Николай Хилько

Первоначальная модель нравственных приоритетов духовного наследия культуры России постперестроечной эпохи

Если задаться целью представить себе формирующиеся моральные заповеди постперестроечной эпохи как систему социальных идеалов современного общества, сравнив их с десятью ветхозаветными заповедями Моисея и качествами, определенными в Нагорной проповеди («Евангелие от Матфея»), а также текстом «Морального кодекса строителя коммунизма», то получится следующая картина. С одной стороны, можно говорить о том, что заповеди Моисея и текст Евангелия практически в некоторой мере взаимодополнительны и создают некоторую картину идеалов высокой духовности и нравственности. С другой стороны, в «Моральном кодексе строителя коммунизма» существует некоторого рода преемственная цепочка, безусловно, вбирающая в себя аналоги тех или других нравственных принципов и постулатов. Так, в четырех из десяти заповедей Моисея есть созвучие с моральным кодексом советской эпохи:

 

1.«Не сотвори себе кумира» (простота и скромность).

4.«Не прелюбодействуй» (нравственная чистота в личной жизни).

5. «Не укради» (честность).

 6.«Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего» (правдивость).

      Остальные принципы косвенно связаны с нравственными постулатами строителей будущего периода социализма.

2.«Почитай отца твоего и мать твою…» (почитание родителей).

3. «Не убий» (гуманность).

7. «Не желай … ничего, что у ближнего твоего» (скромность).

 

К этому следует добавить прямое отражение лишь одного качества из Нагорной проповеди (стремления к справедливости) в моральном кодексе строителей коммунизма. При этом нет сомнений, что остальные качества имели косвенный отзвук в партийно-государственном документе 1961 года, в котором переработаны принципы христианской и народной морали славянских этносов.

Устойчивость и преемственность нравственных идеалов и принципов «Морального кодекса строителя коммунизма» обусловлена тем, что лишь два из двенадцати (первый и одиннадцатый) принципы этого документа носят идеологическую окраску. Остальные остаются неизменными и, несомненно,  имеютобщечеловеческий характер.

     Поэтому в формируемой нами модели нравственных приоритетов духовного наследия культуры России они, в свою очередь, могут служить основой, с которой снимается идеологическая окраска и которая наполняется общечеловеческими универсалиями. Здесь наряду с тем, что основной упор делается прежде всего на  возрождение прежнего отношения к  обществу в соответствии с общечеловеческими ценностями, в пяти из двенадцати принципах происходит инновационная трансформация отношения к моральному климату в человеческом сообществе. Происходящие в результате трансформации радикальные изменения выражаются в ценностных акцентах важнейших духовно-нравственных проявлений, которые ложатся в основу ведущих в обществе социальных идеалов демократизма, гражданственности и высокой духовности: патриотизма, трудолюбия, чувства долга, приоритета семейных ценностей и толерантности. То, насколько работают и развиваются те или иные социальные идеалы, покажет время.

    Принято считать, что общечеловеческие ценности – это фундаментальные ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Мы будем рассматривать общечеловеческие ценности как вневременное явление, как исходные аксиомы. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

      Накладывая совокупность общечеловеческих ценностей на качества, входящие в предлагаемую нами первоначальную модель нравственных приоритетов духовного наследия культуры России, получим удивительное их смысловое соответствие  (табл 3).

 

Таблица 3. Первоначальная модель нравственных приоритетов духовного наследия культуры России в соответствии с общечеловеческими ценностями














































Общечеловеческие ценности 


Первоначальная модель нравственных приоритетов   духовного наследия культуры России постперестроечной эпохи


1.


Жизнь   отдельного человека, его смысл и свобода 


Гуманность   и взаимоуважение

 


2.


Творчество 


(Творческое)   трудолюбие


3.


Добро и   счастье


Нравственная   чистота, простота и скромность


4.


Долг и   ответственность


Патриотизм,   общественная ответственность,чувство долга, нетерпимость индивидуализма


5.


Честь и   достоинство


Честность   и правдивость


6.


Справедливость   и равенство


Коллективизм   и товарищество, борьба за справедливость, дружба и братство всех народов,   толерантность


7.


Любовь


Любовь   к Родине, приоритет семейных ценностей


 

    Выявляя соответствие качеств, выделенных в модели, 15 общечеловеческим ценностям, обнаруживается четыре лакуны,показыввающих недостаточность данной модели, требующей совершенствования и существенного дополнения, в котором могут получить расширительное толкование иные нравственные принципы новой эпохи, не теряющие своей преемственной связи и универсального общечеловеческого значения. Таковыми, на наш взгляд, могут быть следующие (табл. 4).

 

Таблица 4. Дополнение к модели нравственных приоритетов духовного наследия культуры России в соответствии с общечеловеческими ценностями































Общечеловеческие   ценности


Дополнение   к модели формирующихся нравственных приоритетов постперестроечной эпохи


1.


Надежда,   истина и вера


Миротворчество и миролюбие


2.


Материальное   благо


Благотворительность


3.


Прекрасное   (красота)


Чувствительность к красоте


4.


Надежда и духовное величие


Милосердие, отзывчивость и эмпатия,   праведность, непротивление злу насилием, всепрощение


 

В данном дополнении, как это очевидно, присутствуют наряду с семью качествами, полностью отвечающими Нагорной проповеди, также миролюбие как воплощенное чувст-во справедливости; чувствительность к красоте как неотъемлемое качество гуманизма и эмпатия, без которой невозможна подлинная человечность и интеллигентность человека. Они служат  своеобразными ценностными акцентами формирующейся во втором десятилетии XXI века модели приоритетов духовного наследия постперестроечной эпохи, что целиком отвечает общечеловеческим ценностям.

Таким образом, мы видим, как в процессе соотнесения различных религиозных и светских систем нравственных принципов, заповедей и постулатов вырисовывается духовное наследие как часть более общего определения «культурное наследие», пересекающееся с понятием «нематериальное наследие» и их синтез в интегральном понятии «духовное наследие культуры».

 

К списку номеров журнала «МЕНЕСТРЕЛЬ» | К содержанию номера