АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Юрий Завадский

Стихотворения. Пер. с украинского Станислав Бельский.

ЮРИЙ ЗАВАДСКИЙ (Тернополь, 1981) – украинский поэт, издатель, культуртрегер. Глава издательства "Крок". Кандидат филологических наук. Направления его научных и творческих интересов – современная визуальная поэзия, компьютерные технологии в искусстве, сетевая литература, свободный стих, фонетическая поэзия. Книги стихов: «Вероятность» (1999), «юрийзавадский» (2003), «юрийзавадский» (2005), «юрийзавадский» (2008), «Ротврот» (в соавторстве с Андрием Антоновским, 2010), «Крик» (2012),  «Спазм» (2013), «Пейпербек» (2013), «ea» (2014), «Таксист» (2015).

 

Перевёл с украинского Станислав Бельский.

 

 

ИЗ КНИГИ "СПАЗМ" (2013)

 

День 1

 

Не сказать      ничего

не

 

Не молчал сам в одиночку             говорил

не молчал с тобой                говорил

не сказал                    ничего

не                    и не

 

Дистанция от правого слова          двоеточие

и          и          и          и

прекрасно

 

Откуда           диджериду

 

(Примечание автора: диджериду – духовой инструмент австралийских аборигенов).

 

 

День 2

 

И круг                        до блеска

утра                не ожидал

как флоера из груди

выпирает       и стонет

 

Руки с молоком        гной               вода

сама себе отава

вне времени

 

Колёса-мегалиты      вырывая

плоть

 

(Примечание автора: флоера – гуцульский духовой инструмент, отава – трава, выросшая на месте скошенной).

 

 

День 3

 

А ты никогда не слышал

цветок и борода

рыбий хвост в кармане

бессмыслица

 

Кто ему виноват

пусть себе выпьет    приспешник

 

На ветру

придерживая барретину

одной рукой

 

(Примечание автора: барретина – каталонская шапка красного цвета).

 

 

День 6

 

Нет     не забывай

 

Авлос

в плоских долинах

 

(Примечание автора: авлос – древнегреческий духовой инструмент, по звучанию близкий к гобою).

 

 

День 7

 

В хребте звук

в кисти звук

 

Не выговаривай смягчённо

открой ладонь

 

У         уууууууу

 

Чужому не понять

 

Седой

 

 

День 9

 

Обледеневший изнутри

 

Пока малолюдно

и этот человек всё так же опираясь

одной рукой на трость

сгорбившись подсчитывает

бесцветных чаек

в городском озере

 

Утро чёрное

как а

 

Пока малолюдно

и этот человек всё так же опираясь

одной рукой на трость

сгорбившись подсчитывает

бесцветных чаек

в городском озере

 

Обледеневший изнутри

 

 

День 11

 

Верю в пустоту

сам себе божественная сущность

оснащённый мотором непонимания

движитель льда и войн

прозрачный спутник

нектар

крик

 

Живой                       не понимаю

 

 

День 12

 

В провинциальном городе

приходится часто глотать пыль и

вежливость

 

Предпосылка деградации

развитие мышц лица и рук

 

 

День 13

 

Ржавая цепь

Ржавый двигатель ржавого ровера

 

Человек

 

 

День 15

 

Чудовищность

 

Чужого рождения

 

Прогалина

 

 

День 16

 

Материю рассматривал

как детский камешек

 

Кольца лука

 

Преобразователь

 

 

День 18

 

Мой бывший отражение

решал

 

Раз два настройка движения

 

Он молчаливая он сексуальная

 

 

День 20      

 

Орех

тире

 

Форзац твой

в говне

изнутри       болит голова

 

Можешь глотать меня

бесконечно

 

 

День 22

 

Мокрые плечи       глаза       красные

Ну           ну

 

 

День 26

 

За все дни      только соль

собрал себе

 

Трансцендентные объекты             соль

голос придурка

 

Неприкасаемый триолет                 соль

 

 

День 27

 

Изучал           открывая

 

Запавшие глаза девочки

мама-хиппи

 

Изнутри         яблони

 

 

День 31

 

Птица-спазмолитик

 

Зелёные кроны

 

Перемышль               в Перемышле

 

 

День 37

 

Я не могу себе ответить

заметит ли кто-то мои усилия

 

Говорит языком без костей

и выдавливает пиво из слов

 

Украинская география

 

Е ееее

 

Я не могу себе ответить

говорить ли языком усилия

и выдавливать слова из костей

не могу себе ответить

 

 

 

 

 

 

ИЗ КНИГИ "КРИК" (2011)

 

 

* * *

 

Понедельник, все на работе,

По тротуарам движутся одиночные фигуры.

 

Говорю:

– Я верю тебе! –

Закрываю ладонью рот.

 

 

* * *

 

– Не говори мне, что тебе нравится,

Это излишне.

 

Остервеневшие псы набрасываются на человека,

И он остаётся без ног.

Псы снова набрасываются на него

И отгрызают ему голову.

 

Мы сидим за рюмкой водки,

Чувствуя, как теряем себя по частям.

Смотрим на снимки с войны:

Растерзанный пулями человек

Лежит лицом на асфальте.

Рядом с нами сидят юные поэты

С прозрачными спутницами.

 

 

* * *

 

– Неосуществимые мечты...

                                   Как вырасти из этого города?

 

Тернопольские улицы: человек с зонтом,

Боится чёрт знает чего, морщинки под глазами.

 

– Я встал с постели и сквозь раскрытые двери

Выбежал в широкий больничный коридор.

                                   От пола

Веяло холодом. Остановился

                                   и громко крикнул:

Сверху, над криком, осталась прогалина,

Которую не знал как заполнить.

 

 

* * *

 

Спекулируя жестокостью,

Можно выиграть войну с теми,

Кто спекулирует своими страданиями.

Спекулянты – успешные люди,

Строят мемориалы своим погибшим.

Хотя перед оставшимися в живых они

                                   больше всего в долгу,

Очевидно.

 

 

* * *

 

– Смерть друзей?! Я им не мама!!! –

Солдат выдыхает носом

Жёлтый густой дым.

 

Мёртвые тела на опушке,

Разорванные минами.

Тела нагромождают бульдозерами,

Строят из них мосты и баррикады.

 

Дерево, саженец, тонкое, как палец,

Гнётся под колесом грузовика,

Изуродованное, растёт.

 

 

* * *

 

Ничего не обрести, кроме хаоса.

Держу камень в ладони;

В нём – вся его суть.

Искатели истин, пророки!

Этот камень – я.

 

Разве можно сказать:

– Я никогда не был жестоким. Я никогда

Никому не нагрубил.

 

Имею право на ненависть,

На убийство, на самого себя.

 

 

* * *

 

Человек, умеющий есть и спать –

Совершенный гражданин,

Машина для труда,

Дистальный прикус.

Такие люди умирают

                        самостоятельно, сосредоточенно,

Получив пулю в шею или затылок,

Перенося боль, как бестактную похвалу.

Народная культура – культура

                        революций и войн, представь.

 

 

ИЗ КНИГИ "ЮРИЙЗАВАДСКИЙ" (2005)

 

* * *

 

Этот парень за окном троллейбуса,

Он познакомился когда-то с девушкой

Старше его на год,

Со временем она сказала ему,

Что забеременела, он собрал

                                   деньги на аборт,

Потом она его бросила, купила юбку,

А он проработал целое лето

                                   на овощном базаре.

 

 

* * *

 

Пёс, ищущий себе поживу

                        на соседском огороде,

Ничего, кроме мёртвых воробьёв,

                        не может найти под снегом.

Он разгребает снег передней лапой,

                        внимательно принюхивается,

И ещё время от времени оглядывается:

                        нет ли кого-нибудь вблизи.

Вдруг, почуяв запах

                        прошлогоднего воробья,

Хватает его зубами и поспешным

                        парадным шагом,

Чтобы лапы не застревали в глубоком снегу,

Убегает за новостройки.

 

 

* * *

 

Всё сильнее становится ощущение,

Что меня водят за нос,

Разговаривая со мной словами моих предков.

Говорят о примирении,

Мёртвом ещё от рождения,

И говорят о единстве,

Которого никогда не было.

 

 

ИЗ КНИГИ "ЮРИЙЗАВАДСКИЙ" (2003)

 

 

Совершеннолетие

 

прострелено стекло воздуха

 

8надцать обломков

завадского

 

 

Похоть

 

когда она идёт

то поднимается на пальчиках ног

 

тернопольское областное

управление

по делам защиты прав

потребителей

 

 

Лексикон тишины

 

.

. .

. . .

. . . .

 

(название)

 

 

Дóма

 

1234567890

 

и ничего не остаётся миру

миру

миру

 

 

Симпатия

 

остаются только

отпечатки ног

 

этот

тот

или совсем другой

 

пресная вода

глаз

К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера