Николай Хилько

Дорогой пилигримов

Материалы научной конференции 


 «Современная омская литература: состояние и перспективы»

 

В феврале 2013 года в рамках празднования 30-летия Омского литературного музея им. Ф.М.Достоевского в музее была проведена областная научно-практическая конференция «Современная омская литература: состояние и перспективы». Целью мероприятия было освещение и анализ наиболее значимых явлений омской литературы за последние годы. Предполагается в будущем проводить подобные конференции ежегодно. Предлагаем Вашему вниманию произведения участников конференции.

 

 

 

 


Отзыв


на журналы «Пилигрим» №1(9), выпуск 10,№1-2(11-12) и альманах


«Радуга талантов» (сайт ОмГУ, страничка ФКиИ)


 

         «Если душой откликнуться на чью-то душу, то из этого что-то получится и, несомненно, что-нибудь важное для всех» – такие мысли пришли мне в голову, когда я взял в руки три последних номера «Пилигрима». В них, как по цепочке, один за другим проходят человеческие судьбы, разбитые и разбиваемые сердца, мотивы одиночества, отчаяния, маргинальные ситуации – все, чем живёт юность и прекрасная студенческая пора. Пёстрая и мозаичная складывается картина. Это, несомненно, отзвук сложного времени, выпавшего на долю пишущей молодёжи и  её наставников, когда все «стали жить чёрно-бело и скупо» (Светлана Хохлова). Но главное, что в этом не совсем стройном  хоре  вырисовываются контуры любви, добра, милосердия, стремления заглянуть в глаза прохожему и дать духовную пищу страждущим. И это у большинства авторов прекрасно получается.

     Существование такого литературно-художественного издания – веяние времени и отражение умонастроения молодого поколения нулевых. Здесь очень много людей, которым ещё остра человеческая боль и которые ещё не забыли, «как пахнут цветы». Они откликаются на всякие (с точки зрения простого обывателя) мелочи – красоту улиц, полей, лугов, жизнь домашних любимцев. Им дорог шум дождя, они ищут созвучия в природе и космосе, своих юных мечтаниях и любовной страсти, и из этого всего рождается некая аура доброго соучастия в непростой жизни после миллениума. В этом несомненная заслуга шеф-редактора Нины Александровны Козорез, руководителей действовавшего при журнале литературного объединения Дмитрия Соснова, Игоря Федоровского, Марины Вылегжаниной. 

       Особо следует отметить богатство поэтических рубрик представленных выпусков, многообразие стилистики, форм и жанров поэтического самовыражения при самом различном уровне социальной проникновенности стихов. Достаточно многообразна прозаическая составляющая журнала, включающая в себя не только  небольшие социальные и лирические миниатюры, которые представляют собой отчасти и «пробу пера», но и довольно серьезные повествовательные циклы.

      Есть немало ярких статей в смежных разделах «Публицистика» и «Критика», благодаря которым молодёжное сообщество стало более сплоченным: молодые имена получили поддержку и прямую связь с Омскими союзами литераторов, критиками. Знакомясь с литературной деятельностью профессионалов, начинающие авторы показывают в журнале и литературные поиски, и собственные удачи.  Знаменательно, что журнал не потерялся в литературном пространстве города и дал возможность творческого развития многим  выдающимся литераторам. В этом ключе важной и полезной оказалась литературная критика Бориса Осипова, Ирины Гореловой, Марины Безденежных, Татьяны Четвериковой, благодаря которой появилось ощущение прозрачности создаваемых молодыми авторами образов, проявились возможности их творческого роста и работы над собой.

      Украшением журнала стали классические переводы Евгения Фельдмана, показывающего высокий уровень поэтического осмысления исторического контекста в стихах Редьярда Киплинга. На мой взгляд, взаимодействие дебютантов, молодых авторов и маститых  имен очень полезно и продуктивно в плане становления их стиля.

       Особо следует отметить юмористические подборки Андрея Козырева (сцены из трагедии общества поэтов-анонимов), полные параллелизмов, намеков, неологизмов (словознатец, небокопченье, обнесчастливила;  перифразов, фразеологизмов). Чего стоит только «Ум от горя!» Всякая постановка  этой сатирической пародии невозможна без громкого раскатистого и, думается,  очищающего смеха. Тонким юмором проникнута фольклорно-мифологическая новелла Аполлинарии Батюшкиной «Похищение Европы».

       Яркую эмоциональную окраску журналу придает его художественное оформление самими студентами. Обложки журнала – то загадочно таинственные виды города, измененные  видением художника, поднимающегося на высоту птичьего полета, то  бравурная яркая карусель, вмещающая в себя все краски детства, то унылая скоморошья пустынь среди колоброда воспоминаний – это далеко не полный перечень образных ассоциаций, воплощенных художниками на обложках.

     Это талантливо сделанные, полные драматизма и взволнованности рисунки-символы Серафимы Орловой, удачно дополняющие собственные и чужие строки, мягкие и проникновенные штриховые, пастельные романтические и сатирические иллюстрации и загадочные лирические ландшафты Дмитрия Иванова, передающие настроение автора. Интересно  сочетание сатирически обостренных образов в иллюстрациях Н. Овчинниковой и поистине экзистенциальных зарисовок В. Плотниковой. Личностным своеобразием наполнены  графические  ассоциации Марины Вылегжаниной. Интересны её полные задорного юмора заставка к пьесе Дарьи Решетниковой «Убийство перед завтраком» и графический образ поэтессы  в сцене Андрея Козырева «ОПА».

   Если структурировать все произведения журнала по тематическому принципу, то получается своеобразный расклад «сценок из студенческой жизни»: 1. творчество и художественная жизнь студентов, 2.  «природное созвучие души», 3. любовь и молодость (лирика Аполлинарии Батюшкиной); 4. отношения  «отцов и детей», 5. возвращение в детство, 6. жизнь и смерть (Анна Котова «Загадка»), 7. философия любви и одиночество (например, стихи Елены Чач, Игоря Федоровского, Николая Эйхвальда), 8. картины  Омска, 9. созвучия и параллели в искусстве (Марина Вылегжанина, Андрей Демин), 10. непрагматика жизни души (Светлана Дмитриева); 11. к вере через неверие (Анатолий Талапин), 12. потребность в духовном братстве  (Варвара Маслова «Игрушковые души»), 13. мотивы социального протеста (стихи Тимофея Зубарева), 14. любовь и смерть (Марина Вылегжанина «Обреченные»), 15. язык искусства, вечная тема поэта и поэзии (Андрей Козырев), 16. любование «спрятанной» красотой мира (Станислав Радзиевский), 17 мечты о семейном очаге  (Наталья Елизарова «Садовник»), 18. вера в добро и красоту души (лирическая новелла  Анастасии Карпеты «Зимой»); 19. неожиданное для себя открытие мира (Галина Рымбу), 20. вера в бессмертие (Александр Иванилова «5 мг амброзии»), 21. историческая проза (рассказ Марины Вылегжаниной  и Анны Максимовой «Карамболь»), 22. отношения к «братьям нашим меньшим» (стихи Марины Кузнецовой «Мой пёс, страдалец и философ…»; пронзительно по-чеховски трогательный рассказ Натальи Елизаровой «Любовь на коленях»), 24. глубоко-философское истинно ахматовское воплощение темы дружбы (Вероника Шелленберг «Зимнее»). Бросается в глаза обилие прекрасных метафор, фразеологизмов и деталей в рассказе Натальи Елизаровой: «нежная невесомость твоих пальцев»,  хозяин кошки – «необыкновенный, родной, мой», «на седьмом небе от счастья», «острая, пронзительная, подавляющая тишина», «голос твой был прежним  - проникновенным, ласковым, полным обожания и надежды». В этих строчках чувствуется  добрая, отзывчивая  и тонкая душа автора.

       В одной трети из них просматривается связь с литературными и художественными традициями (И. Бродский, Н.Некрасов, А.Пушкин, А. Кутилов, М. Пришвин, А.Чехов, В. Шукшин, М. Светлов, Е.Евтушенко; А. Тарковский,  И. Бергман).

