МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МЕДИАПОЭЗИИ «ВЕНТИЛЯТОР» состоится 19 декабря 2009 года

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МЕДИАПОЭЗИИ «ВЕНТИЛЯТОР»
(фестиваль видео, звуковой, визуальной, живой и прочей неведомой поэзии)

КОНЦЕПЦИЯ

«Медиапоэзия» – это не орфографическая ошибка, а новый жанр, новый поэтический язык, современное, молодое искусство, зарождающееся на пересечении и в синтезе самых разнообразных медиа-пространств: визуальных, текстовых, звуковых, виртуальных, многомерных, интерактивных, мультимедийных…. Несмотря на различия, все эти новые многообразные формы объединены главным – Поэзией. Мы пока не беремся в точности определить медиапоэзию и все ее формы, но уже можем с уверенностью констатировать ее существование.
  Как и любое явление, находящееся в состоянии раннего развития, медиапоэзия синкретична, эклектична, ярка, и пока еще не имеет четких границ, определяющих формы и законы их смешения, семантику и синтаксис нового языка. Так же неотделимы поэзия, ритм, музыка, пение и танец на первоначальных стадиях развития человеческой культуры, такое же синкретичное, неразделенное состояние характерно для раннего мышления, речи и творчества ребенка или древнего человека. Это нерасчленённое, целостное состояние и размытость границ дают неограниченную свободу формотворчества, смешения и смещения правил, игры и реальности. Так же, на высших ступенях развития, следующих за практикой применения формальных правил, за точным определением и осознанием границ форм, за достижением технического совершенства в искусстве, – мастера «игры в бисер» овладевают искусством синтеза всех отраслей искусства в одно, универсальное искусство и достигают нового уровня творческой свободы. Медиапоэзия – это новый исторический виток развития поэзии.
С точки зрения науки существование медиапоэзии могло бы стать очередным доказательством цикличности развития. С точки зрения религии - многообразие видов и форм медиапозии, существующих в живой природе, могло бы стать доказательством существования Бога.
Как и все новое, медиапоэзия – еще не имеет устойчивых правил, традиционных форм, признанных авторитетов, видимого общественного резонанса, зато привлекает к себе молодое, живое, творческое движение, людей, которые нащупывают и создают новый язык самовыражения в этих новых формах и их сочетаниях, которые не боятся искать и пробовать, экспериментировать, опрокидывая горизонты и заглядывая в новые измерения. Слияние различных медиаформ, их синтез в современном мире происходит повсеместно. Даже телефоны теперь не просто звонят, они и фотографируют, снимают видео, рисуют, заходят в Интернет.... Всё становится быстрым, многомерным, мультимедийным. Картинки, звуки, движение -  перемешиваются, сливаются, переплетаются, усиливаются, спорят, отражаются, множатся... И творчество в этих новых формах становится все доступней, все возможней. Сегодня практически каждый пользователь ПК может запросто сделать видеоклип или написать музыку. Любой обладатель фотоаппарата или просто телефона с записью видео - может снимать кино. Несложно предположить, что технический прогресс на этом не остановится, и уже совсем скоро станет возможным, в трёх, в четырёх, и в любых измерениях, в реальности или в интернете - воплощать любую мысль, легко превращая правду в ложь и ложь в правду.
Кто-то скажет – а зачем все это Поэзии? Она существовала во все времена на бумаге, в голосе, в музыке....  Зачем усложнять и что-то искусственно придумывать? За всей этой доступностью форм появляется большой соблазн утратить суть, настоящее живое чувство, свое собственное чистое видение, горячее сердце - собственно Поэзию...
Но на самом деле, ничего искусственного и противоречащего искусству в этих новых формах нет. Они развиваются вместе со временем, вместе с современными технологиями, а жизнь, как это было во все времена, - заполняет новые экологические ниши и стремительно осваивает новые формы существования, зарождаясь в самых разных возможных и невозможных условиях, несмотря на казалось бы непреодолимые препятствия. Так, независимо от целесообразности, наука развивается во всех направлениях, так трава прорастает через асфальт, так в кипящей лаве или при повышенной радиации начинают жить бактерии.... так и искусство оживает где угодно, даже там, где его совсем не ждешь.
Пока теоретики спорят - нужно ли такое искусство как медиапоэзия, и что же это такое, возможно ли вообще его существование как поэтического искусства, а не просто как экспериментально-пустой игры с формами, – жизнь показывает, что на самом деле, это искусство уже давно существует и вовсю расцветает.
Так в свое время случилось с хорошо темперированным клавиром  И. С. Баха, который  совершил неоценимый вклад в утверждении новой системы музыкального строя. Во времена Баха были распространен музыкальный строй,  в котором одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, и приводило к чувству расстроенности  и диссонанса инструментов. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. «Хорошо темперированный клавир» стал первым законченным сборником произведений для всех употребительных тональностей, написанный в новой полутоновой системе, с равномерно темперированным строем, позволяющей музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. Эта работа Баха, новаторская по технике и использованию выразительных средств, - подарила миру удивительно красивые,  живые и яркие произведения в форме фуг, и стала  наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки.
Тот факт, что в медиапоэтических формах уже родились, живут и радуются жизни настоящие, живые произведения, а вовсе не мертворожденные чудовища - сам по себе доказывает и утверждает существование такого искусства и его право на жизнь.
Одна из задач фестиваля – доказать право на существование медиапоэзии как полноценного жанра искусства, просто напросто показав, что этот жанр уже существует и развивается во всем многообразии форм. Несмотря на богатство возможных форм, на нашем фестивале Поэзия и искренность творчества  - остаются самыми важными. Поэтому прием работ на фестиваль будет определяться главным образом по критерию наличия Поэзии и её качества а не вычурностью формы.
Поэзия может быть представлена на фестиваль в любом формате или в любом сочетании форматов (видео, звуковом, визуальном, сценическом, печатном и прочем, неведомом). Тем не менее стоит оговориться, что на нашем фестивале не будет традиционной читки стихов со сцены, не будет просто песен, не будет видео или саунда в чистом виде, без стихов. Сердце фестиваля – видеопоэзия, одновременное сочетание текста, звука и видеоряда, – очень сложная и интересная форма. Апофеоз фестиваля – поэзомедиамикс, импровизационный стихо-звуковой живой поэтический перформанс, замешанный в музыкальный джем и сопровождаемый виджеингом.
Основными целями фестиваля являются: выявление и поддержка молодых талантов, приобщение широких масс к искусству, а также развитие мирового поэзо-движения. В задачи фестиваля входят: развитие и популяризация медиапоэзии во всех ее проявлениях (видео, звуковой, визуальной, живой и прочей «неведомой поэзии»), поощрение неадаптивной творческой активности, поддержка образа Санкт-Петербурга как культурной столицы, как города свободы, любви и творчества, города ярких талантов, новых возможностей и открытых границ.
Во всем мире проходят фестивали любительского кино, участниками которого являются не профессионалы, а люди, увлеченные видеосъемкой. Поэты собираются на «квартирники» и «уличники», читают неизвестные, нигде не неопубликованные стихи. Музыканты играют на улицах и записывают музыку на кухнях. Впервые за всю историю книгопечатания самиздат неожиданно обгоняет традиционные издательства по количеству наименований книг. Люди сочиняют стихи и мелодии, снимают кино, выкладывают в Интернет, шлют эсэмэсками, рисуют и пишут стихи на обоях, на стенах, на дорогах, на заборах, на рюкзаках, на себе, на небе... Всего этого так много…. И это очень здорово, что оно есть. Просто так. Есть - от того, что есть. От самого существования и биения жизни!
Мы хотим дать возможность этой жизни продолжиться в нашем фестивале, и дать возможность тем, кто занимается творчеством, связанным с поэзией - придти и посмотреть друг на друга, поделиться своими работами, порадоваться, поспорить, а может быть и затеять что-то новое, еще не открытое.
Мы не боимся неизбежной эклектики и «неудачных» экспериментов с совмещением медийных форм. Сам по себе наш фестиваль станет экспериментальной площадкой для опытов по взаимодействию не только самых разнообразных форм и средств медиапоэзии, но и самых разнообразных авторов. Как известно те, кто хорошо пишут стихи, часто сами не умеют их исполнять. В то же время, вполне возможно, что режиссеры, которые сами не пишут стихи, будут счастливы создать сюжет и снять киностих, актеры - исполнить стих , художники – его нарисовать, а музыканты - выразить стих в музыке. На нашем фестивале все они смогут найти друг друга, и от этой встречи может родиться и вырасти сотворчество, от которого станет хорошо всем - и авторам и медиапоэзии.
Как говорит закон Эвверитта (цитируемый А. Очеретянским в докладе о смешанной технике от 23 апреля  2002 года): «Неразбериха в искусстве постоянно возрастает. Только очень упорным трудом можно ее уменьшить. Однако, сама эта попытка приведет к росту совокупной неразберихи». Парадоксальным образом, одной из задач нашего фестиваля является увеличение неразберихи с целью достижения гармонии в искусстве.
Новое искусство требует новых жертв. К участию в фестивале приглашаются авторы с самыми разнообразными творческими взглядами, походами и характерами - поэты, музыканты, художники, актеры, канатоходцы, режиссеры, операторы, мультипликаторы … и разумеется все, кому просто интересен наш фестиваль. Так же мы приглашаем ученых для изучения нас и нашей настоящей живой медиапоэзии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФЕСТИВАЛЯ:

- повышение интереса к медиапоэзии во всех ее проявлениях в среде профессионалов, любителей и сочувствующих
- выявление новых имен в сфере видео, звуковой, визуальной, живой и прочей неведомой поэзии
- обмен опытом и передача знаний в сфере медиапоэзии
- широкое освещение событий фестиваля в СМИ
- поддержка и развитие культуры самиздата медиапоэзии
Новое искусство ставит новые задачи и требует новых ярких, свободных, веселых, грустных, смелых и настоящих содержаний. А с формами будем экспериментировать – благо почва богатая и непаханая. Будем развиваться, опираясь на стремительный технологический прогресс, и легко принимая любые медиаформы. Будем развивать наш фестиваль, не боясь этих новых форм, нащупывая и создавая новый язык, ловя ветра и разгоняя тучи, и главное - слушая свое сердце.
Фестиваль «Вентилятор» проходит под лозунгом «Пусть расцветает сто ветров!». Знаменитый лозунг, взятый из классического стихотворения: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» (в другом переводе: «Пусть сто цветов вместе процветают и сто школ наперебой высказываются»), - в свое время стал лозунгом, под которым Мао Цзэдун  в 1957 году провёл кампанию по усилению гласности, провозгласив новый курс развития экономической, научной и творческой деятельности. Эта фраза хорошо иллюстрирует значение иероглифа «сто», как совокупности всех возможных сочетаний - изобразить что-либо в количестве ста единиц, - значит исчерпать все возможные формы и образы. Впоследствии это выражение стало крылатой фразой, своего рода формулой поощрения разнообразия, свободы творчества, поиска своих путей, и гармонии сосуществования самых разных форм жизни.
Задача фестиваля - создать уникальное, свободное, фантастическое, загоризонтное, антигравитационное, внекоммерческое пространство, в котором сможет радостно расцвести все многообразие творческих характеров, медиапоэтических форм, способов выражения и переживания поэзии, в котором сможет завертеться самая разнообразная поэзодвижуха, в котором любые ветра, любые потоки - смогут беспрепятственно разлетаться в любых направлениях, танцуя вместе и не гася друг друга.
Мы верим, что наш фестиваль сможет расширить горизонты, открыть новые солнца, распахнуть окна, перевернуть миры, соединить континенты, проветрить головы, всколыхнуть сердца, сдвинуть застывшие «точки сборки», и расцвести «ста цветами - ста ветрами» разнообразного поэзодвижения!


РЕГЛАМЕНТ

Фестиваль медиапоэзии «ВЕНТИЛЯТОР» проводится 19 декабря 2009 года в Санкт-Петербурге в Центре Современного Искусства им. Сергея Курёхина. Организатор фестиваля – поэтическая арт-группа «ALTернатива Нефти» и Продюсерский Центр Павла Бархатова(ПЦПБ). Фестиваль проводится при поддержке Центра Современного Искусства им. Сергея Курёхина, «Litera +», творческого соединения «Zlystra&Pupstrip» и "jumpcutnakedhorsehybridpigletsstudio” (САСШ).

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

Программа включает в себя:
VIDEOPOETRY (показы видеопоэзии)
SOUNDPOETRY (эфиры звуковой поэзии)
VISUALPOETRY (выставка визуальной поэзии)
PERFORMANCEPOETRY (живые выступления)
ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (мастер-классы, лекции и семинары)
САМИЗДАТ (прилавок поэтического самиздата)
ПОЭЗОМЕДИАМИКС (живой стихозвуковой поэтический перформанс, замешанный в музыкальный джем и сопровождаемый поэзовиджеингом)
Программа формируется организаторами фестиваля.
VideoPoetry (показы видеопоэзии)
В этой фестивальной секции будут представлены работы, в которых звучащие, нарисованные или написанные стихи совмещены с видеорядом. Допустимые форматы: avi, mpeg2, mov, wmv, dvd.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ПОКАЗ

Программа ретроспективного показа включает в себя подборку из анимации, видео-арта, и прочих работ, которые по праву можно считать предтечей видеопоэзии.

ОСНОВНОЙ ПОКАЗ

Программа составляется из присланных авторами работ. К отбору принимаются работы продолжительностью не более 40 мин. каждая. Количество работ не ограничено. По итогам отбора из работ каждого автора (творческого объединения ) будет сформирована программа продолжительностью не более 40 мин., представленная в основном показе.

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Программа составляется из присланных авторами работ и выдвинутых ими на конкурс. К отбору принимаются работы (не более 2-х) продолжительностью до 10 мин. каждая.
19 декабря – во время конкурсного показа компетентное жюри определит победителей в соответствующих номинациях и наградит их призами.

SOUNDPOETRY (ЭФИРЫ ЗВУКОВОЙ ПОЭЗИИ)

В этой фестивальной секции будут представлены работы, в которых прозвучат стихи в звуковом оформлении - поэтические мело, шумодекламации и радиоспектакли. Однако, данная секция не будет включать традиционной читки стихов или просто песен. К отбору принимается неограниченное число работ (треков) от каждого автора (творческого объединения) для радиотрансляции non-stop в фестивальном пространстве. Звуковые работы (продолжительностью не более 10 мин. каждая) принимаются в электронном виде в любом формате.

VISUALPOETRY (ВЫСТАВКА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ)

На фестивале будет организована выставка, на которой будут представлены всевозможные поэзоформы в виде изо, фото, крафтпоэзии, поэтических коллажей и прочей неведомой визуальной поэзии. Многообразие допустимых визуальных поэтических форм ограничено только фантазией авторов и размером помещения. К отбору принимается неограниченное число работ от каждого автора (творческого объединения), как в оригинальном, так и в электронном виде. Допустимые форматы: jpeg, tiff, raw, bmp, ai, cdr. Если поэзия визуализирована не на бумаге (например: крафт-poetry, боди-арт, съедобные стихи и т.п.), то авторы должны предоставить концепции и фотографии работ. Приём оригиналов визуальной поэзии осуществляется в индивидуальном порядке по предварительной договорённости с организаторами фестиваля. Расходы на печать работ, присланных в электронном виде, организаторы берут на себя.

PERFORMANCEPOETRY (ЖИВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ)

На фестивале будут проходить живые выступления, перформансы и акции поэтов с использованием различных медиаформ. Однако PerformancePoetry выступления не будут включать традиционной читки стихов со сцены. Участникам необходимо предоставить концепцию, порядок проведения и указать продолжительность выступления. Желательно предоставить видео-презентацию планируемого живого выступления.

ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ, ДИСКУССИИ)

В данной фестивальной секции будет происходить обмен опытом, бесценным для совершенствования в создании различных поэтических форм. Например, мастер-классы по съемке видео в экстремальных и походных условиях, семинары по видео- и аудио-монтажу, видеосъемке и записи звука, интерактивные лекции по теории и практике звука, зрения и словообразования (с участием физиков, психологов, лингвистов и т.п.), дискуссии о возможных путях совмещения различных медиаформ и т.п. Список мероприятий в данной секции будет формироваться организаторами по мере поступления заявок. Для проведения мастер-классов, семинаров, лекций и дискуссий необходимо предоставить концепцию, порядок проведения и указать продолжительность мероприятия.

САМИЗДАТ (ПРИЛАВОК ПОЭТИЧЕСКОГО САМИЗДАТА)

На фестивале будет организована выставка-продажа самиздатовского творчества, имеющего отношение к печатной, рисованной, звуковой и видеопоэззии. Приглашаются вольные издатели с самодельными книжками, плакатами, коллажами, открытками, дисками, а также прочие рукодельники с поэтическим крафтом. Количество работ не ограничено. Выставка-продажа формируется на месте в специально выделенном фестивальном пространстве. Для участия в выставке-продаже самиздата необходимо дать краткое описание предлагаемого самиздата.

