Игорь Сенин

Философия жизни Андрея Козырева. Отрывки из статьи

Андрей Козырев – талантливый поэт, известный в Омске и не только. Он молод, полон энергии, лёгок на подъём. Однако, несмотря на молодость, его стихи отличаются глубиной философского осмысления самых разных сторон нашей действительности. Именно это когда-то заставило меня всерьёз обратить внимание на его творчество. Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Поистине, это так. Андрей – не только замечательный поэт, но и художник, переводчик, учёный – литературовед. А недавно мне довелось открыть ещё одну грань его таланта – эссе. Эссе? (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Имеет сходство с научной статьёй, литературным очерком  и философским трактатом. Данному стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность. Некоторыми теоретиками эссе рассматривается как четвёртый род художественной литературы, наряду с эпосом, лирикой и драмой.

           Всем  указанным признакам соответствуют прозаические произведения Андрея Козырева, в которых он, не без успеха, пытается осмыслить и прочувствовать нынешнее состояние человеческой цивилизации, пути её дальнейшего развития.  Темы его эссе разные, от теории относительности до поэзии, однако объединяет их одно – стремление постичь общую картину мира, выявить всеобщие законы его развития, определить место человека в нём, остановить падение в хаос. Как поэт, Андрей Козырев, уделяет особое внимание поэзии, которая не просто образно отображает реальную действительность, но и является средством преображения реального мира, объединяя его с внутренним миром поэта. Подобное видение мне, как поэту близко, тем более что вопросы, поднятые Андреем Козыревым, во многом созвучны с моими собственными вопросами и ответами. Действительно, мир не однолинеен, и не исчерпывается одной лишь косной материей. Наша благотворная энергия добра способна изменить его к лучшему. Но стремится ли большинство из нас к реальному действию в этом направлении? Нет. Впитавшие в плоть и кровь материализм, мы не верим в себя, а потому плачем, жалуемся на неустроенность, бесперспективность существования, и даже не пытаемся понять, почему так происходит, и как можно сделать лучше.

   И вот, на фоне всеобщих стенаний, молодой, не умудрённый опытом человек ставит перед собой и нами глобальные вопросы бытия. И не только ставит, но и отвечает на них. Разумеется, можно соглашаться или не соглашаться с его ответами. Важно то, что он не предаётся унынию, не замыкается в себе, не плывёт по течению, а думает, объясняет, действует. Да, можно сетовать на то, что всё пропало, или устраивать пир во время чумы, а можно пойти другим путём, трезво взвесив ситуацию, попробовать найти достойное решение. Подобная позиция достойна уважения, а эссе, продолжающие традиции великих философов и литераторов, нуждаются в непредвзятом изучении и осмыслении. Когда-то я написал стихотворение, которое могло бы проиллюстрировать общую направленность творчества Андрея Козырева, вот оно:

 

 Преображение

 

Проникнув духом в сказочные дали,

Воображенья пользуясь огнём,

Преображаю мир, меняя в нём,

 Сложившейся мозаики детали.

И ставлю созидания печать

На косную материи основу.

 Есть способ мысль в реальность обращать,

 Энергию любви доверив слову.

Вот волшебства вселенское начало,

 Чудес универсальный механизм –

Помноженный на Веру оптимизм,

Плюс вдохновенье  звёздного накала –

  Поэзии немеркнущий огонь,

Рожденье дня средь сумрака ночного…

Я раскрываю сжатую ладонь,

 На волю выпуская птицу-слово!

 

 Что ж, рассмотрим более пристально некоторые эссе Андрея Козырева. 

 

Теория духовной относительности

 

            Каждый думающий современный человек не может ни осознавать, что      Современное бытие год от года становится всё более зыбким, неустойчивым, относительным. Существует теория относительности физического мира, открытая А. Эйнштейном, однако человек живёт не только в мире физическом, но и в мире духовном, поэтому логично предположить, что  вслед за теорией относительности физического мира должна быть создана  теория духовной относительности. Андрей Козырев формулирует её основные постулаты:

1. Бытие конкретного человека теряется в общем бытии человечества. Жизнь обесценивается, и искусство с литературой фиксируют не столько состояние души человеческой, сколько состояние хаоса. Наша культура – хаосоцентрична.  

2. Чтобы устоять перед воздействием хаоса, нужно утвердить представления о самоценности каждой человеческой жизни, сообразной с основными космическими началами. 

3.Творчество и сама жизнь представляют собой непрерывный процесс метаморфоз, превращений от  простого к сложному, от низкого к высокому. В процессе творчества происходит взаимодействие различных интеллектуальных планов, и в результате формируется новая – творческая – философия жизни. 

          Возможно, данные рассуждения покажутся кому-то чрезмерно сложными, удалёнными от реальной жизни, однако это не так. Жизнь на самом деле усложняется год от года. Как правило, мы не осознаём происходящих процессов, и не влияем на них. Жизнь же, прежде всего общественная, развивается стихийно и не в нашу пользу. И здесь разговоры о предстоящем конце света вовсе не случайны. Он наступит, если каждый из нас  не осознает своей положительной энергетики, и не направит её на благо через осуществление творческой деятельности. Но мы все разные, люди разных религий, философий, наций, государств, характеров. И благо, в том числе и всеобщее, каждый из нас понимает по-разному. Вот поэтому необходимо найти  общий знаменатель, а для этого каждый должен научиться уважать мнение и убеждение другого. Уважать, а не навязывать своё силой или обманом. Люди разные, а человечество – одно и истина одна. Именно эту простую мысль пытается донести до нас Андрей Козырев – поэт, художник, молодой учёный, и просто неравнодушный человек.  

 

Многомерность исторического времени

 

Задумывались ли вы, почему многим из нас так плохо, дискомфортно, неуютно в нынешнем мире? А может мы просто оказались не в своём времени? Ещё со школы нам известно, что мир материален, а формами существования материи являются пространство и время. Если пространство ещё как-то можно себе представить, то время – совсем уж непонятная субстанция. Оно как бы и есть, но при этом, слишком относительно, если не сказать, условно. Традиционно мы считаем время неким потоком, идущим от прошлого к будущему. Фактически же, время не однородно. На это обращает внимание Андрей Козырев. В истории существует несколько временных измерений. Так, наряду с объективным физическим временем, у каждого человека есть индивидуальное психологическое время.  Свое цивилизационное время, есть и у каждой цивилизации. В настоящее время мир переживает несовпадение этих трёх времён, трёх темпов развития жизни, порождая кризис временнóго существования. Следствия этих кризисов, говорит А. Козырев, могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Действительно, С одной стороны,  формирование новых систем взглядов на мир и на место человека в нём, на мироздание вообще, с дугой, появление настроения всеобщего разочарования, упадка, агрессии во взаимоотношениях народов и классов. Три несовпадения: эпох, цивилизаций и культуры порождают кризис временного существования. Ломка временного самоопределения целых народов неизбежно сопровождается взрывом; вся история человечества в этом отношении есть движение от взрыва к взрыву. Однако бесконечные метаморфозы человеческого общества не всегда оправдывают те жертвы, которые были принесены во имя свершения этих метаморфоз. Так кто же мы, щепки в потоке времени, или творцы своих судеб? Куда нас несёт бурный поток, и можем ли мы надеяться на удачу, не понимая природы происходящего, не владея ситуацией? Не означает ли это, что пришёл срок всем и каждому овладеть ею? И опять же, возникает искушение проиллюстрировать данное  эссе стихотворением.

 

 

Время

То стоишь, то вертишься юлою,

То летишь как бешеный мустанг,

То нависнешь вдруг над головою,

Мой окоп утюжа, словно танк.

 

От тебя в окопе не укрыться.

Что же, всё, конец, проигран бой?

Равнодушный монстр, слепой убийца,

Как мне быть, как справиться с тобой?

 

Падают сражённые солдаты,

Со штыком на танк бросаться – бред!

Получай стихов моих гранаты.

Пусть ты, время, – танк, но я – поэт! 

 

 

Координаты цивилизационного пространства

 

Ныне в моде космополитизм. Я же люблю Россию и считаю, её уникальной, самобытной и самодостаточной мировой цивилизацией, которой вредны необдуманные заимствования из других культур. С этой точки зрения мне глубоко импонирует цивилизационная теория развития общества, подчёркивающая уникальность и равноценность для истории каждого общества, каждой цивилизации. Приятно осознавать, что к этой теории имеет отношение и наш земляк - Андрей Козырев. Интересны его рассуждения о цивилизациях, которые подобно древним континентам наплывают друг на друга, меняя себя и преображая общество.   Действительно, цивилизации не одинаковы, и каждая существует в психологическом, социальном  и природном измерениях. Если в одну систему координат вторгается другая, то пространство существует уже не в трёх, а во множестве измерений. Так, в истории России часто случалось, что точка отсчёта, служившая центром исторической, социальной и духовной жизни общества, сменялась, происходило постепенное вытеснение одной системы другой либо их незаметное слияние. В настоящее время, в России все центры духовного и исторического развития, существуют рядом, порождая хаос. Эта ситуация, как верно подметил Андрей Козырев, уникальна для историка, но печальна для современника.

Страх перед подобным образом мира заставляет одних искать точку опоры, цепляясь за какие-либо фальшивые культурные ценности, а других бороться против целого во имя иного целого, создавая новую единую систему ценностей, устанавливая единые параметры общественного, духовного и физического бытия. Следствиями этих устремлений становятся новые открытия, религиозные и философские учения, творческие достижения в искусстве и литературе. Так трагизм исторического существования человека через катарсис преобразуется в самоопределение личности, и достижения человеческого духа.

Как будет развиваться дальше наша российская цивилизация зависит от нас, от нашей объединённой творческой энергии, нашей пытливости и неравнодушия, от нашей способности к объединению – интеллектуальному, духовному, нравственному, от нашей способности дать достойный ответ на, как это принято нынче говорить, мировые вызовы.

 

Концепция цивилизационных полей

 

Данное эссе продолжает тему мировых цивилизаций. Интерес автора к затронутой области знаний не случаен, поскольку мы живём не на необитаемом острове. Вокруг нас раскинулись многочисленные государства, обладающие различной системой ценностей, конкурирующие, соперничающие друг с другом. Как говорится, этого разве что слепой не заметит. Конкуренция может быть не только экономитческая, но и духовная. В связи с этим, автор отмечает, что каждая из цивилизаций порождает вокруг себя некое цивилизационное поле, которое оказывает влияние на другие цивилизации. Так, Россия сейчас находится под воздействием как минимум трёх информационных цивилизационных полей, к которым сама не принадлежит, – поля китайской, исламской и западной цивилизаций. Возможно, Россия спустя некоторое время станет «Гималаями» нового цивилизационного региона, но для этого ей придётся пережить страшные культурные и исторические катаклизмы, образно замечает автор.

Взлёты, подъёмы и провалы в ноосфере мало ощутимы для нас, но именно они определяют ход развития не только человечества, но и Земли в целом. Искать механизмы для их изучения и контроля – задача науки будущего.

 

Информационный потенциал общества

 

Нынешний век неспроста называют информационным. Обществом накоплен огромный информационный массив, который, в свою очередь,  сам оказывает влияние на социум, способствуя переменам в его структуре.

Андрей Козырев  задаёт вопрос, какую форму может принять имеющийся у нас информационный потенциал? И сам же отвечает на него.

Интернет, социальные сети, средства массовой информации – всё это и многое другое помогает людям преодолевать преграды времени и пространства и устанавливать связь между самыми, казалось бы, далёкими точками земного шара. Эти структуры полностью не поддаются никакому внешнему контролю, они сами развиваются и оказывают влияние даже на ход человеческой истории. В сознании современного человека всё чаще возникает образ некоего планетарного мозга, созданного на основе объединения информационных ресурсов и развития информационного потенциала общества. Здесь преодолевается смертность конкретных информационных продуктов, конкретных плодов мыслительной деятельности человека.

Но, если это сознание организовано неверно, то всё человечество может в едином порыве броситься к собственной гибели. Чтобы этого не допустить, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы «духовная атмосфера человечества» оставалась чистой от проникновения в неё разрушительных идей. Но вся трудность решения этой задачи заключается в том, что никакой приказ власти не способен повлиять на общество, заражённое дурной информацией, и только мужественные усилия всех людей вообще и каждого человека в отдельности могут спасти социум от катастрофы «массового психоза». Задумайтесь, люди!

 

Четыре благородные истины психосинтеза

 

И опять, возвращаясь к теме неустроенности человека в современном обществе, Андрей Козырев пытается найти её причины и способы преодоления. Он рассматривает философские и психологические учения, прошлого, призванные решить эту задачу, и убеждается в их бессилии.  Почему? Автор даёт на это следующий ответ. Эти теории сосредотачивали своё внимание на формах психической жизни человека, упуская из внимания материал, которому придаётся та или иная форма. Именно пороки материала являются главной причиной большинства расстройств человеческого сознания. Это - «Вещество существования» - психика человека, состоящая из ряда первоэлементов – «атомов психики». Эти атомы – элементарные импульсы и рефлексы психической жизни. Мысль преобразуется в чувство, а чувство – в желание и волевое побуждение, что и определяет движение внутренней жизни человека. Нарушение этого движения есть психическая болезнь. Личность становится хаосоцентричной.

Нарушение движения «атомов сознания», может быть вызвано двумя основными причинами несовпадением человека с миром и несовпадением человека с собой.

Первый тип расстройства автор видит в том, что движение психических процессов в человеке не совпадает с темпами общественной жизни. В результате человек начинает противопоставлять себя обществу, культивируя в себе хаос, либо напротив, максимально регламентируя все процессы своей жизни.

Другой тип расстройства – несовпадение человека с собой истекает из «белых пятен сознания», которые становятся для человека первостепенными и он выступает против «организации», вытесняя её элементы в хаос. Здесь затрагиваются основные слои человеческого бытия, сама человеческая «экзистенция», и излечение от этого расстройства возможно только с помощью максимального напряжения всех человеческих сил.

Какими методами мы можем излечиться от расстройств «вещества существования»? Психоанализ – это взор человека на свой внутренний мир через окно, позволяющее видеть, но не воздействовать на явления видимого мира. Необходим психосинтез, говорит Андрей Козырев, который стал бы не «окном в мир», а «выходом на улицу через дверь». И как поэт, он безошибочно определяет  главный метод преодоления хаосоцентричности - творчество, как упорядочение «единиц мысли, слова и действия» в законченные структуры. Необходимо выделить в личности несколько основных «опорных точек сознания», после чего наступает столкновение противоположностей. Важно не допустить деструктивного проявления энергии сознания, направить энергию на созидание, самовыражение в творчестве, очищение и освобождение души от тяжести хаоса, обретение  ясности мировосприятия. В процессе творчества происходит взаимодействие различных интеллектуальных планов, и в результате формируется новая – творческая – философия жизни.

 

Завершая разбор эссе Андрея Козырева, хочется поблагодарить его за смелость и оригинальность идей, за мысли, чувства, образы, неравнодушие, эрудицию и  пожелать ему дальнейших успехов во всех его многочисленных творческих начинаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К списку номеров журнала «МЕНЕСТРЕЛЬ» | К содержанию номера