     Немало написано о большой и малой Родине. Эта тема наполняется мотивом социального протеста в стихах Ивана Соснина: («в избах-склепах окошек кресты надломились…»). Эту же мысль продолжает Андрей Козырев: «…я врезался в память /Вечной родины. Все её боли и горести /Я несу в этом бронзовом сердце веками. /Боль без меры. Без слова. Без мысли. Без голоса»). Эта тема прозвучала также в стихах Марии Селюк «Но, может быть, восставшая от снов, / Вдруг запоет усталая Россия?» и Галины Рымбу «Город мой, скажи мне, а ты смог бы /Любить меня также сильно, как  я тебя?», Степана Князева («Впервые плачу о себе и о России»). Есть она и в поэзии известных авторов:  Д. Соснова и Б. Осипова («Покинутая Русь»).

     Совсем почти ничего нет по теме войны, за исключением драматического стихотворения «Гетто» из цикла Марины Кузнецовой «Эхо войны»).  Почему-то почти забыта тема материнства и отцовства, кроме стихотворений Д. Соснова  «Колыбельная» и Александра Седова «Дочке».  Совсем почти нет произведений для детей, за исключением разве что игриво-трогательной      сказки  Евгения Груздова «Мальчик и воздушный шарик».

    Признаюсь, был потрясен слогом и образами повести Серафимы Орловой «Созвездие Гончих Псов», в которой глубоко раскрыта тема мечты о несбыточном как главном противоречии современной жизни. Это глубокое психологическое расследование с исповедальными мотивами и «дрожащей свечой в ладонях», захолонувшимся от бега и любовного очарования сердцами, полное афоризмов (напр. «Люди не щадят тех, кто им полезен.»). Однако к меланхолическим ноткам автора хотелось бы о себя  добавить:  «Надежда всё же  умирает последней». Как бы вторит Серафиме Дарья Плаксунова в рассказе «Огонёк». Понять, что «сердце – не игрушка» (Н. Заболоцкий) помог автору образ нетленного огонька – огонька сердца и души, который горит в глазах её героев Жени и Матвея.

        Признаюсь, у меня сложилось двойственное отношение к сатирическому  «рассказу о человеке, который играет в бога» Аполлинарии Батюшкиной. С одной стороны, демонстрация бравады и скепсис главного героя программист Константина с бойфрендами, Гарри Поттером и другими идолами современности оправдывается его стремлением «быть не толпой. Быть личностью. Быть прозрачной каплей дождя, вырвавшейся из серости туч. Быть собой, оставаясь со всеми» и верой, что «у этого мира всё-таки есть шанс». Однако никакого оправдания не может быть  тому, что автор как бы разделяет с вместе со своим героем невозможность выхода из плена зависимости от курения, алкоголя, наркотиков, Интернета, его спокойному лицезрению на сосуществование  «скинхедов, панков, готов, эмо, ролевиков и растманов». При этом, как мне представляется, душевная деградация и  распад личности соседствует с появлением суицидальных настроений и показного эротизма. Такой подход не может не  нанести  душевного  урона молодой, неокрепшей душе юного читателя.

       Тоскливо-пессимистическое настроение остается от стихов Алины Ломовой, не оставляющих места надежде: «поплачь, когда память повиснет промокшею нотой, шепчи подсознаньем тоски предвесенний мотив…». В тематике  произведений журнала есть также спорные мистические картины смерти (Дмитрий Дзюмин), будущего, уход в зазеркалье (Дарья Решетникова), поиск экзистенциального смысла жизни (Игорь Егоров «Метаморфозы Овидия», стихи Светланы Хохловой), распада личности (Сергей Васильченко), попытка показа поиска «путей» спасения человечества  (пьеса Игоря Федоровского «Дом, в котором живу я, или Крыша поехала»). Но при этом возникает вопрос, что наряду с уважительным отношением к традициям русской литературы, которая в свою очередь черпала своих архетипы из народа, нечасто в произведениях молодых авторов можно встретить связь с фольклорной традицией, народной душой. Хотелось бы также увидеть побольше  фантастики, оптимистических картин будущего, в которое нельзя не верить! В целом по журналу можно высказать пожелание, что читательское восприятие журнала во многом выиграло бы, если бы он имел рубрики согласно его тематике.

Журнал может и должен возродиться и стать важным для молодёжи пространством творчества, высокой духовности, нравственной культуры, зеркалом души нового поколения россиян.

К списку номеров журнала «МЕНЕСТРЕЛЬ» | К содержанию номера