ПОЭЗОМЕДИАМИКС (ЖИВОЙ СТИХО-ЗВУКОВОЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ПЕРФОРМАНС, ЗАМЕШАННЫЙ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЖЕМ И СОПРОВОЖДАЕМЫЙ ПОЭЗО-ВИДЖЕИНГОМ)

Заключительной частью фестиваля станет поэтический живой импровизационный медиамикс, который соединит в себе живое чтение стихов в сопровождении музыкально-шумового джема и виджеинга по мотивам фестивальных работ и прочей неведомой видеопоэзии. Заявки на участие в поэзомедиамиксе принимаются от музыкантов, поэтов, танцоров, актеров и мастеров виджеинга.

ПЕРЕСЫЛКА МАТЕРИАЛОВ

Авторы могут предоставить свои работы, заполнив регистрационную форму он-лайн и загрузив их на сайт фестиваля в раздел Участникам или с помощью любого файлообменника.
Можно просто прислать работы по почте: 190000, Санкт-Петербург, а/я 408, Жигунову Илье Владимировичу.
Расходы по пересылке работ несет автор. Материалы, присланные на отбор, остаются в архиве фестиваля за исключением особых договоренностей.

Окончательная дата приема работ – 22 ноября 2009 года.

Для рассмотрения работы необходимо:

- Зарегистироваться на сайте mediapoetry.org.
- Загрузить или прислать работу по почте до 22 ноября.

Информация об отобранных работах и их авторах будет добавляться на сайт фестиваля в разделы Программа и Участники по мере рассмотрения заявок. Окончательная программа фестиваля будет размещена на сайте после 22 ноября 2009 года.

УЧАСТИЕ

Авторы отобранных работ будут приглашены принять участие в фестивале бесплатно. Фестиваль не оплачивает дорожные расходы, проживание и питание участников. Тем не менее, организаторы принимают заявки от авторов для коллективного съёма квартиры или возможных вписок. Также к участию в фестивале приглашаются зрители и волонтёры (см. информацию в разделе Участникам).

ПРИЗЫ

Для оценки видео-работ конкурсной программы VideoPoetry создается компетентное жюри, которое присуждает специальные призы в различных номинациях:

- за лучшее стихотворение
- за лучшую операторскую работу
- за лучшую анимацию
- за лучшее художественное решение
- за лучший звук
- за лучшую актёрскую работу
- за лучший монтаж
- за самый неодназначный стихоклип
- за самое интересное сочетание медийных форм
- и в других

Кроме того, по итогам фестивальных опросников, будут присуждаться призы зрительских симпатий в различных секциях фестиваля и в различных категориях медиапоэзии.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К началу фестиваля будет издан полноцветный буклет с информацией об участниках и DVD-диск с отобранными для конкурсного показа видео-работами. Авторы, чьи работы будут участвовать в конкурсном показе, получат буклет с DVD-диском бесплатно. Полная информация обо всех участниках будет размещена на сайте фестиваля. Также по итогам фестиваля будет выпущен DVD-диск и сборник статей, посвященных теоретическим вопросам медиапоэзии, а также практическому опыту проведения фестиваля «Вентилятор».

СТАТЬИ

Так как медиапоэзия – это новое, молодое искусство, зарождающееся на стыке самых разных медийных пространств - терминология, система и законы жанра ещё только начинают формироваться. Если у вас есть статьи, эссе, исследования, касающиеся визуальной, видео, звуковой и прочей неведомой поэзии, вы можете присылать их на e-mail: admin@mediapoetry.org или загрузить на сайт фестиваля (см. информацию в разделе Участникам) . Отобранные работы будут опубликованы на сайте фестиваля в специально созданном для этого разделе Теория . Кроме того, по итогам фестиваля будет издан сборник статей, в который могут войти ваши работы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕСТИВАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Присылая работы на наш фестиваль, вы соглашаетесь с тем, что они могут участвовать в любых мероприятиях фестиваля, а также публиковаться на фестивальном DVD-диске и на сайте фестиваля mediapoetry.org.

Мы понимаем, что авторы могут иметь разное мнение по поводу дальнейшего распространения своих работ (Интернет и теле-трансляции, освещения в СМИ и т.п.), и могут являться как сторонниками «Манифеста Непродажного Творчества», так и сторонниками ограничения свободного распространения своих творений. Со своей стороны, мы обязуемся с уважением пойти навстречу любой авторской позиции, и обязуемся не распространять творчество авторов за пределами данного фестиваля без их согласия.

Опубликовано 15-09-2009