Марина Саввиных

Сепаратизм или соборность? К 7-летию Евразийского литературного портала «Мегалит»

Для меня эта история началась в самом конце 2008-го и в самом начале 2009 года. Между несколькими писателями, тогда уже широко известными в узких кругах и так или иначе представлявшими разные литературные сообщества, в некой социальной сети развернулась дискуссия, суть которой сводилась к вопросу, нужны ли вообще писателям какие-либо объединения, а если нужны, то по какому принципу, кем и как они должны создаваться. В ходе длительных и оживлённых разговоров участники дискуссии пришли к выводу, что наилучшим образом – и в творческом, и в социальном плане – писатели собираются вокруг литературных журналов, и уже имеются определённые и вполне отчётливо обозначенные «места силы». Оказалось, что многие и многие литераторы, проживающие, скажем, за МКАД, весьма предубеждённо относятся к тому типу современной литературы на русском языке, который преподносится в качестве образца старыми московскими «толстяками». «Есть другая литература! – утверждали они, - не менее, а чаще – более! – яркая и ничуть не менее репрезентативная в качестве современной русской литературы, нежели то, что пропагандируют из Москвы». Эта позиция нас, таких разных, тогда очень сблизила, примирила даже непримиримых… и мы это понимали не более и не менее, как «литературный сепаратизм» (здесь – широкая улыбка, саркастическая и печальная одновременно). «Размежевание» неизбежно ведёт к новой консолидации. И вот, 6 января 2009 года в 18 часов 44 минуты по московскому времени Александр Петрушкин опубликовал «Вконтакте» следующий пост:

 

«Может быть, есть необходимость развернуть более широкий портал (по типу "Журнального зала", но прежде всего направленного на обзорный снимок и фиксацию литературной ситуации в общем литературном пространстве… То есть, про что я говорю? - я говорю о том, что, как мне кажется, технически задача по созданию электронной версии одного журнала ненамного отлична от задачи по созданию содружества электронных версий журналов: а они есть (Сибирские огни, Дальний Восток, Знаки, Транзит-Урал и т.д., и т.п.). По крайней мере, осуществление подобной задачи, как мне кажется, позволит заявить в полную силу о себе, как отдельно (и, надеюсь, сильно) существующей литературной сепаратной республики. То есть, если Москва (к нам) относится свысока и - цитирую – «спокойно может существовать без нас, а мы без нее потеряемся и без оценки той же самой М. – нелегитимны», так, может, нам и не надо прогибаться под Москву, а стоит создать свой пласт, чтобы Москва шла к нам, а не мы к Москве. Если эта идея имеет смысл - то тогда уже встает вопрос - о выработке шкалы и концепта нового журнального зала».

 

После этого дискуссия разгорелась с новой силой.

— Нельзя, чтобы «цвели все цветы»! это будет дурная эстетическая эклектика.

— Это будут «пауки в банке».

— Это будет просто новый электронный журнал… их уже тьма! Зачем?

— А кто, простите банальность, оплатит всё веселье?

 

Саша Петрушкин терпеливо разъяснял:

 

«Моё предложение сводилось не к созданию новых изданий, а к созданию пространства для переклички уже существующих на российском пространстве, то есть это не создание очередной литературной карты, а создание ЕДИНОГО пространства ДЛЯ ИЗДАНИЙ даже в рамках старого Журнального Зала (День и Ночь, Сибирские огни), существующих вне своего контекста, отчего они и смотрятся там чужеродными предметами (чужеродными не русской литературе, а собственно контексту и Журнального Зала, и Новой литературной карты России). Вот именно в предъявлении этого самого "типапровинциального" контекста мне и видится основная задача портала провинциальной литературы. В подобном свете мне кажется неверным говорить о литературной карте Сибири (отдельно), Урала (отдельно), Башкирии (отдельно). Центростремительное (околомосковское) сообщество выступает единым фронтом и потому кажется монолитом - "страшным и ужасным". Если мы (говоря «мы», я имею ввиду центробежное сообщество или сознательную провинцию) будем делиться, то у нас опять ничего не получится, и идея не имеет смысла. Если же мы сможем предъявить провинциальную литературу, как единый и мощнейший фактор русской культуры, то появится децентрализованная версия русской литературы и альтернатива у молодых».

 

Спустя годы, в интервью, данном журналу «День и ночь», Александр Петрушкин скажет:

 

«У истоков портала стояло 4 издания: «Новая реальность», «АльтерНация» (редактор Дмитрий Дзюмин), кемеровские «Знаки» во главе с Игорем Кузнецовым (этот журнал в результате манипуляций тамошних отдельных литературных чиновников прекратил своё существование) и «День и ночь».

 

Что такое «Мегалит» сейчас? Это тридцать журналов и альманахов, издающихся в современном русскоязычном литературном пространстве. Это электронная библиотека редких современных книг, которые доставляются до читателя электронным путем. Это кинозал «Мегалита», с помощью которого любой заинтересованный может побывать на литературном мероприятии, каковое в силу географических или временных причин – пропустил. Это обширный каталог биобиблиографических справок русского пишущего мира.

 

Каковы перспективы? Выполняет ли задачи, которые перед ним были поставлены?

Задачи по созданию вертикальных и горизонтальных коммуникаций, безусловно, выполняет. Внимание к порталу, а значит, и к его авторам, растет. Мы сейчас, безусловно, опосредованно можем ввести нового автора в современный литературный процесс – что будем с ним дальше, в его руках, поскольку нянчиться, конечно, никто не будет – хотя некоторые авторы и пытаются «присесть на шею» - тогда приходится их жёстко приводить в чувство.

 

Кто помогает? Смотря что называть помощью))).  Финансово проект существует на добровольные пожертвования изданий, вошедших в наш журнальный пул. Морально - за счет поддержки наших читателей и авторов. И то, и другое - непостоянно (разве что, кроме ДиНа))) – но отдача от Вселенной всегда больше, чем ты рассчитываешь. Так и живём.

 

Что мешает? Да, в общем-то, ничего. Ну, есть некоторая леность редколлегий мегалитовских изданий – приходится напоминать о себе. Но к этому тоже относишься с пониманием» (декабрь 2012 г.)

 

К 2015-му году – «Мегалит» ещё подрос. И, может быть, даже перерос своё «евразийство». «Сепаратизм» перерос точно! К нему подтянулись не только московские, но и зарубежные литературные журналы на русском языке. Он действительно стал «местом силы» и «местом сборки». Думаю, ни один другой литературный портал нынче не отвечает столь наглядно идее соборности, которая обеспечивает целостность литературного процесса. «Мегалит» ничего не выбрасывает на обочину, но и не вбирает в себя ничего мёртвого, нежизнеспособного.  Таково присущее ему свойство естественного самоочищения. Как у всего живого.

 

Но самая главная заслуга «Мегалита» и лично Александра Петрушкина, на мой взгляд, в том, что они доказали: МЫ МОЖЕМ! На чистом энтузиазме, без помощи государства и сильных мира сего, порой без копейки денег, терпеливо «держа и вздымая друг друга», создавать жизнеспособные культурные сущности! Причём не только жизнеспособные и долгосрочные, а заметным образом влияющие на общую ситуацию в русской литературе.

А раз можем, значит – будем! Многая лета!

 

                                    11 июля 2015 года. 

                                     Красноярск.

 

К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера