АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Альбина Абсалямова

Счастье похоже на Самарканд. Стихотворения

***

"Счастье похоже на Самарканд,

Или - на Марракеш".

Помнишь, контрольный - за четверть - диктант?

"Воздух прозрачен и свеж..."

 

Воздух прозрачен, как в классе седьмом,

Помнишь,  столетье назад?

Мы на Островского, старенький дом,

Дети и сад-палисад.

 

Дети смеются, колонка, вода.

Помнишь, скамейка? Сидим.

Ты предлагаешь: "Давай в города?

Дели, Иерусалим".

 

Дели! Иркутск, Кишинёв, Воркута-

Помнишь, как ты говоришь:

"Встретимся завтра у школы с утра

И завоюем Париж?"

 

И завоюем! Сто тысяч надежд!..

Помнишь? А ну, перестань:

"Счастье похоже на Марракеш,

Ну и - чуть-чуть - на Казань".

 

Слова

                                                                    

То хватаешь весы и пытаешься взвешивать фразы,

То берёшь решето и решаешь просеять слова.

То вот думаешь - выбросить, выбросить все их и сразу!

То вдруг машешь рукой,  и  - летите, мол, из рукава.

 

Отправляйтесь в далёкое плаванье, в самые дальние дали,

К самым синим озёрам, к огромным бескрайним морям.

Чтоб цветы по пути, чтоб улыбки, чтоб вас привечали,

Чтоб приветы-поклоны китам-кораблям-якорям.

 

Чтобы там, куда путь вам непрост, куда долог и сладок,

Вас бы встретили так, что в восторге сложили в стихи.

И не надо весов, решета, недомолвок, загадок,

Все дороги прекрасны, пути бесконечны, разгадки легки.

 

***

 Там, на двенадцатом этаже,

 Пальцем водить по стеклу.

 Думать: зима наступила уже

 Или молчит в углу?

 

 "Как там, пора заявлять права,

 Или нельзя пока?

 Может, еще - разгуляй-трава,

 Не-замерзай-река?

 

 Может, пускай этот город сер,

 Не убелен почти?

 Может, не стоит из высших сфер

 Снег на него трясти?.."

 

 Глупость, подстрочник, эскиз, канва,

 И - по стеклу - рука:

 

 "Пусть гололёд. Замерзай, трава,

 Не шевелись, река".

 

 

 

***

                    Полине

 

То ураган, то камнепад,

То сход лавин.

А он ни в чем не виноват,

Твой господин.

 

Но вот опять тебя одну -

Отдельно от -

Несёт стремительно ко дну

Водоворот.

 

А он стоит на берегу,

И смысла нет

Ни громко крикнуть: "Помогу!",

Ни прыгнуть вслед.

 

Ни шлюпку резвую бросать,

Ни строить плот.

А только ждать или не ждать.

Круговорот.

 

 

***

И вот ничего не осталось от сердца,

Совсем, совсем ничего.

Она отыскала в толпе иноверца:

"Будешь мне вместо Него.

 

Будешь со мною повсюду, повсюду.

Будешь, как я захочу -

Равновеликим ушедшему чуду,

Будешь, как должно Врачу.

 

Будешь лечить! Но, увы, не излечишь,

Ах, иноверец, прости:

 

Просто из сердца Он выложил "вечность" -

И без ошибок почти".

 

***

А сердце в ломбарде ценится высоко:

Сдай - и получишь всё, что угодно взамен.

Вот, например, на полке бутылка "Вдовы Клико":

Она никогда не кончится. Пей и не знай проблем.

 

Или вот генератор случайных чисел:

Включай его - и выбирай любого.

Те, кто покуда с сердцем, сердятся - что, мол, за игры в бисер,

А те, кто уже без сердца, весьма довольны обновой.

 

И вот она соглашается на генератор,

И он выдаёт ей героя с руками хирурга.

И руки хирурга, пожалуй, нежнее пальцев того, кто когда-то...

А, впрочем, она без сердца - и не вспоминает про Демиурга.

 

Но тут возникает в ломбарде весьма именитый клиент,

И забирает сердце - то, что она отдала.

Сердце трепещет и бьётся, и говорит: "Момент!

Уж я расскажу тебе, как обстояли дела!"

 

И клиент, что, как Данко, держит сердце в ладонях,

Узнает всю правду: как был Демиургом,

Как она никого, никогда, естественно, кроме...

(Впрочем, пальцы всё же нежней у хирурга)

 

Сердце ему говорит: "Ты послушай, послушай!

Разве имели значенье порханья, круженья её?

Как ты посмел подумать, что можешь быть ей не нужен?!

Как ты посмел отречься и сгинуть в небытие?!"

 

И он изучает сердце, и видит рубцы и заломы,

И сердце ему кричит: "Это ты виноват!

А впрочем, что толку думать, что было бы всё по-другому,

Меня-то обратно не вставить - так что, виват, виват!"

 

***

...но вскоре в этой истории появится кто-то третий.

Его триумфальный выход уже предрешён ружьём,

Аннушкой, режиссёром... Он выехал, скоро встреча,

А героиня плачет (под саундтрек с дождем).

 

Если нажать перемотку, можно увидеть сцену:

Вот её нежный ангел, бесплотный, как чья-то тень.

Она его в губы, в шею, а он - то ли  знает цену,

А то ли не знает вовсе - и тень, как всегда, на плетень.

 

Она к ему так и эдак, и пишет, и вновь не пишет,

И дышит, и вдруг не дышит, и слышит - и вовсе нет,

А он исчезает, тает, живёт на одних афишах,

Но всё же - на дальних крышах - нет-нет да мелькнёт силуэт.

 

А этот, который рядом, с ним вроде бы всё в порядке,

Но он бесконечно нервен, взрывается и горит.

А ну, удобряй, возделывай всегдашние эти грядки...

(И всё в этом мире шатко... Ну где же ты, Айболит!...)

 

А, впрочем, на что ей доктор, она и сама профессор,

Она экстрасенс, колдунья, факир, заклинатель змей,

Она прекращает плакать, идёт к вековому лесу,

И просит - мол, сделай что-нибудь, избавь меня от цепей.

 

И в эту секунду выстрел (который ружьё и Анна,

Который ещё вначале предусмотрел режиссёр)

Она поднимает голову - ни ангела и ни фавна,

Ни грустного и ни нервного, а только костёр, костёр.

 

Но кто ворошит коряги, бросает в огонь поленья,

Подкидывает валежник, смеётся - и лес дрожит?

"Дошла! Героиню в кадр! Снимаем!" И ни движенья!..

 

Но пламя костра, но ветер, но снег, что еще лежит...

 

СТО И ОДНО СОМНЕНИЕ АЛИНЫ, СОЧИНЕНИЕ ВО МНОГИХ ЧАСТЯХ

 

***

Алина работает в Палате мер и весов.

Ее задача - "поверка узлов учёта",

А также проверка значений понятий и слов,

Их соответствие истине. Вот такая работа.

 

В этой Палате - которая "мер и весов",

Есть сферический конь, затянутый в вакуум,

Идеальный цилиндр, окружность - но идеальных слов

Нет в этом мире гипербол и прочих парабол.

 

 ***

Алине слегка за тридцать,

Налажены дом и быт,

И даже летать как птица

Никто ей не запретит,

И даже писать рассказы -

И прочий "прекрасный бред"...

 

Алиной владеет разум.

Алина разумом - нет.

 

***

Алина стоит и смотрит афиши концертного зала.

Ищет знакомое имя, его на афишах нет.

Алина ещё постояла, "ну и не надо!" - сказала,

Зашла по дороге в пекарню, купила французский багет.

 

***

Алина заходит в гости к лучшей подруге Асе,

Ася сидит на кресле, вертит в руках лоскуты.

Вместе они вспоминают, как летом - в девятом классе -

Прыгали с парапета в Казанку с большой высоты.

 

***

Алина пишет в фейсбуке мальчик из школы.

Мол, помнишь, как я в седьмом тебя циркулем тыкал?

Алина, конечно, помнит - и мальчика, и уколы -

И как он вырос потом - и превратился в тыкву.

 

***

Алина ведёт ребенка через сугроб в детский сад.

Они сочиняют песни, топчут сугроб ногами.

Алина потом шагает - через сугробы - назад,

И думает, что вся жизнь похожа на оригами.

 

***

Алина одновременно решает полсотни задач,

В её голове роятся сложные многоходовки.

При этом она не умеет  - ни в шахматы и ни в мяч,

Но каждый второй удар непременно выходит ловким.

 

***

Алина не терпит вокруг себя пустоты.

Стоит исчезнуть герою - появляется новый герой.

Алина хватает взрывчатку, бросает, сжигает мосты,

А герой разбирает завалы и вновь возвращается в строй.

 

***

Алина гуляет с героем по тёмному зимнему лесу.

Пока он грустит о прошедшем, Алина хочет шепнуть:

"А что, если всё исправить, ведь мы не чужды прогрессу..."

А впрочем, ну как исправить? Не вырвать и не зачеркнуть.

 

 

***

Алина спешит на помощь к прекрасной и верной Инке.

Инка - представьте! - с мужем. Без малого двадцать пять лет.

Инка над ней смеется: "Алина, смени пластинку!

Оставь, он тебе не нужен, ешь свой французский багет..."

 

***

Алина согласно кивает, но снова - явленье героя.

Теперь он задумал проделать некий совместный проект.

Алине проект симпатичен, но горе Алине, горе!

Алина в растрёпанных чувствах выходит гулять на проспект.

 

***

Алина вдруг вспоминает про свой GPS-навигатор,

Который Алине вручили за то, что Алина - талант.

Вводит названье деревни - она далека, как экватор.

Алина решает не ехать. На полочке - Робски и Кант.

 

***

Алина тем временем плачет, остановить невозможно.

Себе она кажется очень, очень красивой в слезах.

Сейчас позвонить бы герою - или отведать пирожных,

Но - "абонент недоступен" - и ужас застыл на весах.

 

***

Алине тем временем снова хочется плакать-плакать,

Но плакать неконструктивно, она прекращает плач.

Берет со стола бумагу, зачем-то рисует лапоть,

Потом разрывает лапоть - и кушает перемяч.

 

***

Алина все выходные читает про Анну Каренину,

Решает, имеет ли право, и прочие "быть или бить".

И хочется ей непременно забыть об общественном мнении,

И написать герою - что "буду тебя любить".

 

***

Алина звонила герою, герой был совсем не лиричен,

Алина решила: "Хватит, я прекращаю страдать.

Живи себе в воображеньи, и там оставайся статичен,

И там оставайся отличен, но не поворачивай вспять".

 

***

Алина, казалось, решила, но там, в глубине подсознанья,

Ей хочется взять героя, отправиться в зимний лес,

И все-таки там целоваться, но не совершать признанья,

А просто стоять, обнявшись - и не прекращать процесс.

 

***

Алина его приглашает, но он вдруг "не может приехать".

Становится всё понятно, Алина думает : "Что ж,

Вернусь себе к прошлой жизни, не буду ему помехой,

И он пусть помехой не будет, но всё же - по сердцу нож".

 

 

P.S.

Там, в параллельной реальности, герой играет сонату.

Алина ему не мешает, сидит и пишет роман.

Там, в параллельной реальности - озеро, мёд и мята,

Озеро, мёд и мята, озеро, мёд и туман.

К списку номеров журнала «» | К содержанию номера