестре и её мужу глотки. Кто мог такое сотворить? Стражники, пришедшие мгновением позже, уверены, что сам палач и убил родственников ради приличного наследства.

Якоб Куизль привык быть палачом, привык к крикам и мольбам, к боли других. Но судьба вильнула хвостом – и вот уже Якоб не палач, а жертва. Он знает, для чего нужен каждый инструмент из арсенала коллеги и как им пользуются, но легче от этого не становится. И сквозь нестерпимую, жгучую боль палач из Шонгау упорно думает: кого же винить за все это? Кто-то определенно подставил его, кто-то крайне хитрый, жестокий и целеустремлённый. Кто-то, кто оставил напоминание о неприятном прошлом. Но вот кто же именно?..

Его снедает ненависть, и раз уж злодей – хитрая и беспринципная бестия, то палачу придётся нелегко. Больше того, он сам чуть не окажется там, куда обычно отправляет других – на виселице. Вот тут и придётся вступить в игру дочери палача и её жениху. А поскольку действие происходит в новых декорациях – славном городе Регенсбурге, им придётся найти помощников, а заодно выяснить, кто является «засланным казачком». 

Но и сам палач, конечно, не будет сидеть сложа руки. Всё же перед нами настоящий романтический герой, значит, даже в безвыходной ситуации он борется до последнего. Интрига в третьей части цикла закручена на славу, здесь и политика, и тайны прошлого, а самый главный вопрос, который стоит перед читателями: кто подставил палача Якоба?

Несмотря на вполне благополучный конец, чувство горечи остаётся. Понятно, что война – это не то, что проходит легко и бесследно. Не раз она ещё аукнется в жизни палача и его близких, не раз его будут мучить кошмары и тяжкие мысли. Знай он, что война – это такой ужас, стал бы он туда так стремиться?

Книга проста и лаконична, я советую её почитать. Мне понравились герои. Якоб Куизль – палач как палач, решителен и бесстрашен, разумен, не разводит соплей и может приложить крепким словцом. Магдалена же в третьей части книги предстаёт стервозной и капризной, но, несмотря на это, преданной, отважной девчонкой. Симон выглядит все таким же франтом и пижоном, немного трусоватым и ревнивым. Присутствует хорошая интрига, как и положено в детективах. Интересен сюжет, вполне благоприятное окончание книги.

Алия Латыпова

 

 

Пётч, Оливер. Дочь палача и ведьмак / пер. с нем. Р.Н. Прокурова. – М. : Эксмо, 2015.


Оливер Пётч – известный немецкий писатель, сценарист. Родился в Мюнхене в 1970 году. Отец – доктор, мать – учитель начальной школы. Женат, имеет сына и дочь. Окончил Школу журналистики в Мюнхене, после чего работал на телевидении и радио, а также в киноиндустрии.

Первая же его книга – «Дочь палача» («Die Henkerstochter») была успешна, в ней автор знакомит читателей с бытом и традициями немецкой провинции XVII века, приоткрывает завесу тайны над самой противоречивой профессией средневековой Европы.

Главный герой романа Якоб Куизль − палач из баварского городка Шонгау. Именно его руками вершится правосудие − он казнит опасных преступников, но люди не стремятся подружиться с ним. Его уважают, но к его дому принято не приближаться, его семья считается неприкасаемой. Но это не мешает ему быть хорошим лекарем и время от времени расследовать преступления вместе с неугомонной дочерью Магдаленой.

Сюжет этой книги, а впоследствии, и целой серии, возник во многом благодаря родословной немецкого автора, который является прямым потомком одной из древнейших европейских династий палачей, служивших в течение нескольких веков в баварском городке Шонгау. Основой для истории послужили семейные предания и архивы, а фамилия главного героя книги не случайна: Куизли  ?  древний род, который, следуя генеалогическому дереву Пётча, берет начало в XVI веке.

Интриги, магия, алхимики и их жуткие изобретения,   ?  вот что окружает главных героев в книге «Дочь палача и Ведьмак», чертвёртой из серии о приключениях палача Якоба Куизля и его дочери Магдалены.

Сюжет разворачивается в баварском монастыре Андекса, куда держат свой путь Магдалена и ее муж Симон Фонвизер, для того, чтобы поблагодарить Бога за выздоровление своих детей. Они и не подозревают, что скоро столкнутся с интригами и станут поневоле свидетелями жутких убийств. Кто в них замешан? Или что?

По городку распространился слух что голем, ожившая механическая кукла − плод трудов убитого часовщика, бродит в стенах монастыря и ищет новую жертву. Многим кажется, что именно она убила своего создателя. Но главным подозреваемым считается брат Йоханнес, помогавший часовщику в его странных опытах. За это осужденного прозвали ведьмаком. Бедный монах не в силах доказать свою невиновность. На его счастье оказалось, что Магдалена – дочь его давнего друга Якоба.

Прибывший палач вместе с дочерью и зятем начали свое расследование. Но им предстоит столкнуться с еще более пугающими обстоятельствами и открытиями: монастырь Андекса ведет свою тайную жизнь, Магдалену то и дело преследует смерть, а трупы, которые обследует Симон, светятся непостижимым образом. Все усложняет количество паломников, которые нескончаемым потоком прибывают в Андекс на Праздник трёх причастий, и разразившаяся из-за этого лихорадка.

Сюжет заинтриговывает и держит в напряжении. С первых страниц читатель погружается в атмосферу Средневековья, ему предоставляется возможность поставить себя на место главных героев и стать участником невероятных событий. В романе много мистики и магии, иногда невольно окатывает страх перед неизвестным, перед тем, что не поддается объяснению. Вот тут-то и проглядывает гениальность автора. Я считаю, что ему действительно удалось описать те сцены, где героям грозила опасность. Эти моменты были наиболее яркими, и персонажи в них наиболее полно раскрывали свой характер. Что именно помогло в создании столь реалистичных сцен? Как пишет сам автор в послесловии, действие в четвертой книге происходит в родных для него краях, где он часто бывает и откуда черпает вдохновение и образы для своих историй.

Так как это серия книг, думаю, что работа Пётча найдет своих поклонников, как и «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкина или «Гарри Поттер» Дж. Роулинг. Лично меня привлек формат романа − исторический детектив. Заслуга автора в том, что он смог вплести детективную линию в атмосферу мистического Средневековья. И, безусловно, эта книга однозначно понравится любителям фэнтези и приключений. Но даже если вы не входите в их число, но желаете провести один из зимних вечеров наедине с хорошей книжкой, то будьте уверены – «Дочь палача» вас не разочарует. Забавное наблюдение: чтение книги превратилось для меня в просмотр сериала, спасибо богатой фантазии, да и к тому же роман можно прочитать за один присест.

Но кто знает, если у романов Оливера Пётча соберется значительная армия поклонников, в скором времени можно ожидать фильм или сериал, по крайней мере, как сюжет для экранизации, история про палача довольна интересна.

 

Айгуль Раева 

К списку номеров журнала «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ» | К содержанию номера