Наталия Лихтенфельд

Нина Краснова, «Тайна»


Нина Краснова, «Тайна» (в 2 томах) М.: «Вест-Консалтинг», 2014

Кто только не писал о Нине Красновой — народной поэтессе с глубокими русскими корнями. Кто только не восхищался ею! Несколько цитат стоит привести для того, чтоб понять масштаб ее поэтического дарования.
«Нина Краснова — всегда изменяющаяся поэтесса, и ее поэзия — не какая-то раз и навсегда застывшая, окаменевшая форма... Нина пишет то пронзительно лирические стихи, то убийственно ироничные, то народно-фольклорные, частушки, раешники, то традиционные стихи, то авангардные. Она как бы все время надевает на себя разные маски. Но за всеми этими масками видится она сама. Она всегда нова, интересна и неожиданна». (Герман Гецевич.)
«Нину Краснову некоторые воспринимают упрощенно, как скоморошную поэтессу, но она совсем не проста, а ее скоморошная маска — это трагическая маска». (Валентин Резник.)
Кирилл Ковальджи, рассказывая о своем участии в поэтическом фестивале в Румынии, заметил: «Поэты разных стран читали там в основном слишком литературные стихи, так называемые тексты. Я рад, что стихи Нины Красновой всегда очень живые».
«Она настолько своеобычна и своеобразна, что спутать ее ни с кем невозможно. Рифма у нее всегда какая-то неожиданная, образ какой-то такой переворотный...
Говорят, частушки она сочиняет! Но это у нее не главное, хотя она выросла из фольклора, как наша литература выросла из „Шинели” Гоголя... Без поэзии Нины Красновой невозможно представить себе русскую литературу ХХ и XI века», — так писал о ней народный артист России Валерий Золотухин.
Говоря о стихах Нины Красновой в предисловии к вышедшему двухтомнику «Тайна», поэт и издатель этой книги Евгений Степанов также пишет о фольклорности творчества поэтессы, о том, что ее стихи пропитаны русским самовитым, неподцензурным словом, что она подлинный мастер стиха и в ее арсенале широчайший набор поэтических средств: и частушка, и раешник, и речитатив, и плач, и заговор…
В первом томе «Тайны» поэтессой предоставлено слово «собратьям и сосестрам по перу» — Тамаре Жирмунской, Раде Полищук, Анне Гедымин, Вадиму Рабиновичу, Зульфие Алькаевой и многим другим.
Анна Гедымин, например, подчеркивает своеобразность Красновой, то, что голос ее «с неизменной словесной игрой, юмором, плачами, с ее очаровательными лирическими стихами, готовыми немедленно превратиться в песни» ни с кем не спутаешь.
В книгу «Тайна» вошли стихи, написанные Ниной Красновой в течение последних пяти (и более) лет (напечатанные в газетах и журналах «Дети Ра», «Зинзивер», «Крещатик», «Юность», «Наша улица», в поэтических альманахах и в трехтомнике Е. Степанова «Жанры и строфы современной русской поэзии») и некоторые стихи из ее предыдущих книг («Четыре стены» и «Избранное»).
Название «Тайна», мне кажется, восходит к восприятию бытия и творчества самой поэтессой. Никто не объяснит, откуда приходят стихи, почему у одних есть поэтический дар, а у других его нет, никто не объяснит судьбу, то или иное предназначение. Нина Краснова  нашла свое место в жизни и творчестве, но и для нее, как для всякого пишущего и ищущего человека, многое остается загадкой. Живя в поэтическом мире, посвящая поэзии свое время, она понимает, что жизнь творца зависит от проникновения в тайну слова, и тайну эту она пытается разгадать.
Нина Краснова — поэт очень откровенный и разноплановый. Как в темах и жанрах, так и в поэтической тональности. В ее поэзии все оттенки лабильного характера талантливого человека, и в то же время присутствует стержень, целостность дара, что позволяет говорить о собственном поэтическом почерке. От «Праздника цветов» и  кокетливого «принцессою стать/ И примерить солнца корону» до «Поминальных свечей»  можно пронаблюдать спектр восприятия ею мира, ее душевного опыта . Поэтические «поминальные свечи» зажигает она своим ушедшим родным, товарищам и друзьям, среди которых было немало знаменитых, талантливых людей: Андрей Вознесенский, Виктор Астафьев, Валерий Золотухин, Анатолий Шамардин... Люди, с которыми она находилась в близком творческом союзе и уход которых тяжело перенесла. В связи с этим циклом Владимир Коркунов в своей рецензии на «Тайну» говорит, что в нем  поэтесса выступает в роли плакальщицы. Конечно, нельзя не печалиться о своих близких, но в цикле этом не только скорбь и плач. Это и веселые посвящения, написанные еще при жизни ее друзей, либо поэтический диалог с ними. Не с загробным миром, а разговор живой души с такой же живой душой, обитающей теперь в иных измерениях.

Я пришла поклониться к церквушке не мертвому мертвецу,
А Поэту бессмертному, вечному, в Бозе почившему гению,
Поэтарху в венке из стихов, покорившему мир творцу,
Духу сфер неземных, не подвержен который гниению.

Так написала Нина в посвящении Андрею Вознесенскому на его сороковины, 10 июля 2010 года.
Подобно тому, как когда-то на Таганке ее друг Валерий Золотухин читал в спектакле «Владимир Высоцкий» строки из стихов Высоцкого «может, кто-то когда-то поставит свечу», Нина Краснова поставила в своей книге поминальные свечи и Валерию Золотухину. Это и посвященная ему сказка «Бармалей, принцесса и артист» по его «гос. заказу», как шутливо называли они между собой стихотворные заказы Золотухина на определенные темы, и «Деньрожденьевские частушки», и стихи в знак восхищения талантом артиста после просмотра спектаклей и фильмов с его участием.
Еще одна тайна жизни — человеческие связи, возникающие и растворяющиеся в прошлом, оставляющие на сердце раны-зарубки. Но Нина Краснова — человек жизнерадостный, и такой же позитивной энергией пропитано ее творчество, в том числе и эта книга с частушками (от которых невозможно оторваться, настолько они смешны и оригинальны), экспериментальными стихами с анаграммами, омофонами, палиндромами и экзерсисами, циклом «Крымские мотивы» и стихами о любви и дружбе, посвященными поэту и издателю книги Е. Степанову.
Нина Краснова — человек благодарный. Как в жизни, так и в поэзии, хотя поэзия и есть для нее жизнь. Существуя по законам своей благородной и благодарной поэтической страны, она заставляет удивляться нас, сколько в ней признательности судьбе и встреченным на ее пути людям, сыгравшим немаловажную роль в творческом становлении поэтессы.
Нет, наверно, ни одного человека из круга Нины Красновой, талантом которого она бы искренне не восхищалась и не воспевала его. Как флюгер, реагирующий на ветер, она тут же оценивает дарование собратьев по перу, радуясь ему, и возникают маленькие (и большие) поэтические памятники, как в песне «Давайте восклицать, друг другом восхищаться, высокопарных слов не стоит опасаться». Таких памятников в книге множество. Они разбросаны по всем циклам. И это свидетельствует о ее чуткости к людям, абсолютном отсутствии ревности и зависти  к чужому успеху, о ее восторге от тайны  дара ближнего. Не только в себе самой, но и в окружающих Нина Краснова пытается разгадать эту тайну, прикоснуться к ней. Со свойственными поэтессе любовью и уважением к людям посвящает она доброжелательно-шутливые строки собратьям по перу. Вот только некоторые из них:Про Сергея Мнацаканяна

С Магистром Поэзии, с Мнацаканяном
Хотелось бы чокнуться мне стаканяном.

Про Инну Кабыш

Все поэтессы если б да кабы ж
Писать умели, как Инна Кабыш.

Про Анну Гедымин

Не отворачивайте, гады, мин,
От поэзии Анны Гедымин.

Про Елену Исаеву

В мире — лучше Исаевой НЕТ ЛЕНКИ!
У нее в литхозяйстве — одни НЕТЛЕНКИ.

Про Александра Шаталова

Сухари себе суша,
Едет Саша в США,
потому что, ша-ша-ша
Любит Саша США.

Даже здесь можно встретить и неологизмы (их в книге исчерпывающее количество, так как в рамках классического русского языка поэтессе с ее фантазией тесно), и только ее, персональные, рифмы, и аллитерации.
Жаль, что нам не удастся разгадать тайну самой Нины Красновой. Ведь тайна человечности в соединении с поэтическим даром — это большая редкость.

К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера