Никола Иванов

Между тлением и бессмертным духом

 


Сборник стихов "Между" - это книга, в которой поэзия в области истинного искусства. В ней лирическое Я чувствуется органической и неотъемлемой частью Космоса, Вселенной.

Здесь, на земле, человек имеет временную миссию, это короткая остановка на пути к бесконечности. Жить на земле, но думать о том, что будет потом, о Вселенной и Боге - это главное поэтическое послание, которое мы открываем. Характерно стихотворение, например, "Я, Эмпедокл". Вот как оно начинается:

 

Кратер страшен, как зияющее перерезанное горло.

Долго единственный я видел над ним главу Бога.

С ночи внезапно мне вздумалось Богу причаститься

самозакланием -

в сущности, я понял, что пора вернуть плоть свою земному

логосу.

 

Перерезанное горло - это очень выразительный образ, в этом случае нельзя не вспомнить одно сравнение Далчева относительно заката. Но именно это подтверждает вариативность внушения и мысли Ницше, что это нюанс величайшего постижения человека.

Потому что предметность, насколько она существует, превращается в жажду духовности:

 

Боги протянули во мраке тела созвездий.

Быстро покинул я город и отправился к горлу Этны -

я хотел до полудня совершить заклание Божьей главе…

Просто достичь вершины и в кратер броситься!

 

Также и монолог крови ("Предсмертные записки крови") впечатляет, потому что она себя чувствует комфортно и видит свой высший смысл, когда течет, пульсирует и живет в поэте - в обобщенном смысле в творце, в духовном человеке. И лирическое Я хочет почувствовать, как "воздух в легких становится словом".

Прежде чем отправиться Туда, требуется почувствовать и воплотить в себе духовные заветы титанов, которые жили до тебя, чтобы не отойти "словесно голым". Тогда шансы, чтобы тебя приняли подобающе Там, значительно выше.

 

Названия стихотворений также говорят о духовности: "Над землей осенью", "Брат мой взгляд", "Старец и пространство", "Архангелу болгар", "В поисках слова», «Истолкование», «Богоборчество", "Через… в" и т.д.

В стихотворениях встречаем имена таких духовных исполинов, как Ботев, Пушкин, Платонов, Кафка, Есенин, Цветаева, Мандельштам. Одухотворены предметы, образы, топосы. Невозможно просто, чтобы в лирике поэта, который живет в Варне, не присутствовал родной город, море:

 

Варненцы по принципу диссонансно поют -

может быть, по чисто структурным причинам:

чело Варны - Ташла Тепе,

гортань - лестница в Морском саду,

солнечное сплетение - прибрежный песок…

("Из Варны")

 

Впечатляет современный и ненавязчивый патриотизм, далекий от шумного блестящего шовинизма. Все идет через человека, важен Бог внутри нас. Конец стихотворения "Отместность" эмблематичен для духа всего сборника стихов:

 

После я понял, что ты мерцаешь другим мерцанием.

После я понял, что поэт смещает свои тела -

смертное тело от тела души,

а между ними трепещет лирическое время.

 

Вечное противоречие между плотью и духом интерпретируется и в конце "В поисках слова":

 

Золото, которым оплачиваю ночью

райские внушения в моем сне,

днем мечтается как власть

над слабой моральностью моей плоти.

 

Поэт вступает на пальцах в храм искусства. Мы можем открыть известную близость в самом широком смысле и дальнее сходство с такими поэтами, как Иван Цанев и Борис Христов, в основном по отношению к символическому дискурсу»Между". Но Димитар Калев достаточно отличается от своих предшественников.

Цикл "Гекзаметры" утверждает общее в поэзии "Между". Стихотворение, давшее название книге, наиболее показательно:

 

Поэт хочет быть «моральным пунктиром", который невидим, но всегда стоит перед человеком. Это часть гуманистического пафоса книги.

В "Между" нет лишних, случайных и неубедительных стихотворений. Это единая стильная и плотная поэтическая книга, нагнетенная смыслом, концептуальная. Она имеет несомненные поэтические достоинства как в содержательном, так и в формальном отношении.

Поэтика книги модерна, но без маньеризма или предвзятого модернизма. Поэзия в "Между" принуждает нас вступать в разговор со словами, "которые пытаются из воздуха узлы вязать". На протяжении всего сборника стихов не оставляет нас чувство, что мы бродим по земле духа и искусства. И это чувство дает смысл и заслуживает усилий общения с этой экзистенциальной и полифоничной лирикой.

"Между" - наиболее зрелая поэтическая книга Димитъра Калева на данный момент. Она может удовлетворить всякий взыскательный читательский вкус. А чего может достигнуть поэт?  На этот вопрос ответят следующие его поэтические книги.

 

Никола Иванов

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера